Чарльз де Линт – Покинутые небесаРецензия (c) Кари Автор: Чарльз де Линт
Название: Покинутые небеса
Серия: Легенды Ньюфорда
Аннотация: Ночи в Ньюфорде темны и тревожны. В одну из таких ночей фоторепортер Лили, вышедшая на поиски сенсации, и таксист Хэнк, случайно оказавшийся поблизости, чудом избегают неминуемой гибели от рук хладнокровного убийцы. Спасение в буквальном смысле падает с неба. Но счастливое избавление дорого обойдется героям...
Поэтичная и немного жутковатая притча Чарльза де Линта о вечном танце света и тьмы.
Рецензия:Думаю, многим сегодня не хватает волшебства. Настоящего волшебства, а не растиражированной магии с ее файерболами, ледяными стрелами и прочей атрибутикой, пришедшей из компьютерных игр. Слегка наивного, слегка бредового искреннего чуда. Такого, которое можно разнести в пух и прах банальной логикой, растереть в порошок железными аргументами реальности, пришпилить, как бабочку, острой иглой разума, а потом с удивлением обнаружить, что стоишь по уши в искристом пепле охрипший и распаленный, а чудо никуда не делось и все так же безмятежно. Просто потому, что оно не нуждается в каком-то подтверждении, не обязано сочетаться с многочисленными теориями и аксиомами, которые выдумало глупое человечество, и понятия не имеет о физике и других точных науках. Оно просто есть и все. Ему этого достаточно.
Книга Потерянные небеса как раз об этом – о волшебстве, которое никуда не делось, которое все так же живет рядом с нами и в нас, и не его вина, что большинство людей не хочет видеть дальше собственного носа. А еще это книга об очень простых вещах, о которых в последнее время забывает все больше людей, но которые, тем не менее, всегда были и до сих пор остаются противовесом, не дающим нашему миру скатиться в пропасть. Эти вещи – любовь, дружба, сострадание и умение прощать. Все то, без чего мы рискуем превратиться в монстров.
Как и обещает аннотация, история начинается со встречи фотографа Лили и нелегального таксиста Хэнка при весьма неприятных обстоятельствах. На этом достоинства аннотации заканчиваются. Все остальное в ней – бред и штампованный пафос. За то, что автор аннотации сделал с Лили всего парой слов, ему вообще стоило бы оторвать руки. Выкиньте из головы образ пронырливой репортерши, ищущей сенсаций, это брехня.
Лили вступает на неизведанную территорию в поисках чуда. Потому что, несмотря на успешную карьеру и, в общем-то, комфортную жизнь, она чувствует острую потребность вернуть себе детскую веру в волшебство. Как человек, однажды разучившийся видеть, она хочет возвратить краски и свет обратно, разогнать тоскливую темноту вокруг.
Цитата:
Слушая рассказы Джека, Лили и сама не верила в существование зверолюдей. Не совсем верила. Но очень хотела поверить. Хотела по той причине, что, несмотря на все ее понимание различий между тем, что реально, а что нет, странные духи животных из его историй взывали к ней. Когда Джек прерывал повествование, чтобы перевести дыхание, Лили казалось, будто она видит, как они поднимают головы и смотрят на нее из неведомой дали. Мысль об их существовании находила отклик в глубине ее души, ее крови. Но это еще не означало, что Лили верила в зверолюдей.
Цитата:
Прошли годы, но хромота Донны по-прежнему при ней. Подруга уехала на Восточное побережье, нашла работу редактора в одном из небольших издательств и жила вполне благополучно, хотя в своих посланиях нередко говорила, что скучает по Ньюфорду. Лили избавилась от полноты, даже стала излишне худощавой, но в душе осталась все тем же толстым ребенком, которому хотелось во что-то верить. Она подозревала, что и Донна чувствует то же самое, что и она скучает по тем дням, когда они могли верить. Но об этом не было ни слова в их ежедневных посланиях по электронной почте.
Но, как часто это бывает, мечты сбываются не совсем так, как хотелось бы. Лили чуть не погибает от рук страшного человека с глазами убийцы, и только вмешательство Хэнка а затем двух странных девчонок спасают ее. Убийца гибнет от удара обычной выкидухи, а раненого Хэнка волшебным образом исцеляют те самые девчонки. И сразу же исчезают, а Лили и Хэнк остаются наедине с чудом. Они еще не понимают, что теперь их судьбы прочно вплетены в удивительную историю, связаны с другой, волшебной и невероятной, стороной жизни. Им даже кажется, что они могут все забыть, тем более что воспоминания сами норовят ускользнуть и спрятаться, но это лишь иллюзии. Им предстоит погрузиться в чудеса с головой и оказаться в самом центре давнего противостояния зверолюдей. И даже поучаствовать в спасении мира.
