Генри Лайон Олди - Urbi et orbi, или Городу и миру
Рецензия (c) Autumn leaf
Автор: Генри Лайон Олди
Серия: Urbi et orbi, или Городу и Миру
Скачать бесплатно: Генри Лайон Олди - Urbi et orbi, или Городу и мируАннотация: Регина ван Фрассен – о подарок судьбы! – родилась телепатом. В шесть лет ребенок впервые узнал сладость власти – и горечь запретов. В двенадцать она познакомилась с террором и насилием. В шестнадцать – с соперничеством и ложью. Да, космический мир Ойкумены дорожит своими менталами, как отчаянной редкостью, но и силовое поле не оградит тебя от холодных ветров реальности. Танцуй на холмах, дитя с флейтой! Детство закончилось, и надо идти дальше – в юность, полную очередных сюрпризов.
Новый роман Г.Л.Олди вновь открывает нам галактические просторы Ойкумены, уже известные читателю по приключениям Лючано Борготты, директора театра «Вертеп».
Аннотация: Регина ван Фрассен – о подарок судьбы! – родилась телепатом. В двадцать один год она познакомилась с войной, любовью и предательством. В двадцать пять спасла гуся из кувшина, химеру от голодной смерти и себя – от изгнания из Храма № 3. В тридцать с небольшим ее настиг корабль-призрак, научив хоронить пациентов. Да, космический мир Ойкумены ценит своих менталов, как редчайшее сокровище, но и термосиловая броня не оградит тебя от ледяных поцелуев реальности. Танцуй на холмах, женщина с флейтой! Молодость закончилась, и надо идти дальше – в зрелость, полную очередных сюрпризов.
Вторая книга нового романа Г.Л.Олди вновь открывает нам галактические просторы Ойкумены, уже известные читателю по приключениям Лючано Борготты, директора театра «Вертеп».
Аннотация: Регина ван Фрассен – о подарок судьбы! – родилась телепатом. В тридцать четыре года она лечила джинна от аутизма, чуть не потеряв зрение. В тридцать шесть согласилась на встречу со своим страхом ради чужого ребенка. В тридцать семь замкнулась в несокрушимой Скорлупе, оставив близким память и надежду. Да, космический мир Ойкумены ценит своих менталов, как редчайшее сокровище, но иногда теряет их, разбившись всей мощью о броню неизвестного. Танцуй на улицах Шадрувана, колдунья с флейтой! Когда реальности соприкасаются, рождается сила – и надо идти дальше, потому что Вселенная бесконечна.
Книга «Изгнанница Ойкумены» завершает роман «Urbi et orbi, или Городу и миру». Действие романа разворачивается на галактических просторах Ойкумены, уже известных читателю по приключениям Лючано Борготты, директора театра «Вертеп».
Рецензия:Иногда бывает жаль. Жаль, что хорошие книги имеют пренеприятное свойство быстро прочитываться. Такие захватывают и не отпускают от первой до последней страницы, заставляют не замечать течения времени и того, что происходит вокруг. Они будто переносят читателя в другой мир, где стрелки часов повинуются своим, неведомым законам, где есть только слова, складывающиеся в фразы, преобразующиеся в образы, создающие Вселенные. Книгу не читаешь - в ней живешь. И яркий пример такой литературы, да-да, именно литературы – цикл «Urbi et orbi, или Городу и миру» знаменитого дуэта Генри Лайон Олди.
Итак, добро пожаловать в мир Ойкумены, читатель. Добро пожаловать в мир космоса и высоких технологий. Хотя, наверное, говорить о технологиях немного некорректно, ведь уровень развития планет очень разный. Так, между высокоразвитым Ларгитасом и Кутхой, где господствует первобытно-общинный строй – огромная пропасть. Население Ойкумены делится на техноложцев и энергетов, избравших когда-то другой путь развития. Расы энергетов развивали способности огранизма к энергетизации, тогда как люди предпочли науку. Интересен разброс форм правления - от монархии на Террафиме до диковинной наукратии на Ларгитасе. Собственно, на Ларгитасе и начинается действие романа.
