Олег Дивов - ХрабрРецензия (c) Bjorn Автор: Олег Дивов
Название: Храбр
Серия: нет
Скачать бесплатно: Олег Дивов - ХрабрАннотация: Он знает цену золоту, но выше ставит дружбу, а всего выше – долг перед Родиной. Верует в Господа, но побаивается старых богов. Говорит на нескольких языках и сражается любым оружием. У него своеобразное чувство юмора, и он очень добрый. Неравнодушный, живой, в чем-то весьма ранимый человек. Храбр по имени Илья Урманин. Он живет в мире, где «людьми» называют лишь свободных. Это мир Древней Руси.
Новая книга Олега Дивова – опыт глубокого погружения в этот яркий и сложный мир. Чтобы рассказать о нем простыми и честными словами, понадобился особенный герой. На самом деле Илья Урманин знаком вам с детства, только вы еще не видели его таким. Сейчас князь выпустит Илью из погреба – и тут герой себя покажет. Ему предстоят затеи, каких раньше не бывало, и чем он победит, никому не ведомо.
Узнайте, как все было на самом деле. Не пожалеете.
Или пожалеете, но будет уже поздно.
Награды: РосКон, 2007 // Роман. 2 место («Серебряный РОСКОН»); Портал, 2007 // Средняя форма; Мраморный фавн, 2006 // Повесть; Мир фантастики, Итоги 2006 // Лучшая необычная книга
Рецензия: Давненько я не пополнял категорию МАСТ РИД. Всё попаданцы, ура-патриоты да альтернативная история. Сплошная РусФа в общем. А вот литературы маловато. Так и отупеть недолго. Посему, это досадное недоразумение нужно исправить. Что я сейчас и проделаю.
Сегодня у нас в прозекторской роман Олега Дивова – «Храбр». Роман отнюдь не новый и далеко не самый обсуждаемый. Но для пополнения МАСТ РИДА он подходит как нельзя лучше. Почему? Во-первых, тематика. Движуха вокруг «Царя Фёдора» и альтернативной истории, а также романы поцреотов напомнила мне об этой вещи. Она удивительным образом показывает, что самый заезженный, самый пережёванный, самый залапанный сюжет, в руках настоящего писателя раскрывается с неожиданной стороны. Причём раскрывается так, что может и дух вышибить и разрыв шаблона обеспечить. Не верите? А я вот сейчас попробую доказать.
«Храбр» - о Киевской Руси. Об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о князе Владимире. Написан в 2006 году, когда течение «славянской фэнтези» было весьма и весьма ещё популярно. Это сейчас оно стало «немодным», успешно потеснённое у целевой аудитории альт. историей про ВОВ и храбрых попаданцев. А тогда... Не протолкнуться от «гой еси» и прочих «гей-хлопцев». Недостатки этого течения РусФы все помнят? Ну, эти каноничные диалоги, где герои, вплоть до высшей аристократии изъясняются как недалёкие гопники, где архаичные выражения используются не по назначению, и обязательно автор занимает одну из двух позиций – либо язычество либо христианство. И всё это приправлено размышлениями о «величии славянского народа», «сакральной роли славянской мании» и многими другими штампами. Учитывая популярность неоязычества в начале-середине нулевых, ничего удивительного нет – пипл хавал, авторы производили. Мракобесие царило такое же, как сейчас в упомянутой уже альтернативке.
Именно в то время и создавался «Храбр». Это – роман противопоставление, роман, который настолько не похож на всю остальную «славянку» насколько не похожи на эти опусы исторические монографии. Он лишён рассуждений о сакральности, лишён речевых штампов и архаизмов, в нём даже образ Ильи Муромца поставлен с ног на голову. Всё в «фирменном» дивовском стиле – автор сам признавался, что его любимое развлечение – взять избитый сюжет и выгнуть его о колено. Что же в нём есть?
