Site Logo

Маленькое Общество Свободных Критиков

Литературный форум
 
Текущее время: 28 мар 2024, 22:56

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Новоприбывшие, обязательно ознакомьтесь с введением в МОСК!




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Нил Стивенсон. Вирус REAMDE
СообщениеДобавлено: 28 апр 2014, 20:57 
Читатель

Зарегистрирован: 28 апр 2014, 20:46
Сообщений: 5
Имя пользователя: Комендант уезда
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 0
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Изображение

Автор: Нил Стивенсон (Neal Town Stephenson)
Название: «Вирус Reamde» («Virus Reamde»)
Аннотация: «Т’Эрра»... Многопользовательская ролевая игра нового поколения с миллионами поклонников по всему миру. С каждым днем «Т’Эрра» увлекает все больше фанатов, погружающихся в захватывающий виртуальный мир, который для многих стал уже куда привлекательнее и важнее мира реального. И успехом игры решает воспользоваться группа хакеров. Эти кибергангстеры создают уникальный вирус REAMDE, который шифрует все данные на зараженном компьютере и требует за них выкуп… Так начинается новый роман Нила Стивенсона – уникальный сплав научной фантастики и крепкого приключенческого романа!

Это моя первая рецензия здесь, просьба не судить очень строго.

Нил Стивенсон хорошо известен как автор, пишущий на стыке реализма и научной фантастики (по существу, кибер-панка). Я слышал о его творчестве и решил все-таки познакомиться с его произведениями, начав с последнего - "Вирус REАMDE". Надеюсь, моя впечатления кому-то покажутся не лишними.

Сюжет игры начинается с описания компьютерной онлайн-игры Т'Эрра - вымышленной популярнейшей MMORPG, которая совершила революцию в жанре. В обычных RPG-играх золото добывается в основном грабежами персонажей. Создатель же Т'Эрры, Ричард Фортраст, первый догадался сделать игру не только в режиме реального времени, но и реальной географии и геологии. Во Вселенной Т'Эрры есть реальные горы, минералы, породы, которые выросли путем моделирования планеты и ее цивилизации. Суть заключается в том, что бедные игроки, у которых мало денег, покупают задешево рудокопов, добывающих золото в рудниках, а богатые игроки имеют возможность это золото скупать и тратить, а потом прокачивать своих персонажей. Разумеется, виртуальное золото стоит вполне реальные деньги. Так фактически реализована схема виртуальной экономики, с которой игровая компания Фортаста получает немалый заработок. Гигантское сложное предприятие, которое ничего не производит и ничего не продает, но получает колоссальные деньги. Монументальный памятник экономики нулей и единиц.

Цитата:
Дело в том, что, по сути, Корпорация 9592 ничего не производила, как, например, сталеплавильный завод. И не продавала, как «Амазон». Она лишь обращала в деньги желание игроков владеть виртуальными товарами, а товары поднимали статус вымышленных персонажей, игравших более или менее важную роль в событиях Т’Эрры. При этом в Корпорации все догадывались, хотя и не могли доказать, что для их бизнеса хороший игровой сюжет – как доменная печь для сталеплавильного завода. Правда, если у вас завод, то инвестора, нахлобучив на него каску, можно отвести в цех и показать ему печь. А фэнтезийный мир – это фэнтезийный мир. Что, впрочем, не мешало инвесторам вкладывать в Корпорацию 9592 капиталы, которых хватило бы на несколько заводов, и платить специально нанятым директорам, чтобы те присматривали, как идут дела.


Конечно, это далеко не единственная особенность игры - есть и много других, начиная от написания Библии мира и заканчивая глобальной сменой лагерей игроков. Сначала борьба в сеттинге игры велась между абстрактным Добром и Злом - как везде. Ричард придумал обмануть игроков, спровоцировав их на "нелегальную" смену правил и превращение борьбы неких Добрых и неких Злых в борьбу Пестрого альянса и Охристой коалиции. Разница в двух этих лагерях только в цвете и больше ни в чем. Фортраст, наблюдая за игрой, подметил желание игроков, как и всех людей, либо выделить своего персонажа палитрой цветов, которых нет в наборе, либо слиться с основной массой. И так однажды под благовидным предлогом и соответствующей легендой началась борьба ярко разукрашенных бойцов с армией цвета охры. Задумка, безусловно, гениальная. И не надо быть семя пядей во лбу, чтобы увидеть здесь воплощение тоже самого будничного и реального явления - разделения на "своих" и чужих", которое является одним из самых могущественных инструментов власть держащих в управлении миром.

Тем более, в книге это сказано почти прямым текстом.

