Site Logo

Маленькое Общество Свободных Критиков

Литературный форум
 
Текущее время: 28 мар 2024, 23:39

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Новоприбывшие, обязательно ознакомьтесь с введением в МОСК!




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 04:16 
Активный читатель

Зарегистрирован: 25 июл 2010, 16:13
Сообщений: 191
Имя пользователя: Skadi
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 15
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Dellarion начал знакомить народ с классикой фэнтези, про которую трудно сказать: MUST READ она или нет, но однозначно – книги знаковые. Книги, о которых нужно хоть что-то, да знать. Книги, с которых начинались не только новые направления в фэнтези, но и нечто новое в масс-культуре.
В истории фэнтези, кроме романов Муркока, есть еще одно подобное явление – мультипроект «DragonLance» или, как его чаще называют по-русски, цикл романов «Сага о Копье».
Я не буду пытаться дать оценку этим книгам. Тем более, что их – более сотни, свыше двадцати из них переведены на русский. В их создании принимал участие добрый десяток авторов, и уровень отдельных вещей очень разный. Хотя даже лучшие из них, принадлежащие перу «прародительницы», Маргарет Уэйс, по отдельности, как только художественные произведения, не особо-то и впечатляют.
Я прочитала трилогию о «демисезонных» драконах («Драконы осенних сумерек», «Драконы зимней ночи» и «Драконы весеннего рассвета») почти сразу после выхода на русском, где-то в середине девяностых – и моментально забыла об их существовании. Восприняла романы как милую такую бродилку-приключалку. Герои куда-то идут, кому-то бьют морду, по дороге то ругаются, то влюбляются… Мир довольно оригинальный, хотя, как всегда, Тьма торцуется со Светом, да эльфы с гномами в наличии. Куда ж от них в фэнтези деваться?
Так что мне «Драконы» показались всего лишь - отличным средством приятного убийства времени. Единственное, что отличало «Сагу о Копье» от привычных приключенческих романов – отсутствие главного героя. Точнее, «главных» было почти с десяток, и нельзя сказать, кто из них главнее… Да, еще кендеры понравились и гномы-механики.
И лишь много позже пришло осознание того, что 1984 год, когда Маргарет Уэйс написала первый роман сериала – «Драконов осенних сумерек» - был поворотным в истории фэнтези как литературного направления.
Это был первый в мире роман, написанный по игре.
То есть до этого создатели сеттингов для настольных игр «Dungeons&Dragons» воровали образы и идеи из книг, а тут получилось с точностью до наоборот. Трэйси Хикмэн создал наброски сеттинга по неизвестному до этого поклонникам «AD&D» миру Кринна, а Маргарет Уэйс уже на основе его идей написала роман, который, по сути, является фиксацией прохождения сеттинга… Отсюда – все достоинтства и недостатки «Саги о Копье».
То есть художественная книга перестала быть только книгой. Она стала частью – причем не основной - чего-то большего, объединяющего в себе настольные, компьютерные и полевые игры, комиксы, художественные фильмы… существует даже рок-опера по одному из романов цикла. То есть выдуманный, несуществующий мир из объекта личного творчества писателя превратился в нечто, доступное массовому использованию. Насколько менее художественной от этого стала книга, не знаю… Но вот более массовой и популярной – да.
Я не знаю, хорошо это или плохо. Просто оно так есть…
И тут мне хочется сделать маленькое отступление на тему игры. Ролевых игр вообще и «AD&D» в частности. На тему индивидуального и коллективного творчества, а так же на тему социопатии и эскапизма.
Веками путешествие в несуществующие реальности было занятием индивидуальным. Творцы создавали свои миры, а публика внимала, увлекшись чужими фантазиями. Даже в театре и кино были самые главные творцы – режиссеры, а актеры (несмотря на всю их популярность и харизму) – лишь инструменты для выражения режиссерских идей… Жесткий сценарий, многократно отрепетированные реплики, которые должны были звучать именно так, а не иначе… И, что самое главное, зритель по-прежнему - всего лишь потребитель чужого творчества. Не более.
Но в 20 веке что-то сдвинулось в массовом сознании, и появилось понятие Игры.
Ролевые игры по Толкиену и настольная ролевая игра «Dungeons & Dragons» появились почти одновременно. Не знаю, когда английским студентам впервые пришло в голову разыграть сцену из Толкиена по образцу того, как в детстве они (как все школьники в протестантских странах) разыгрывали на Рождество эпизоды из Евангелия. По-моему, где-то в конце шестидесятых. Но год создания первых правил «Dungeons & Dragons» известен точно – 1970-й. Настольная игра, созданная по образцу «штабных» военно-стратегических игр. Увлечение отставных британских генералов, помещенное в фэнтези-мир, стало прародителем целого пласта современной культуры.
Игра не делит людей на творцов и потребителей искусства. Каждый – сам себе и режиссер, и актер, и зритель. Игра коллективна по определению. В процессе Игры создается некая несуществующая реальность, однако она, эта реальность, находится не в голове у одного «не такого, как все», а в поле общей фантазии… Некая консенсусная реальность, которая, тем не менее, сильно отличается от «настоящей», точнее, той, которую привыкли считать «настоящей». Эскапизм перестает быть привилегией одиночек-социопатов, но становится общим, массовым…
Считающий себя нормальным человек вынужден смотреть на свое отражение в глазах окружающих. Окружающие своим мнением о нас управляют нами, делая из нас то, чем мы привыкли себя считать. И этот эффект, только вывернутый наизнанку, – основа Игры. Сначала люди договариваются, по каким приметам будут узнавать, предположим, «расу» собеседника. Например, человек, у которого уши с помощью лейкопластыря и тонального крема сделаны длинными и заостренными, считается эльфом. При этом во всем остальном он остается человеком. Но если каждый из ста встретившихся вам людей поприветствует вас словами: «Здравствуй, прекрасный эльф!», то вы невольно начнете чувствовать себя не совсем человеком…
А если речь идет не о «полевых» играх, а о настольных, то тут и на уши ничего лепить не надо. Выпало на кубиках 18 из 18-ти при определении параметров силы – и ты уже супер-богатырь. И, что самое главное, никто из партнеров по Игре не будет этот факт оспаривать – «кубики не врут».
Естественно, мир Игры – не обыденный. Чаще всего это мир фэнтези, мир, в котором существуют различные нечеловеческие расы и магия. Зачем играть в то, что ты и так делаешь каждый день? В мир Игры люди убегают, устав от серости жизни…
И вот в этой массовости есть и плюсы, и минусы.
С одной стороны, Игра приучает к пластичности мира. К тому, что реальность – не жесткая, единожды заданная схема, она может изменяться по твоему желанию. Она, реальность, действительно меняться – ведь эти изменения существуют не только в твоем воображении, но и в глазах партнеров – трех-четырех, если речь о настольной игре, или сотен или даже тысяч – если речь о какой-нибудь крупной полевой игре типа «хишки». Игра делает свободнее.
Но, с другой стороны, консенсусность, общественность игрового мира отрицают полную индивидуальность. Да, мир можно изменить – но лишь в рамках правил, в рамках того, на что согласятся все игроки. Отсюда – фиксация в игровой реальности мифов массового сознания, архетипичность образов, расхожесть сюжетов… Игровой мир должен быть понятен каждому на Игре, а, как известно, караван идет с той же скоростью, что и самый медлительный верблюд.
То есть Игра – это нечто среднее между тисками обыденности и свободой индивидуального творчества.