Сюжет Покинутых небес запутан и неспешен. Он напоминает скомканную паутину из тончайших ниточек, которая разворачивается нехотя и с ленцой. Иногда даже возникает ощущение, что все так и останется непонятным клубком из разных судеб, историй, рассказанных у костра, случайных событий. Но постепенно нити высвобождаются, рисунок расправляется и становится кристально-ясным.
Да, любителям экшена книга может не понравиться. От слова совсем. Покинутые небеса созданы для неторопливого чтения. Я бы даже сказала – почти медитативного, когда желание поскорее узнать, чем же кончилось дело, отступает на второй план, и ты просто погружаешься в созданный автором мир и судьбы героев.
Несколько слов про этот мир.
Мир Покинутых небес – это мир индейских мифов, вплетенных в канву западной повседневности. Где существует небольшой канадский городок Ньюфорд, в котором есть районы успешных яппи и районы Катакомб – пристанище бродяг всех мастей. Вот только рядом с обычными людьми живут и здравствуют древние зверолюди. Не вспоминайте про определение оборотень, оно тут не подходит совершенно. Да, зверолюди легко меняют обличье с человеческого на животное, но на этом сходство заканчивается. Потому что разделения ипостасей не существует, вороны – это вороны, лисы – это лисы, а койот всегда остается койотом, как бы он ни выглядел в данный момент. Они не люди, сменившие облик, но и не животные, принявшие обличье человека. Они – первые существа, соединяющие в себе и животные и человеческие качества, они стояли у истоков нашего мира. Создавали этот мир, создавали для себя, а люди получились потом. Случайно. И теперь зверолюдям приходится с этим жить.
Цитата:
Надо было почаще собираться у старого дерева и слушать предания о том, как зарождался этот мир, пытаться понять, как мы появились на земле и зачем – сейчас этим занимаются люди, да только мы были первыми, мы первыми пришли в этот мир. Тогда, давно, мы были людьми. Зверолюдьми. Такими же, как и вы, только покрытыми перьями, шерстью или чешуей. Те истории, которые вы пересказываете друг другу, вы получили от нас, все до единой. О Рождении Мира, о Саде, об Океане Крови, о Материнской Утробе.
Каждый когда-нибудь задумывается о том, как все началось. Только не Ворон и не девчонки-вороны. Им не надо говорить. Им не надо выдумывать. Они все знают сами. Они уже были на земле, когда волшебные просторы поднялись из глубин прошлого и родился этот мир.
Атмосфера книги – это во многом атмосфера детского рисунка, где нет места для натужной возвышенности, зато есть для сумасбродства и невероятных и нелепых выдумок. Самая могучая сила в мире заключена в обычном горшке, который, к тому же постоянно теряется, главная мечта девушки-лисицы – крылья и способность летать, а койот в Далеком Прошлом украл у черепахи ее прекрасные остроконечные уши.
Героев в Покинутых небесах очень много, и все своего рода главные, и все прописаны автором с ощутимой любовью и даже трепетом. Они умело сотканы из сомнений и твердых убеждений, из противоречивых порой чувств и побуждений, они делают ошибки, совершают подвиги и злодейства, но при этом не становятся до конца ни героями, ни злодеями. В конечном счете все они просто люди. Даже те, которые и не люди вовсе.
Джек, который рассказывает свои истории каждому, кто готов слушать. У этих историй частенько меняются финалы, но это не значит, что им нельзя верить. Они всегда правдивы.
Цитата:
Он из тех людей, которые в один прекрасный момент просто берут и уходят, оставляя в прошлом все, что имели. Ошибку они совершают или же делают верный шаг, трудно решить, если почти ничего не знаешь о прежней жизни человека. Мот знавал таких людей. Их часто называют бродягами и бездельниками.
Цитата:
– А разве в прошлый раз у этой истории был такой же конец? – спросил Бенни.
– Может, и другой, – пожал плечами Джек. – Но история правдива. Ты должен понять: Коди и Ворон не могут обойтись друг без друга. Между ними постоянно что-то происходит. Иногда один из них берет верх, иногда – другой.
– Но они настоящие? – спросил Хэнк.
В голосе Хэнка Мот уловил странные нотки. Как будто этот вопрос означал нечто более важное, чем простое любопытство.