Цитата:
– Меня беспокоит упрощение. «Т’Эрра» – огромная виртуальная машина убийств. Воины машут секирами, колдуны мечут фаерболы, все бесконечно дерутся друг с другом до смерти. Не до настоящей, конечно, – попадают в лимб, потом обратно. Тем не менее главный механизм, заставляющий систему работать (а именно приносить прибыль), – это кайф от стычек и ощущение соперничества. Вот поэтому у нас Добро бьется со Злом. Не оригинально, зато объясняет конфликт, обеспечивающий нам регулярный доход. А тут вдруг ЦП, и вместо борьбы Добра со Злом мы получаем что? Борьбу основных цветов с оттенками?
...– Вот именно. Мы давали им задания и квесты с пометкой «добрые». А убери весь антураж – те же задания, что у злых.
– То есть, по твоему, ЦП – это плевок подписчиков на наш принцип «Добро против Зла»? – уточнил Ричард.
– Я бы сказал – не плевок, а поиск чего-то более реального, что цепляет по настоящему.
– Например?
– Например, «других».
– Чего?!
– Брось, сам же наверняка увидел тот щит у аэропорта и сказал: «Фу! Синие волосы! Какая дичь». То есть отнес того эльфа к «другим». Когда решаешь, что кто нибудь «другой», убивать его становится несложным делом. А то и потребностью.


Замените "пестрых" и "охристых" на любые другие цвета и обозначения, онлайн-игру на конкретную страну, владельцев компании на держателей капиталов и политиков, а арт-директоров - на профессиональных пропагандистов - и получите схему любой политической власти любого режима по вкусу: вплоть до фашизма. И то, что смерти в реальном мире тоже будут реальны - ничего не изменит. Подобные идеи в нынешней, не самой богатой на глобальные обобщения, литературе, дорогого стоят.

В общем, идея описания зарождения и развития виртуального мира даже мне, не фанату RPG, очень понравилась. Виртуальный мир, виртуальная экономика, виртуальная политика и над всем этим - директор Фортраст, бог Т'Эрры в сети, миллионер в реальности, человек непростого характера и сложной судьбы. И однажды ему фактически бросается вызов - некий вирус "REАMDE", который переходит по компьютерам игроком, зашифровывает их файлы и требует отнести 1000 золотых монет (73 доллара в реальности) в условленное место на видеокарте. В совокупности хакер может получить два миллиона доллара - вполне реальных.

Я искренне полагал, что действие пойдет и дальше в этом ключе. Представьте себе саму идею - погоня за хитрым хакером, история эволюции виртуальной вселенной, ее внезапный кризис, ломка и крах, демонстрирующий уязвимость даже самой продуманной виртуальной системы перед реальной экономикой или действиями сознательный бунтарей. В случае успеха это был бы знаковый роман десятилетия, который бы в фантастически-художественной форме смог бы показать действие механизмов реальной экономики, которая в нашем веке ведь, в сущности, строится на тех же самых правила - ты получаешь деньги за то, что ничего не производишь, ничего не покупаешь и только производишь обмен виртуальных финансовых единиц. Смог же Эмиль Золя ярко и впечатляюще показать биржевые кризисы и трагедии судеб людей в романе "Деньги" - почему бы не попробовать проанализировать современность в рамках компьютерной игры, раз уже начал? Можно только вообразить себе то разнообразие сюжетов, если бы виртуальный мир начал бы выходить из-под контроля. Собственно, у автора уже есть нечто схожее - дебютный роман "Лавина".

Но увы. Автор довольно быстро свернул тему в совсем другую сторону. Вирус REAMDE зашифровал данные Питера - парня Зулы, которая является родственницей Фортраста и работницей его компании. А так как файлы были для мафии, то та решает - ни много ни мало - ехать к создателю вируса в китайский город Сямынь. Где путает этаж и вместо квартиры хакера попадает... в притон... исламских... террористов.

И с этой минуты линия описания игры остается второстепенной, и дальше идет классический приключенческий боевик с взрывами, стрельбой, погонями, шпионами и так далее и тому подобное. В итоге самый главный недостаток книги оказывается в том, что она похоронила интересную и оригинальную задумку, переведя все к традиционному экшну. И не знаю, как остальным, а мне было жаль. В современном мире на рынке фантастики вообще редко появляется что-либо нетривиальное, и даже задумки стоят дорого, пусть автор и не собирается их реализовать.

Ну что же, если у нас боевик, то что там с этой точки зрения? Нужно признать, что интересного там очень много. Стивенсон - не халтурщик и все действия персонажей у него продуманы скрупулезно. У них нормальная, человеческая мотивация, разумные действия, желания, поступки. Автоматы и пистолеты стреляют как положено, их регулярно надо снимать с предохранителя. Лодки не взрываются, только если скинуть на них автомобиль, герои не переплывают Гибралтар вплавь. Две трети книги насыщены вполне ярким экшном, сложными шпионскими перипетиями, тщательно выписанными локациями и харизматическими персонажами, которым уделяется свое внимание. Длиннейшая история книги к концу повествования только сильнее спутывает воедино отдельные сюжетные линии, посвященные каждому из героев.