Именно эта черта в полной мере отразилась в цикле «Сага о Копье».
Взять хотя бы линию братьев-близнецов Рейстлина и Карамона Маджере. Классическая реализация мифа массового сознания о противопоставлении умного и сильного, мага и воина… Великий воин Карамон – простодушный и добрый, отважный и верный, пьяница и обжора. И болезненный альбинос Рейстлин, вечно обижаемый в детстве более сильным братом и не менее сильной сестрицей, озлобившийся, свихнувшийся на жажде власти, на жажде «показать всем»… Рейстлин, ставший самым сильным магом в истории Кринна, настолько сильным, что он всерьез задумывается о том, чтобы стать богом. Только с его помощью из мира изгоняется злобная богиня Такхизис, да и потом Рейстлин не дает своей патронессе покоя, пытаясь победить ее, чтобы занять место «верховного темного». А супер-сильный братец Карамон окончательно становится любимой игрушкой в руках мага, вечным слугой, исполнителем воли брата-задохлика…
Голубая мечта всех «ботаников» всех стран и народов…
Или взять, например, тему феминизма. По количеству дев-воительниц «Сага о Копье» превосходит любую другую книгу. Эльфийские принцессы-лучницы и человечки-мечницы, на равных с мужчинами выступающие на истарской арене, повелительницы драконов и жрицы Паладайна, статусные магички и овражные гномихи-лекарки… В общем, с реализацией феминистических фантазий все хорошо, любая девушка найдет себе героиню, с которой с удовольствием себя проассоциирует.
И такие мифы, реализованные в «Саге о Копье», можно перечислять бесконечно.
Причем есть одна тонкость, которая внятна американцам, создавшим Вселенную Кринна, но которая еще не до конца внятна нашему читателю.
Масса – она ведь очень разная. Если так можно выразиться, есть много разных масс. Поэтому масс-культура – тоже очень разная. Для одних – Таня Буланова, для других – Хелависса.
То же и в литературе. Фэнтези вообще – территория эскапистов и мечтателей, то есть публики достаточно образованной, обладающей достаточно развитым воображением. Не для рядового обывателя. Но все же – для массы тех, кто считается себя «не такими, как все».
Поэтому-то существуют толпы фанатов индивидуалиста и убежденного одиночки Рейстлина.
Кстати, многие фанаты находят в книгах про Кринн бездны философских открытий. Особенно в «Трилогии Легенд».
«Где проходит та грань, за которой вера в добро превращается в фанатизм? За которой стремление защищать слабых превращается в их порабощение? Когда благи намерения становятся камнями дороги в бездну для сотен тысяч? Когда справедливость превращается в жестокость, а возмездие – в садизм? Где грань, переступив которую святой превращается в палача? Где эта грань пролегает в твоей душе? Сможешь ли ты удержаться на ней?»
Это – «завлекалка» из загруза к одной из полевых игр по миру Кринна, конкретно – по роману «Час близнецов».
А ведь правда… Для определенного психологического возраста – вопросы более чем животрепещущие…
Интересна и многовариантность истории Кринна. В разных книгах одни и те же события заканчиваются разными финалами. Есть романы, в которых боги так и не швырнули булыжник на Истар, и эпоха света без теней продолжилась… Это – тоже особенность Игры, очень часто основную роль начинает играть не логика мира, а личные особенности игроков. Могу соврать, но, кажется, был случай, когда воинственные хоббиты отбили Мордор у назгулов, а потом еще до кучи и эльфам навставляли…
И еще одна игровая черта мира Кринна – его пластичность и многообразие. Фантазия, потраченная на проработку деталей мира, просто поражает. Как и его яркость и одновременно – безликость. У героев не так уж много индивидуальных черт, их поведение жестко определяется расовыми и классовыми свойствами. Кендер Тасальхоф Непоседа – «один из», практически не найти черт, которые отличают его от других кендеров… То же можно сказать и об эльфах, и о гномах… Эльфы – прекрасны. Дворфы – ворчливы. Овражные гномы – грязнули… Зато рас – десятки, с подрассами и подклассами, плюс полукровки иобладатели мультиспособностей, у каждой расы – своя история, внешние и внутренние особенности, свои таланты и недостатки…
То есть уже процессе чтения человек становится частью Игры. А если он к тому же не чужд компьютерным играм и вообще любит помечтать, то перед ним встает реальная угроза стать не просто фанатом, попытаться принять участие в со-творчестве…
Кстати, по количеству фанфиков до недавнего времени «Сага о Копье» была на одном из первых мест среди всех фентези-книг. По этому показателю соперничать с Маргарет Уэйс могут разве что Толкиен и Роулинг… Да, и еще – вампирские миры «Маскарада», где вообще нет художественной «книги-источника».
А теперь идея книг – части мультипроекта завоевывает и российский рынок. Плодится постапокалиптический «С.Т.А.Л.К.Е.Р.». «Берсерк» - это не только настольная карточная игра, это еще и цикл очень неплохих рассказов… «Славянская фэнтези», родившаяся из идее Никитина, условно названной «Княжий пир» тоже носит все черты мультипроекта.
Задумываются новые серии…
Так что ближайшее будущее российской фэнтези – это, все-таки, наверное, не «мэрии-сью-попаданка», а мощный цикл некой еще не рожденной игровой реальности.
Со всеми достоинствами и недостатками Игры.


