Рецензия (с) Корвин Мэларски Название: Конкуренты
Автор: Лукьяненко С.В.
Серия: ЗЛ
Аннотация: Если объявление на столбе приглашает вас стать пилотом космического истребителя – не спешите соглашаться, даже из любопытства. Всякое случается с людьми, решившими поиграть в компьютерную игру. Кто-то радуется, попав за штурвал настоящего космического корабля. А кто-то даже не успевает испугаться. Потому что теперь с ними все будет по-настоящему. Космос. Корабли. «Чужие». И смертельные схватки на орбитах далеких звезд.
Фанфик тиражом в 300 тысяч экземпляров
Говорю сразу - я не классический цензор, который беспристрастно оценивает произведение, отрешившись от личности Автора и окружающего мира. Я рядовой потребитель качественного интеллектуального чтива, который когда ему обещают "шедевральную космооперу" ожидает прочитать именно её, а не мануал на несколько сотен страниц, посвященный посредственной браузерной игре.
Целевая аудиторияЧто нам обещал Сергей Васильевич? Позволю себе процитировать:
Цитата:
Помнится, я говорил, что хочу написать космооперу. Так вот, я уже пишу. И проект будет довольно необычным. Это космическая опера, действие которой происходит в мире онлайн-игры "Startquake". Реальной, существующей, в которую можно играть. Почему в мире именно этой игры? Хотя бы потому, что она ностальгически чем-то напомнила мне "Мастер оф Орион". А еще потому, что у нее нет легенды. Ну и создатели игры положительно относятся к проекту. Книга будет влиять на игру. Игра будет влиять на книгу. В общем - "фотоны, протоны и магнитные поля!"
Космоопера. От лучшего (?) отечественного фантаста. Необычная (!) и по мотивам онлайн игры (довольно убогой, должен отметить). Как звучит то?! И тут же возникает вопрос:
Неужели среди всех фанатов, обитающих в столь заботливо обласканном доктором Пилюлькиным ЖЖ, не нашлось
ни одного, поведавшего бы Маэстро о существовании других,
более достойных пера мастера, игр того же жанра? Браузерки - dark orbit и battlestar galactica, single-серия иксов (X3: terran conflict & others), единственная и неповторимая EVA online от CCP.. да хотя бы взять ту же родоначальницу жанра - elite! У каждой из этих игр (лень всех перечислять, ибо их гораздо больше) количество поклонников и
благодатных чёрноземов вселенной, щедро удобренных фанатскими изысканиями в разы больше.
Больше поклонников игры - больше потенциальных читателей "чтива по мотивам" - больше тугриков в кармане у автора и издательства = profit! Где логика
выбора, спрашиваю я вас!?
Но даже если отбросить все вышеперечисленное - вы бы стали писать и ставить свой автограф под убожеством? Если уж писать по мотивам, то стоит выбирать лучшую игру. Сергей Васильевич, вам же дети верят, - зачем рекламировать непонятно что?
почему-то вспомнилось:*
Цитата:
- Простите, позвольте, - это настоящий вкус "Фермерского дара"?
- Да, а что?
- На вкус это гуталин.
- Но.. это не твоё дело, верно?
- Не мое дело!? У игры продукта вкус печной золы! Как это не моё дело!?
- Эй, парень, - тебе за это платят!
* цитата из фильма "Кейт и Лео"
Беда (для автора) только в том, что IQ среднестатистического игрока в EVE|X3, выросшего на произведениях Хайнлайна и Лема немного больше, чем у предыдущего американского президента. Из всех прочитавших книгу, могу отметить только три категории людей, которые не плевались после прочтения -
фанатики творчества Лукьяненко, фанаты собственно
starquake и авторы заказных рецензий. И виной тому в равной степени убогость книги, примитивность самой игры и массированная рекламная компания, развернутая аж за год до выхода опуса "на золото" и обещавшая ШэДэВрЪ. Выстрел вхолостую. Целевая аудитория, в большинстве своём, книгу не оценила.