Вот только насладиться этим я не сумел, поскольку на середине сломался и оставшуюся половину просто просмотрел. Причина - в чудовищном объеме произведения. Книга в оригинале занимает 954 страниц, а в отечественном издании вроде бы 914. Причина появления этой "Войны и мир" в том, что автор, видимо, не хочет писать коротко и считает долгом описать ВСЕ, что касается героев действия. Представьте себе, что кто-то стал бы вам описывать действия 12-серийного сериала - причем подробно, включая то, кто чем замахнулся во время драки, кто куда повернулся и что думал герой, сползая по крыше. Долго ли вам понравилось бы это описание, даже если бы оно иллюстрировало интересное действие? Вся эта словесная мишура, несмотря на всю красивость стилизации, только занимает лишний объем. Автору либо карма, либо кредит не давал просто написать: "Он повалил ее на кровать и попытался изнасиловать". Нет, надо было написать так:

Цитата:
Намерения Халида стали ясны, и Зуле хотелось лишь как можно дальше отодвинуть от него бедра, но отползать было некуда. Она уперла локти в матрас, приподнялась и рывком села. Халид решил, что она сопротивляется, взбесился, вклинил колено ей между ног и ухватил за пояс джинсов. Зула оттолкнула его руку, Халид замахнулся, метя в лицо, она отбила удар рукой, но стукнулась головой о панель плейера. Раздался щелчок, и из щели высунулся диск.
Халид воспользовался ее замешательством, расстегнул молнию и стал стаскивать с Зулы джинсы: дергал за пояс, но снять не мог – действовал он одной рукой, к тому же мешал нож, который лежал у нее в кармане и не давал вывернуть ткань. Халид дергал изо всех сил. Зула, чтобы не биться головой о переборку, откинула руки назад и наткнулась на торчавший из плейера диск.


Из этого бы вышла отличная сцена драки в сериале (кстати, книгу действительно будут экранизировать), но читать это ну о-о-о-очень долго. Газета «Pittsburgh Tribune», как сказано в предисловии издания, заявила: "Сюжет этого увесистого тома летит стремительно, как пуля!" Да, сюжет действительно летит как пуля. Проблема в том, что читатель вынужден бежать за это пулей пешком. В итоге книга становится похожа на путешествие по горам. Сначала: "Ой, как красиво! Ой, как хорошо!" (через десять часов): "Да скоро уже?!!!"

Еще один недостаток, который лично меня тоже не воодушевил - речь персонажей. Нельзя сказать, что она плохая, но! Автор, родившийся в семье двух ученых-техников, видимо, впитал стиль их речи и регулярно забывает, что в жизни далеко не всегда говорят литературным языком. Нет, обычно он это помнит, но иногда забывает и рождаются такие фразы, когда не поймешь - шутил автор или нет?

Цитата:
– С каким Ману?
– С Ману Джинобили, – сказал Питер, почти злясь, что Зула не знает элементарных вещей. – Он играет за «Сан Антонио».
– Ману, как мы его между собой называли, сам в «Т’Эрру» не играл, ни за кого не болел (далее длинное объяснение про хакера)
– Я никогда не слышала про Ману Джинобили, – призналась Зула. – Это правда такая общеизвестная культурная реалия, что…

***
– Иванов думает иначе. Он сказал Юйсе, что, если она поднимет шум, тебе будет очень плохо.
– Что, возможно, верно, – признала Зула.
Чонгор помрачнел.
– Даже если у нас с Юйсей и не любовь, угроза причинить мне вред может повлиять на ее поступки.


Но веселее всех, конечно, главный злодей Абдулла, чернокожий мусульманин, инженер по образованию, который таким стилем говорит в любой ситуации. Вообще в любой:

Цитата:
Прозвучала серия оглушительных хлопков. Иванову снесло полголовы и отбросило прочь. Он упал боком, словно хотел поймать свои мозги, пока они не выпали на пол.
Теперь Зула увидела, что в подвале есть еще человек: высокий негр. Он держал длинный автомат, в котором Зула узнала «АК 47».
Их взгляды встретились.
– Инглиш? – спросил мужчина с автоматом.
– Американка, – ответила она.
– Твоя ошибка понятна, но я спрашивал не про национальность, а про язык. Впредь постараюсь формулировать вопросы четче.


То же самое касается и стиля повествования. Спокойное перечисление: пошел туда, пошел сюда, подумал это и вдруг...

Цитата:
Пока в потолке не начали появляться дырки от пуль, Марлон не видел ничего плохого в соседях, разделяющих его воззрения на недвижимость.


Тем не менее, несмотря на колоссальный объем, который явно не переводит книгу в разряд "почитать на выходные", плюсов у нее намного больше, и если кто-то любит складывать в голове картинку из прочитанного и быстро читает, эта действительно хорошая книга придется ему по вкусу. Я же со своей стороны могу только пожалеть, что интересная задумка в итоге материализовалась в очень старательный, тщательный, добротный, но традиционный боевик. Надеюсь, не будет спойлером сказать, что Добро все-таки победило Зло? С помощью традиционной Силы Духа?

Цитата:
Ничего не может быть проще, а он все усложнил, пытаясь придумать какой нибудь ловкий ход, выкарабкаться и остаться в живых. Ему нечего терять, он заранее простился с жизнью, и это дает ему преимущество. Чтобы уравнять силы, он должен, как Джонс, плюнуть на все.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Template made by DEVPPL Flash Games - Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
 

Large Visitor Map