Последний раз редактировалось skadi_omsk 04 окт 2010, 21:57, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 17:25 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 июл 2010, 22:39
Сообщений: 1033
Откуда: Москва
Медали: 3
Мастер пера (1) Воин Света (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Inesacipa
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 142
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Вполне правдоподобная гипотеза: развлекательная индустрия не может не подарить человеку удовольствие побыть кем-то еще.
Помню, как в детстве хотелось быть частью понравившейся придуманной реальности, изменить исход битвы, избежать гибели любимого персонажа, да просто прошвырнуться по тамошним пейзажам - и вот, шанс появился.
С опозданием на 30 лет. :crazy:



Каждый герой в конце концов становится занудой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 17:30 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 июн 2010, 16:16
Сообщений: 1011
Откуда: Полтава
Медали: 2
Активный рецензент (1) За особые заслуги (1)
Имя пользователя: Тарас
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 72
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Для меня "окном" в другую вселенную стал Вархаммер. Как 40к так и ФБ. Увлечение Драгонлансом не застал. Моей эпохой была Ваха - вот с нее все и началось).



Чтобы вступить в рукопашный бой с противником вам надо расстрелять весь боекомплект, потерять (цензурная замена) автомат, штык-нож, лопатку, не найти на поле боя трупа с автоматом и патронами и найти еще одного такого-же идиота.

