Соловьёва Екатерина - Хронофаги
Рецензия (c) Bjorn
Автор: Соловьёва Екатерина
Название: Хронофаги
Серия: нет
Скачать бесплатно: Соловьёва Екатерина - ХронофагиАннотация: Время — это кольцо. Время — это жизнь. И пожирать его, значит пожирать самого себя… Чтобы понять это, Бертрану нужно вернуться на несколько сот лет назад, Иветте вспомнить то, что забыто, Валентину — найти и потерять то, что искал всю жизнь…
Рецензия: Омуты времениХронофаги.
Вообще я не очень люблю писать рецензии по заказам. А особенно – по заказам авторов. На это у меня есть несколько своих причин, которые я считаю достаточно вескими. Первое – у большинства современных авторов категории МТА несколько искажено понятие литературной критики. Подавляющее большинство современных сетераторов считает, что критик, как ангел-хранитель должен вылавливать авторские ошибки и мягко, ненавязчиво указывать на стилистические огрехи. Я придерживаюсь диаметрально противоположного мнения. Литературный критик, сетевой рецензент не должен делать работу бета-тестеров и корректоров. Он высказывает своё мнение о прочитанном. Аргументированное, развёрнутое мнение, делится своими впечатлениями, рассказывает читателю, чего можно ожидать от того или иного произведения. Второе – личные взаимоотношения. Я страсть как не люблю вмешивать их в литературоведческие дела. Авторы люди творческие. А сетевые авторы, как правило, до определённого момента привыкли, что отзывы на их произведение делают люди знакомые или дружески расположенные. Формируется определённый образ своего творчества и себя самого как автора, а когда этот образ, простите, без особых изысков ломает человек сторонний это может вызвать разрыв шаблона. Нет такой профессии – хороший человек. Зато есть такая профессия – писатель. В этот раз я согласился, сам не знаю почему.
Сразу отвечу на вопрос, который возникнет непременно. Почему рецензия находится не в прозекторской, а в Свободном обсуждении. Первое – формат. Рассматриваемая сегодня вещь не роман, не сборник рассказов. Это повесть. Довольно объёмная, но просто повесть, до романа не дотягивающая ни по каким критериям (умолчу, что большинство современных «романов» такие же повести, только объёмом побольше). Далее – издание. Насколько я понимаю вещь не изданная, не прошедшая редакторскую корректуру – именно редакторскую коммерческую корректуру. Хорошо это или плохо я для себя так и не решил. Ниже я изложу вам свои соображения, но решать вам самим. Плюсов хватает, как и минусов.
Итак, сюжет произведения вертится вокруг времени. Вашего, моего, времени человечества. Оказывается время – материя совсем непростая. Оно может течь свободно, а может и изменять свой ход, повинуясь командам различных сущностей. Время можно украсть, время можно отобрать – с точки зрения героев «Хронофагов» время – едва ли не единственная универсальная валюта в мире. Это – основной посыл, костяк, на который нанизаны главы истории. Пусть тема времени и избита, обобрана фантастами как жертва нападения в подворотне, но всегда можно сказать что-то новое. Однако строить сюжет нужно с умом – в такой разработанной теме очень легко повториться либо вляпаться в штампы. Идея с временем, которое воруют у других относительно свежа, а вот остальное... Всё в итоге сводится к беготне по карте мира, невнятной мотивации персонажей и коллапсу сюжета. Слишком многое попыталась вместить автор в небольшую повесть.
Хромает и сама подача сюжета. У автора довольно образный стиль (об этом ниже), что позволяет создавать в голове фактически кинематографическую картинку происходящего. Однако, этот несомненный плюс принёс с собой один подвох, болезнь, которая преследует многих режиссеров – история не хочет сливаться в одно целое. Красивые, увлекательные эпизоды – но совершенно бессвязные, с резкими, рваными переходами между собой. Многие реалии мира, о котором рассказывается в «Хронофагах» остаются нераскрытыми, куски сюжетных линий провисают.
Стиль и язык. Вообще это бич современных авторов. Здесь всё относительно неплохо, но... Стиль перегружен излишествами. Если взять за образец, скажем, лаконичный язык Чехова, то рядом с ним стиль будет смотреться как здание эпохи барокко рядом с готическим собором. Множество словесных кружев, мешающих восприятию текста, перегружающих его, местами совершенно неуместных. Однако, если сравнивать с когортой МТА из «Армады», то они будут панельными девятиэтажками – что безусловно говорит в пользу автора.
Цитата:
«Солнце уже вставало над серым от утренней влаги городом, заливая сусальным золотом двускатные крыши хрущёвок.»
Цитата:
«В этот ранний час за одним столиком пригрелась пара пьяных с полупустой бутылкой и остывшими пельменями, за другим двое жуликов в кепках жадно поглощали жёсткий, как стелька, эскалоп.»
Цитата:
«Индиговое небо переливалось алмазной росой, липы задумчиво сыпали за воротник крылатые семена. Опавшая листва благоухала яблочным вареньем, будя старые воспоминания.»
Цитата:
«С невидимого потолка непрерывно сыпались розовые лепестки, не долетая до столешницы, они растворялись, зато пол был устлан ими в три слоя. Мутный воздух сладко благоухал цветами. Вета повернулась вправо и увидела с десяток музыкантов у каменной стены, густо увитой плющом. Зелёные кафтаны непривычного покроя сочетались с шутовскими колпаками и лёгкими кожаными сапожками. Руки ловко орудовали скрипками, лютнями, губы — флейтами. Сказка оживала на глазах.»
Диалоги несколько натянуты, ненатуральны. Вызывает также вопросы и мотивация персонажей. Некоторые действуют достаточно предсказуемо – дорвавшийся до способности останавливать время вор будет воровать и дальше. Но вот окружённая тремя незнакомцами на лестничной площадке молодая девушка вряд ли молча бросится в бой с яростью берсерка.
Итог: Неплохое, в целом, произведение. Местами очень тягучее, даже нудное. Боевые эпизоды автору даются с трудом, зато пейзажные красивости очень неплохи. Однако «рубленный» сюжет, тяжеловесный стиль и общие недоработки (мир, логика персонажей и т.п.) сводят на нет почти все положительные моменты. Работа старательная но ученическая, скомканная. Многое в сюжете необходимо развить до конца. Но всё-таки потенциал есть.
«Середняк»,
3/6.