– Настоящие, раз я о них рассказываю, – ответил Джек.
Коди, непутевый койот. От него одни неприятности, но не потому, что он желает кому-то зла. Он просто… Он просто Коди, и этим все сказано.
Цитата:
Но я рассказывал вам о Коди. Быть может, он знаком вам как Собакоголовый или Старина Койот, хотя, в общем-то, он не выглядит таким уж старым. Он всегда суется в чьи-то дела и считает их своими. По правде говоря, я отношусь к нему скорее хорошо, чем плохо, что в равной степени свидетельствует и о моем добром нраве, и о его способности располагать к себе. Он действительно обладает шармом и приятной наружностью, а его темные волосы напоминают крылья ночной бабочки. Кроме того, Коди влекут к себе всевозможные несчастья, как мотылька – огонь.
Цитата:
Коди, чьи планы никогда не сбывались, и каждый раз Коди говорил, что теперь-то уж точно все будет как надо, но этого не происходило. В девяти случаях из десяти, когда Коди вмешивался, становилось только хуже. И вот Рэй снова здесь, снова занимается делами Коди, а все потому, что тот обладал исключительным даром. Даже зная, что он опять что-то напортит и, вероятно, потянет тебя за собой в трясину, ты не мог противостоять непреодолимому желанию участвовать в его затеях.
Девчонки-вороны, умеющие забывать самые важные-преважные вещи просто потому, что помнить иногда не так уж весело. Проказливые девчонки старые как само время.
Цитата:
Неважно, где ты находился, странствовал по волшебным просторам или бродил по реальному миру, где под ногами были корни деревьев и грязь. Каждый мог взглянуть вверх, выкрикнуть их имена, и вот они уже смотрят на тебя сверху вниз – две волшебницы, взгромоздившиеся на ветви вековечного дерева, блестят черными перьями, моргают темными глазами, наклоняют головы – прислушиваются.
Некоторые люди утверждают, что Ворон старше и мудрее, но девчонки-вороны были добрее его. Они участвовали во многих проказах, но не обижали никого, кто этого не заслуживал. Знали все вопросы и большинство ответов на них. Никогда не следовали правилам, никогда не говорили, как должно поступать, но всегда помогали отыскать собственный ответ, если хорошенько их попросить, конечно.
Хэнк, который мог бы, да почти должен был, стать негодяем, а сам до сих пор не может пройти мимо чужого горя.
Цитата:
С Хэнком все проще. Его угораздило родиться не в той семье, вот и все. Мать – наркоманка, а отец в те редкие недели, когда не отсиживал срок, не просыхал от пьянства. Что удивляет в Хэнке, так это его доброе сердце, не испорченное таким детством. Он сменил немало приемных родителей, побывал в колонии для малолетних преступников, несколько раз его задерживала полиция, и он провел немало времени в участке. Причин для ожесточения у Хэнка имелось не меньше, чем у любого присутствующего здесь, но он не поддался. Вечно он кому-то помогал, постоянно вникал в чужие проблемы. Свои же чувства Хэнк прячет за маской постоянного благодушия. Мот не считал это качество необходимым, но понимал приятеля. Испытав все, что пришлось пережить Хэнку, поневоле научишься скрывать от посторонних собственные чувства.
Лили, про которую я рассказала выше, и многие другие. Они живые, им сопереживаешь, с ними жаль расставаться. А это такая редкость в последнее время – встретить подобных героев.
Про язык я говорить не стану, потому как могу оценить только перевод. А смысл его оценивать, если говоришь о работе писателя, а не переводчика.
В последнюю очередь хочу сказать о том, что для меня стало недостатком Покинутых небес. Это мораль. Нет, я не против того, чтобы книга чему-то учила, но предпочитаю, чтобы у меня, как у читателя, было пространство для маневра. Возможность трактовать события и действия персонажей самостоятельно, а не под чутким и неусыпным контролем автора. В этом смысле меня разочаровал финал. В нем слишком много автора. Словно он вдруг испугался, что кто-то может и не понять «тонких» намеков, которыми пестрит книга, и вылез на сцену с заключительной речью, в которой щепетильно повторил все тэзисы. Да, устами своих героев, но что это меняет, если уши торчат.
Итог: Хорошая добрая книга о хороших и важных вещах. Не всем придется по вкусу из-за неторопливости и большого количества героев, но это не делает ее хуже. Если бы не финал, честное слово, даже маст рид не постеснялась бы ей поставить. А так – ХЧ. Обязательно перечитаю под настроение.