"Конкуренты" или "Рыцари сорока островов, Ч.2 - спустя двадцать лет?"Как все знают, СВЛ - ярый копираст (т.е. противник плагиата и защитник аффторских прав), а
красть переносить идеи из собственных произведений у нас, к сожалению, нарушением авторского права не считается. Хотя.. больше 20-ти лет прошло с момента написания "Рыцарей сорока островов". Кто вспомнит? Ну подумаешь, - поменяли название, чуть испоганили первоначальный авторский слог, переименовали героев - чего париться? Пипл схавает. Привожу список заимствований из первоисточника:
1. В оригинале жалких людишек у нас похищала раса пернатых гуманоидов, зачистивших вселенную; в сабже - раса жуков (часом не родственники багзов из "Звездного десанта" Хайнлайна?), стерилизовавших вселенную.
2. В оригинале клонировали с помощью фотоаппаратов, теперь же решили воспользоваться выходной дверью. Блестящая авторская находка!
3. В оригинале после "копирования" люди попадали на 40 островов, отсортированные по национальному признаку (пропорционально). В "Конкурентах" 40 островов поделили на два, оставив 20 плюшек в форме.. да, да, острова
, разбросанных в бескрайнем
море космосе. И конечно же - у русских своя "плюшка" (станция), у японцев - своя. и т.д.
4. Главных героев по сути двое - дети - Он и Она.
Оно забыли. В сабже к паре взрослых (ну 20 лет прошло же как никак
) добавляются их клоны.
5. И там и там пришельцы исправно снабжают людей провиантом и оружием, требуя только одного взамен - воевать по их правилам. (правила хотя бы в книгах разные - и это не может не радовать)
6. И там и там среди представителей человечества есть по одному чужому или предателю на остров/фирму/плюшку (нужное подчеркнуть).
... В "Рыцарях" конечной целью ребят, когда они разобрались с пришельцами было починить портал и попасть на Землю к родителям (кто помнит - удалось вернуться только двоим). Во втором романе наши космические перцы заполучив звёздную карту с координатами Земли решают всем флотом "Ищущих" за десяток прыжков доскакать до родной планеты и связаться с правительством.
ну и так далее.. суть вы поняли, полагаю.
Quality? - Не, не слышалИ это относится в равной степени к проработке мира самой книги, характеров персонажей, сюжетных линий и качеству литературного текста.
начнем с текстовых ляпов:
Цитата:
– Главный ангар, – сказала Лена. – Хотя вообще-то он тут единственный, другого нет… Длинный – метров триста, зал. В ширину раз в десять меньше, но все равно впечатляет.
...
– Что это, Лена?
– Корабли, – торжественно ответила она. – Звездные корабли.
Их тут было десятка три, но в пространствах ангара они терялись. Самый маленький был размером с междугородний автобус. Самый большой раза в два превосходил «Боинг-747».
*
*
Комментарий:
Boeing 747 имеет в длину 70,6-76.3 метра и размах крыльев 59,6-68,5 метров. То есть глубоко (уже - не?) уважаемый автор предлагает нам уместить в ангар 300х30 метров две летающих посудины приблизительно габаритами 150х120 метров и ещё три десятка посудин помельче.
Цитата:
Вот мелькнула в окне девушка в одних трусиках и купальнике
*
думаю, пояснять не надо.
В первой трети книги нам рассказывают две вещи: во-первых, корабли по сути, практически всё время идут на автопилоте (управление упрощено до предела и требования к квалификации пилотов - минимальные), а во-вторых, всегда можно экстренно катапультироваться. Но (!!), когда на пристыкованных к "Прайму" истребителях находят взрывчатку:
Цитата:
– Командир, там меньше минуты на часиках. И снять нельзя, коробка приклеена, я все ногти оборвал… Снимай поля, командир, не трать время.
– Снять щиты! – рявкнул Роман.
– Командир, скажи Машке, она дура, только я ее все равно люблю, – почти весело сказал Орда.