Прежде всего – язык и стиль. Автор владеет этими вещами в совершенстве. Да-да, именно так. Среди всех русских фантастов только у Дивова фразы построены правильно, диалоги логичны и ненатянуты, и, похоже, он единственный знает о существовании такого зверя как Розенталь. Почему я начал характеризовать книгу с этого аспекта? Всё очень просто. Для писателя – язык и стилистика – основные инструменты. Можно придумать сколь угодно «увлекательный сюжет», «проработанный мир» и «аутентичного ГГ», но за частоколом корявых словоформ их просто не заметят. Писатели РусФы всех мастей частенько относятся к своим основным инструментам как к чему-то второстепенному, неважному – из-за такого отношения качество произведений страдает постоянно. В подтверждение моих слов – несколько цитат:
Цитата:
«Да завелся тут… Разбойник. У Девятидубья. Вышел из леса на дорогу. Громадный, соловой масти. И ладно бы один. Семья целая.
Илья поднял сапоги и продолжил свой мерный шаг со двора. Впереди засуетились стражники, отворяя ворота.
– Зима лютая, – сказал боярин. – Плохая зима. Думаю, в этом дело. Им в лесу жрать нечего, вот и полезли к дороге кормиться. А там как назло место узкое. Они сначала на дороге разбойничали, ели коней, побили людишек человек пять. Дорога сразу встала, ни туда, ни сюда. А потом… Потом они съели Девятидубье»
Цитата:
«Князь горой трудно дышащего мяса надвинулся на сухонького лощеного епископа и поверх его плеча уставился в окно.»
Цитата:
«Богатый варяжский гость – это надо было знать, что по крови Добрыня природный древлянин, а то и не догадаешься. Он плотно запахнулся в шубу, надвинул шапку на глаза, и только по небрежной роскоши одежды да выбивающейся из-под шапки светлой гриве понятно было, что не торговый это человек, ох, не торговый»
Цитата:
«Добрыня пребывал отнюдь не в мире с человечеством, но зато в мире с собой.»
Дивову удаётся нескольким мазками передавать окружение, наполнять его эмоциями:
Цитата:
«Внутри все было поломано и перевернуто вверх дном. Не уцелело на первый взгляд ни единой лавки. Открытая дверь и дыра в крыше давали достаточно света, чтобы понять, насколько заляпаны кровью стены и пол. Кое-где валялись обрывки одежды. Прямо над дверью торчал из бревна глубоко вбитый широкий лесорубный топор»
Цитата:
«Илья стоял посреди священной рощи, уставившись пустыми глазами на Перуна. Это был совсем новенький идол, наспех вытесанный, неглубоко вкопанный, измазанный кровью.
Здесь вообще кровью было измазано все. И повсюду валялись начисто обглоданные кости. Илья догадывался, почему на девяти дубах не висят кишки, – их подъели»
Цитата:
«…При свете дня, когда нажравшаяся человечины нечисть отсыпалась в чаще, сюда пришли люди. Выдолбили в мерзлой земле яму. Воткнули идола. Спели ему, сплясали перед ним, вознесли к нему мольбу. А потом? Перерезали горло ребенку? Бросили к ногам Перуна шкуру и на ней быстро по очереди вошли в дрожащую от холода девку, после чего срубили ей, уже бесчувственной, голову – может, тем самым топором? Или в таких случаях положено отдавать девку Перуну непорченой? Значит, сразу топором по шее? Все это не могло помочь никак. Могло только подарить людям надежду. И они надеялись. До следующей ночи…»
Цитата:
«Костры вспыхнули быстро, постоялый двор опоясался кольцом пламени. Стало очень светло внутри кольца, и непроглядная темень застила мир за его пределами.»
Едем дальше. Начав с языка и стиля, я продолжу миром, декорациями. Очень редко удаётся встретить настолько живое окружение. Именно «живое» а не «проработанное». Мир не перегружен ненужными деталями, не захламлен зубодробительными описаниями – но в то же время ты веришь в его реалистичность. Нет клюквы, про картон в Киевской Руси Дивова никто ещё не слышал. Окружение представлено как причудливый сплав скандинавской и славянской мифологии – так оно примерно и было, ведь процент варягов, осевших на Руси, от Новгорода до Киева, составлял едва ли не четверть тогдашнего населения. Вполне естественно, что этот этнос приносил свои традиции, свою культуру, свой язык – но аффторы «славянщины» скромно этот факт забывают, либо кидаются в другую крайность – Русь представляется едва ли не скандинавской колонией. Потрясающе реалистичные картинки. Контраст на контрасте, сочный язык, великолепные фразы.