Цитата:
Ваша система ограничений, якобы ведущая к счастью общества и индивидуума, говорили они. Ваша наукратия, помешанная на ученых титулах. Кавалер вместо адъюнкта, барон вместо приват-доцента, виконт-доцент, герцог-профессор (ординарный профессор, поправлял их Гюйс); Совет королей физики и математики, политики и ноотехники, имеющих право вето на законы, принимаемые парламентом…
А еще Ойкумена дорожит менталами – телепатами, активными и пассивными, умеющими передавать и читать мысли; эмпатами, воспринимающими чужие эмоции и синпатами-универсалами. Их ценят. Им завидуют. Их боятся.
Серия «Urbi et orbi, или Городу и миру» – история телепатки Регины ван Фрассен, и каждая часть каждой книги трилогии – кусок мозаики, отдельный эпизод ее жизни.
Вот ей шесть лет, в детском саду она и ее сверстники играют в космическую свадьбу. Все идет как нужно, все так, как и должно быть. Однако мирный ход событий нарушается: у Регины просыпается дар и она неосознанно подчиняет своей воле других детей.
Цитата:
Мгновением позже до нее дошла категорическая неправильность происходящего. Из детей лишь двое мимоходом покосились на упавших – и тут же отвернулись. Остальные вообще не обратили внимания на инцидент, поглощены игрой. Ник и Густав поднялись на ноги, улыбнулись, как если бы ничего не произошло, и деревянной походкой двинулись обратно. Ник больше не плакал. Густав – случай из ряда вон выходящий! – не желал продолжать драку. Сердце Элизы дало сбой, и вдруг застучало, как движок на форсаже. Девушка поняла, что происходит, так ясно, с такой ледяной, обжигающей уверенностью, как если бы сталкивалась с нештатной ситуацией десять раз на дню. На деле же Элизе Солингер, кавалер-даме дошкольной педагогики, приходилось видеть нечто, подобное «космической свадьбе», лишь в записи. Воспитателей предупреждали: вероятность очень низка – но не равна нулю.
Последствия таких действий весьма плачевны, и эта история могла закончиться, даже не начавшись, если бы помощь не подоспела вовремя. К счастью, все обошлось, и маленькую телепатку отправляют в специализированный интернат «Лебедь», где менталов учат контролировать свои способности. Регине многому предстоит научиться, а пока ее жизнь строится на ограничениях и запретах.
Проходит время, героине уже двенадцать. Вместе с подругой, эмпаткой Линдой Гоффер, и ее семьей она отправляется на Террафиму и попадает в плен к террористам. Людей захватили в соборе Святого Выбора и это название не случайно. По легенде шахтерам, работавшим под землей являлся Святой Выбор, Стен-Эльтерн. Стен-Эльтерн предлагал им два варианта: пойти со ним в чрево земли и остаться там навеки или же вернуться домой. Вот только семью вернувшегося несчастья переследовали все оставшуюся жизнь, тогда как близким ушедшего десять лет сопутствовала удача. К чему это? К тому, что Регине тоже приходится делать выбор: воспользоваться способностями, рискуя жизнью совершить подвиг и спасти остальных или ждать чего-то, смерти ли, помощи - неизвестно. И она его делает.
Регине ван Фрассен шестнадцать. На Соне, планете-курорте, они с Линдой знакомятся с Фомой Рюйсдалом, молодым человеком, который понравился им обеим. Но выясняется, что Фома, инспектор службы Т-безопасности, тестировал юных телепаток, играл на их чувствах, провоцируя на применение способностей. Зачет по социальной адаптации, зачет и ничего больше. Это жестоко. Это насилие. Да, лгут все, лгут ради достижения цели, ради близких, ради мести. Лгут все, неважно, себе ли, другим, но ложь не становится ремеслом. А лжец – вовсе не характеристика Фомы Рюйсдала, это просто его профессия.