Корабль тряхнуло – это стартовала Ленкина «Мурена». Одновременно закричала пухленькая женщина, которая объясняла про взрывчатку. Ничего нельзя было разобрать, она просто голосила, лишь временами прорывалось «Анвар! Анвар!»
– Спасибо, командир. Встретимся… – донеслось уже не из комма, а по центральной связи.
А на экране стремительно удалялась от корабля «Мурена» – прямо к сияющему, плещущему плазменным океаном солнцу. На фоне пылающей фотосферы звезды взрыв выглядел очень странно – будто развернулся и погас темный цветок. Потом – на мгновение – защитные поля вокруг корабля набрали цвет, заискрились – и снова стали прозрачными.
Ну что тут сделаешь? - Захотелось Сергей Васильевичу драматизма, и плевать на здравый смысл, плевать на возможность выжить, плевать на логику. По плану у нас на 150-й странице героическое самопожертвование.
Едем дальше. Как по вашему - три сотрудника скромного рекрутингового агенства "Звёздный час" (которое набирало пилотов - космоистребителей и орбитальных бомбардировщиков) могут контролировать действия нескольких тысяч* игроков в реальности, включая все их звонки, передвижение, контакты? (даже учитывая технологи пришельцев)
*По словам Инны (одно из главных лиц на "Плюшке") всего на станцию прибыло 40к пилотов, в живых из них на момент повествования - 15 тысяч. По прикидкам ГГ (главного героя) получалась цифра поменьше - около 5 тысяч.
Но по сюжету стоило протагонисту (журналисту) начать своё расследование, как на него тут же ополчилось два из трех сотрудников клонировавшей его конторы...
будет желание поглумиться над книгой - остальные ляпы найдете сами. Я так - привёл пример.
Heroes or хероус?Про героев нам известно немного. Она - такстистка, он - журналист-фрилансер. В свободное время (от спасения задниц своих копий) любят заниматься сексом. Глубина характера, личная история, оригинальное поведение - отсутствуют (а то - упаси боже! - герои начнут выделяться над серой массой подростков - игроков-читателей и вызывать у последних чувство
неполноценности дискомфорта).
Мир.. мир книги проработан СВ (Сергей Васильевичем) на уровне картонных декораций, по которым стрелял Махони на экзамене в "Полицейской Академии". Хотя нет, там были Стив Гуттенберг и Майкл Уинслоу, которые своей игрой даже кладбище могли оживить. Здесь же, - увы, - их нет.
Show must go onНаписание романа, как правило, подразумевают всяческие прелюдии, интерлюдии, завязку сюжета и в финале - его развязку. С последним у Лукьяненко туго, ибо автор "ушёл в тираж" (во всех смыслах). Традиционно уже, в конце книги все остается подвешенным, герои узнав (наконец-то!) диспозицию и силу врагов решают взять тайм-аут (на последних страницах), оставив все как есть и придумать хитроумный план, заручившись поддержкой других рас (к концу следующей книги?).
иронично и поучительно, что на официальном форуме Лукьяненко его фанаты, обсуждавшие сей фанфик, предложили гораздо более красивые и оригинальные варианты сюжета, чем это сподобился сделать сам автор
P.S. or R.I.P.А самое смешное, что от выхода "Конкурентов" выиграли почти все***
Издательство срубило денюжку с фанатов (способность адекватно оценивать книжки своего кумира представителями коммьюнити СВЛ опустим), администрация проекта срубила капусты на новых игроках, Лукьяненко заработал себе на скромный бутербродик с чёрной икоркой, игроки starquake получили свою долю позитива от фанфика по их "Звёздотрясилке", литературные снобы и олдфаги получили очередную мишень для расстрела.
***
единственный, кто проиграл - это жанр её величества литературы, стандарты которого в очередной раз прогнули под "срубим по быстрому бабла на этом стаде", но.. кому до этого есть дело?P.P.S.Раннего Лукьяненко я читал с большим удовольствием (целая полка забита), и искренне надеюсь, что доктор Ливси таки найдет время прописать пару пилюль "talantiuma" бывшему Маэстро, дабы его последующие книги годились не только на растопку костра в походе.