Цитата:
«– В чем смысл затеи, – сказал Добрыня, будто не расслышав храбра. – Отогнать эту дрянь от дороги. В городе стоят обозы, и когда их накопится много, они пойдут вперед. Гости друг друга подзуживают, да и время их не терпит. Чем это кончится, я не ведаю, потому что охрана у обозов от людей да от волков. Против семьи йотунов, уже отведавших человечины, она устоит навряд ли. А нечисть с дороги не уйдет по доброй воле, человек для нее самая легкая добыча. И самая вкусная. Такое дело…»
Цитата:
«Вот, – сказал Илья. – Представь. Ты одет в холстину, оружие твое – простая дубина. И вдруг приходят какие-то в кольчугах и с топорами. Ты смотришь и думаешь – ого! Хорошие кольчуги. Хорошие топоры. А эти спрашивают: кому платишь дань? Ты отвечаешь: ну, хазарам. Эти говорят: ничего подобного. Хазарам больше не даешь, нам даешь. Ты спрашиваешь: а что скажут хазары? Эти говорят: ничего не скажут. И все. И они садятся у тебя дома. И берут с тебя дань. А хазары за данью не идут почему-то. Будто и не было их никогда, хазар. Вот… А эти, в кольчугах и с топорами, сидят. И ты видишь, что они уже говорят по-твоему все до единого, и богов твоих уважают. И один дочку твою в жены просит, сам муж видный, богатый… А хазар нет и нет. И вообще никого нет. Ну, может, придет кто-нибудь, но эти его хрясь топором – и он уходит сразу. Вот… И все хорошо. И предводитель у этих настоящий конунг. И никакие они уже не эти, а свои. И конунг – свой. Мир, порядок, достаток, живи и радуйся. Ну?..»
Цитата:
«Девятидубье было когда-то большим селом, но год от года усыхало и съеживалось. Как ни странно, причиной тому стало оживление торгового пути. Издревле местные кормили проезжих и устраивали на ночлег, помогали ходить через брод. Когда обозы потянулись чередой, это прибыльное дело заняло столько люда, что почти все население Девятидубья превратилось в обслугу постоялого двора. Конечно, весной село пахало-сеяло, летом собирало ягоды-грибы, осенью било зверя, но основой его благосостояния давно уже стало удачное расположение. Селяне научились ловко чинить упряжь и даже кузницу завели ради гостей. Обозы приходили в Девятидубье к вечеру. Киевские переправлялись через речку и становились ночевать, а новгородские двигали через брод с утра. Брод был мелкий, замостить его никому даже не приходило в голову»
В таком окружении наплодить картонных персонажей было бы преступлением. И автор не оплошал. Его герои – яркие, фактурные, «выпуклые», все, от главных действующих лиц, до эпизодических – живут, дышат, чувствуют. У каждого – своя судьба, своё прошлое, которым, однако, они не козыряют без надобности. В центе всего повествования – Илья Муромец-Урманин. Его образ – это отдельная песня, при желании анализ храбра можно растянуть на несколько авторских листов, настолько ярким и логичным он получился. Ульф(Илья) здесь не застывший в мраморе «былинный персонаж» - а человек, со своим непростым характером, своими проблемами, своим мироощущением. Никакого акцента на этих аспектах нет, материал подается естественно и ненатужно, но читая, лично я прочувствовал персонажа настолько, насколько это вообще возможно.
Цитата:
«– Значит, это и есть Ульф Урманин?
– Теперь его зовут Илья, – сказал князь.
– Ну и чудище…»
Вот говорят, богатырь, светоч земли русской. А каков он – богатырь? Воплощённая сила, вражья погибель? Что у него внутри?