В двадцать один год Регина ван Фрассен, будущий пси-анестезиолог, столкнулась с войной. Прилетев на Кутху к отцу и юному дипломату Нику, жениху с той самой космической свадьбы, она оказывается чуть ли не в эпицентре боевых действий. Маленькое отступление: между техноложцами и энергетами всегда было некое соперничество, что-то вроде холодной войны, изредка переходящей в горячую.
Цитата:
Ученые сказок не читают. Ученые сидят, ломают умные головы. Есть в созвездии Моржа двойная звезда Наль-Цер, злополучная красавица. Есть в Наль-Церской системе две обитаемые планеты: Кутха и Каутли. Два мира-брата, разделенные черной пропастью. И пока корабли Лиги не сделали черную пропасть торной дорогой, не встречались друг с другом кутхи и каутли. Дикари! – этим холодно, тем жарко. А в вакууме ни босиком, ни на лыжах не пройти.
Тут в другом закавыка: почему дикари так похожи?
Ведущие антропологи Ойкумены хором утверждали, что кутхи и каутли принадлежат к одной расе. Весь комплекс наследуемых признаков говорил в пользу этого. Язык двух народов был практически идентичен. И кутхи, и каутли являлись энергетами, во многом сходными с более развитыми помпилианцами. Но если помпилианцы в процессе эволюции научились «клеймить» людей, используя энергию рабов на благо своей цивилизации, то буйные женихи красавицы Наль-Цер еще стояли в начале эволюционного пути.
Они клеймили не людей – зверей.
Каутли открыли помпилианцы, Кутху – ларгитасцы. И если для первых дикари Каутли - специфический вид сырья, то вторые увидели в Кутхе одну из возможностей доказать то, что когда-то именно люди сделали правильный выбор. Площадку для агитаций. Откажись от своих природных способностей, дикарь, и получи билет в цивилизованный мир. Это единственно верное решение. И вовсе не удивительно, что энергетам такой поворот событий пришелся не по душе.
Так получилось, что именно тогда, когда Регина находилась на Кутхе, планету атаковали вооруженные силы Каутли. Паника. Предательство. Кровь. Смерть. Регине, ее отцу и Нику удалось спастись бегством, но они оказались один на один с истинным обликом Кутхи, свободным от налета цивилизованности.
Предательство Николаса Зоммерфельда стало для героини ударом. По лицу. Наотмашь. Телепатка и перспективный дипломат – не самое лучшее сочетание. Выбирая между любовью и карьерой, Ник предпочел последнее. Именно тогда Регина сделала первый шаг к смене специализации.
В двадцать пять героиня отправляется на Сякко, чтобы пройти обучение и получить диплом пси-хирурга. Пси-анестезиолог должен работать в команде, тогда как психир всегда работает один.
Цитата:
– Почему вы решили отказаться от карьеры анестезиолога?
– Это мое личное дело.
– И всё-таки?
Регина молчала.
– Хорошо, – словно сделав какой-то вывод, Тераучи добавил в смесь третий сорт чая: сухие, ломкие листья. – Не хотите, не надо. Мы не на допросе в комиссариате.
– Пси-анестезиолог, закончивший бакалавратуру, – вдруг сказала Регина, толком не понимая, зачем она это говорит въедливому старику, – может снять боль у пациента при хирургической операции, если иной наркоз пациенту противопоказан. Есть такие заболевания, когда годится только пси-анестезия. Например, киноиды-модификанты – у них проблемы с клеточным метаболизмом… Пси-анестезиолог, имеющий титул кавалера, как правило, занимается другой работой. Он трудится в бригаде квалифицированного психира, анестезируя рассудок пациента во время удаления злокачественного невроза или губительных воспоминаний.
– Мы, два телепата, сидим и беседуем словами, – легкость, с которой Тераучи менял тему, поражала. – Вам не кажется это странным?
– Нет.
– Почему?
– Мы недостаточно близко знакомы.
– Допустим. Продолжайте.
– Психир, обученный на Сякко, работает один. Без бригады. Ему нет нужды в помощниках. Я хочу работать одна.
Как раз на Сякко героиня спасает от голодной смерти детеныша химеры, который становится неотъемлемой частью ее жизни.
В тридцать один Регина ван Фрассен пыталась спасти целый корабль, но безуспешно. Они были не в силах излечить пассажиров «Цаган-Сара». Трагедия, оставившая отпечаток в душе, нашедшая отражение во снах.
В тридцать четыре Регина оказывается в Шадруване, варварском государстве, которым правит мальчик, ослепленный дедом-самодуром. На планете, вызывающей ассоциации с арабским средневековьем, на первый взгляд самой обычной, происходит нечто странное, не поддающееся логическому объяснению. Здесь Регина лечит от аутизма сына Ника, ставшего послом Ларгитаса на Шадруване. Именно с Шадруваном связана дальнейшая жизнь Регины. Именно здесь наружу выходит то, что способно потрясти всю Ойкумену, сокрушить основы основ. То, что может стоит жизни десяткам тысяч людей.
Стоит отметить, что каждая глава каждой части неизменно завершается отрывком из дневников Регины ван Фрассен, давая возможность посмотреть на мир Ойкумены, на общество и на саму Регину ее глазами.
Цитата:
КОНТРАПУНКТ
РЕГИНА ВАН ФРАССЕН ПО ПРОЗВИЩУ ХИМЕРА
(из дневников)
Человек ненавидит свое тело.
Редкие исключения лишь подтверждают правило. Краткий миг, когда силач-культурист доволен кучей мускулов, сменяется долгим спуском с вершины могущества. Год-другой красотка любуется собой в зеркале, и вот – морщинки, складки, целлюлит. Что говорить об остальных? Тело требует, гадит, отказывается. Телу холодно, жарко, плохо. Оно устало, оно хочет спать или напротив, не может заснуть до утра. Колет под лопаткой, сломался зуб, шалит печень. Старость грозит пальчиком: эй, берегись! Ох уж это тело, кто тебя придумал…
Хочется совершенства. В смысле, чтоб без тела. Ему ни за какие коврижки не стать совершенным. Значит, пошло вон. Мы как-нибудь сами, без твоих закидонов.
Я иногда думаю, какое же это счастье – тело, постоянно требующее заботы. Потому что не в силах вообразить ничего более страшного, чем жизнь «чистой» личности. Встреча с самим собой в темном переулке, нож блестит во мраке, и нет тела, способного отвлечь, прикрыть, избавить от необходимости сделать шаг и взглянуть в глаза тому, кому не соврешь, даже если очень захочешь.
Кажется, что без тела мы совершенны.
Не обольщайтесь.
Цитата:
КОНТРАПУНКТ РЕГИНА ВАН ФРАССЕН ПО ПРОЗВИЩУ ХИМЕРА
(из дневников)
С годами чувства притупляются. Тускнеет не яркость мира – короста, наросшая на человеке, не пропускает свет в должной мере. Глохнут звуки. Музыка превращается в невнятный шум. Запахи утрачивают резкость. Ландыши не напоминают о весне. Любовь? – привычка. Ненависть? – брюзжание. Нас готовят к уходу – туда, где не место страстям.
Слава старикам и старухам, сохранившим свежесть восприятия! Слава седым непоседам и лысым завсегдатаям театров! Низкий поклон морщинистым ведьмам, чей глаз остер и слух чуток! Иногда кажется, что им просто повезло. В другой раз думаешь: в чем их секрет? А всего-то и надо, что признать: не мир, но я. Не любимый в юности поэт утратил мощь таланта – я остыла к его строкам. Не пейзаж лишился былого очарования – я смотрю на него, близоруко щурясь. Стоит только признать, признаться, взять вину на собственные плечи – и мир вновь засияет.
Великий Космос, как же это трудно!
Куда легче согласиться, что в наше время деревья росли до небес…
Регина ван Фрассен не идеальна. Она сомневается, выбирает, ошибается, делает выводы. Взрослеет Она – личность. Не оболочка, под которой нет ничего, что достойно внимания.