Цитата:
«Илья, напротив, был страшен. Не столько уродлив, сколько именно страшен. Звероватость его облика переходила грань, за которой уже не виден мужчина-хищник, так привлекающий женщин, а начинается просто зверь. Крупная голова Ильи была утоплена в непомерно широкие плечи, могучие руки казались несуразно длинны, толстые крепкие ноги – быку впору. А сколько кожи пошло на его сапоги и перчатки, боязно было подумать»
Цитата:
«Для Ильи деньги мало значили, он мерил жизненный успех только личной честью. В этом смысле Урманин был куда более vikingr, чем его предки.»
Цитата:
«Если бы Илью спросили, что его так выводит из себя в человеках, он бы наверное ответил: нежелание видеть и слышать.»
Цитата:
«Илья сам наполовину урманский йотун, не знаешь, что ли. Поэтому его ни порча не берет, ни волшба ихняя.»
Цитата:
«Он с раннего детства знал, что не такой, как все. Иногда ему кричали в спину – эй, отродье однонога! Тогда Ульф догонял и бил. Легонько, чтоб не насмерть. Это научил отец. Сказал: обязательно бей любого, кто возвысит на тебя голос или поднимет руку. Но только вполсилы. Ибо пока ты мал, за совершенное тобой смертоубийство отвечать будут родители. Понял, Ульфи-Вульфи? Скажи им, что ты оборотень, что можешь перекинуться в волка. Пусть боятся.»
Цитата:
«– А ему человеков есть можно было?! – крикнул издали Василий.
– Ты не понимаешь? – спросил Илья.
– Волот дергаться будет, сани расшатает, – объяснил Лука брату, принимая корзину.
– Нет, – сказал Илья тихонько. – Не в этом дело. Никого мучить без причины нельзя. Кто бы он ни был.»
Где грань, за которой исчезает человек? Что отличает его от зверя? И кто в итоге окажется человечней – людоедствующая нечисть или «доблестные» защитники?
Несмотря на мрачность и серьёзность книги, нашлось место и юмору, причём юмору отличному, вполне в духе эпохи, без столь любимых анекдотов и перепевок современных шуток.
Цитата:
«– Ну да, – подтвердил тот. – Епископ сказал, мол, сам не разберется – и послал.
– Это что же такое натворить следует…
– Церковь сжечь по пьяни.
Заставить старого храбра растеряться было трудно, но сейчас его Бурка Малая вдруг засбоила и галопом ушла вперед. Илья сдержал кобылу, перевел на рысь, дождался Миколу с Касьяном и сказал:
– Люблю новгородцев. Есть в них что-то такое… Исконно варяжское. Пришел, ограбил, раздолбал».
Цитата:
«Оставалось надеяться, что Урманин не вздумает этой ночью залезть на Десятинную церковь и уснуть с крестом в обнимку. А то в прошлый раз, очнувшись поутру, он боялся спуститься.»
Единственное, почему книга не получает плашку «Божественно» - формат повествования и отсутствие «большого» сюжета. Книга состоит из двух эпизодов жизни Ульфа-Ильи, двух былин, если хотите. Между собой они связаны слабо, сквозного сюжета нет. Да и не ставил автор себе задачей нарисовать «эпическое» полотно. Он просто показал героя былин изнутри, показал его человеком.
Итог:Подать избитый сюжет с необычного ракурса, вывернуть его наизнанку, пересмотреть, найти новые точки соприкосновения – в этом Дивову, среди современных русскоязычных фантастов равных нет. Нечто подобное мы встречали у пана Сапковского, когда тот фривольно обходился с сюжетами сказок в «Ведьмаке», но там было всё немного по-другому. Здесь – всё живое. Мир, персонажи, истории. Рассказанной книге веришь, сопереживаешь герою, вникая в его терзания и проблемы. И всё это – без натужного пафоса, без «славянской» магии, без добрых языческих волхвов и злых христианских попов. В этой книге показаны простые люди, такие, какими вполне могли бы быть наши предки. Однозначно
MUST READ