Ярки образы отца Регины, военного Теодора ван Фрассена, честного и справедливого человека, ее матери Анны-Марии, карьеристки, которая искренне считает, что ограничение есть условие настоящего счастья, лучшей подруги героини, Линды Гоффер, открытой, искренней девушки. Ярки образы интернатского учителя-синпата Фердинанда Гюйса, благородного гранда Оливейры-ла-Майора, уже упомянутого Фомы Рюйсдала. Ярок Каджар-хабиб - ученый, поэт и мыслитель, погибший неправильной, страшной смертью. Наконец, ярок Ник:
Цитата:
Мальчик с букетом люминолусов. Верный советчик. Юный любовник. Надежное плечо. Предатель. Муж Амалии. Пьяница. Дипломат. Отец Артура. Король мангала. Друг. Любимый. Лжец.
Словом, герои - не куски разноцветного пластилина, не листы мятого картона, они живые люди.
Хороший, образный язык - глоток холодной воды в жару, оазис посреди пустыни. Повествование течет спокойно, читать цикл легко. Прекрасно описана другая, «изнаночная» реальность Регины с ее зелеными холмами, шелестом олив, звуками флейты - картина, которую можно представить, нарисовать в воображении. Интересно племя дикарей овакуруа из фильма «Мондонг», кстати говоря, бывшим частью теста на соцадаптацию, их тайны, странные обычаи и образ жизни; интересны жители застрявшей в каменном веке Кутхи с их пугающей, малопонятной современному человеку логикой. Интересна планета Сякко с ее драконами, гарпиями и химерами – существами с тремя спиралями ДНК и тремя обликами; интересен Шадруван с его жестокими и порою бесчеловечными порядками. И, наконец, интересны люди, их характеры, желания, стремления и страхи.
На мой взгляд этот цикл о человеке и обществе. Об одиночестве личности в социуме.
Общество боится таких как Регина ван Фрассен. Ценит, но отвергает. Показателен разговор Регины с матерью Ника, которая ясно дает ей понять, что она нежеланный гость в доме Зоммерефельдов. Постепенно Регина сама отделяет себя от общества - некая хирургическая операция, удаление органа, мешающего нормально жить. Сначала это всего лишь нежелание работать в команде, потом - нежелание выходить из дома без крайней на то необходимости. Вспомнить хотя бы беседу отца Регины с герцогом Оливейра, взгляд на ситуацию со стороны человека, близкого ей:
Цитата:
– Если по порядку, то: да, не знаю, да. Я пригласил вас на Ларгитас с тайным умыслом – тут вы правы. С Региной всё в порядке, если мерить порядок видимыми критериями. Она здорова. Она материально обеспечена. Ее ценят на работе. Она одинока, если не считать химеры. Но тут ни вы, ни я ничем не поможем. Адмирал Рейнеке не согласен с моей позицией, и считает ее пораженческой… Впрочем, неважно. Встречаясь со мной или матерью, она вполне общительна. Она часто улыбается. Господин Оливейра, мне очень не нравится, как она улыбается. У нее делается такое лицо… Вы видели, как смеются офицеры, выжившие в бою, где пал личный состав их части? Офицеры, отдавшие приказ идти в атаку?
– Видел. Я всецело в вашем распоряжении.
– Она взяла отпуск. Я надеялся – слетает на курорт, отдохнет, развеется… Куда там! Сидит в четырех стенах, из дому почти не выходит. Гостей, насколько мне известно, не принимает. Говорит, ей хватает Фриды, а больше никто не нужен.
Вообще сравнение героини с королевой очень точное. Королевы не плачут - об этом героиня напоминает себе в тяжелые моменты жизни. Королевы одиноки даже если у них есть окружение. Окружение льстецов, завистников и людей, жаждущих отхватить лакомый кусок пирога с королевского стола, таких, например, как малыш Хорхе.
Итог: я просто поставлю оценку – «Must Read». Она говорит сама за себя.