Homo homini lupus est
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 17:44 
Активный читатель

Зарегистрирован: 25 июл 2010, 16:13
Сообщений: 191
Имя пользователя: Skadi
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 15
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Да, система игр AD&D - это настоящая индустрия, причем и у нас. "Полигонные" игры в России еще не стали индустрией, но тут много причин...
Кстати, есть смысл присмотреться к проекту "Ролевик" на СИ. Его старательно ругают, но он потихоньку к чему-то идет...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 17:52 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 июн 2010, 16:16
Сообщений: 1011
Откуда: Полтава
Медали: 2
Активный рецензент (1) За особые заслуги (1)
Имя пользователя: Тарас
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 72
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Хорошо, посмотрю.



Чтобы вступить в рукопашный бой с противником вам надо расстрелять весь боекомплект, потерять (цензурная замена) автомат, штык-нож, лопатку, не найти на поле боя трупа с автоматом и патронами и найти еще одного такого-же идиота.

Homo homini lupus est
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 19:12 
Активный читатель

Зарегистрирован: 25 июл 2010, 16:13
Сообщений: 191
Имя пользователя: Skadi
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 15
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Dellarion писал(а):
Хорошо, посмотрю.

Только не надо бросаться сразу рецензировать. Просто подумать... В определенном смысле - тоже явление. Ролевая игра-словеска пытается трансформироваться в литературное произведение...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 19:17 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 июн 2010, 16:16
Сообщений: 1011
Откуда: Полтава
Медали: 2
Активный рецензент (1) За особые заслуги (1)
Имя пользователя: Тарас
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 72
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Не буду я рецензировать проект находящийся в стадии "работы". Просто посмотрю - мне интересно.



Чтобы вступить в рукопашный бой с противником вам надо расстрелять весь боекомплект, потерять (цензурная замена) автомат, штык-нож, лопатку, не найти на поле боя трупа с автоматом и патронами и найти еще одного такого-же идиота.

Homo homini lupus est
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 21:00 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 июл 2010, 22:39
Сообщений: 1033
Откуда: Москва
Медали: 3
Мастер пера (1) Воин Света (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Inesacipa
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 142
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Дураку пол-работы не показывают! :crazy: Но Тарас-то умный.
А если серьезно, то я вдруг подумала: а есть ли возрастное ограничение на увлечение играми? Одно дело, когда человек не ролевик изначально - как я, например. Другое, когда был ролевиком, да вышел. И третье, когда это увлечение как-то качественно изменяется с годами...



Каждый герой в конце концов становится занудой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 21:12 
Активный читатель

Зарегистрирован: 25 июл 2010, 16:13
Сообщений: 191
Имя пользователя: Skadi
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 15
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Возрастное... Надеюсь, нет. Я постарше вас буду - до сих пор играю. Таких, как я, дюжину человек по России знаю... Тот же недавно умерший Андрей Ленский, бывший редактор журнала "Лучшие компьютерные игры"...
А бывает, и "в возрасте" приходят...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 21:18 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 июл 2010, 22:39
Сообщений: 1033
Откуда: Москва
Медали: 3
Мастер пера (1) Воин Света (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Inesacipa
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 142
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
skadi_omsk писал(а):
Возрастное... Надеюсь, нет. Я постарше вас буду - до сих пор играю. Таких, как я, дюжину человек по России знаю... Тот же недавно умерший Андрей Ленский, бывший редактор журнала "Лучшие компьютерные игры"...
А бывает, и "в возрасте" приходят...

Вот и я думаю о другом факторе. У нас принято все списывать на возраст. А на самом деле есть другой, более серьезный фактор.
Это пристрастие к визуализации. Есть люди, которые отворачиваются от экрана, на котором идет фильм, потому что им становится скучен визуальный ряд. Они предпочитают письменную информацию. Я отношу себя именно к таким.
А те, кому нужно изображение, к играм способен придти в любом возрасте. Это вопрос предпочтительного способа подачи информации.



Каждый герой в конце концов становится занудой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 21:46 
Активный читатель

Зарегистрирован: 25 июл 2010, 16:13
Сообщений: 191
Имя пользователя: Skadi
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 15
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Игра чаще всего - не только визуализация, но и "аудилизация", и даже "кинестезация"... Побегать в доспехе, огрестись пару раз мечом по шлему со всей дури... чуть больше понимания истории чуть ли не кожей... :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 22:03 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 июл 2010, 22:39
Сообщений: 1033
Откуда: Москва
Медали: 3
Мастер пера (1) Воин Света (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Inesacipa
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 142
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
skadi_omsk
Ну, я упрощенно. Усредненно.
Есть люди, которым вся это сенсуализация (о!) истории просто необходима. А есть книгочеи с "внутренним кино".



Каждый герой в конце концов становится занудой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 22:07 
Активный читатель

Зарегистрирован: 25 июл 2010, 16:13
Сообщений: 191
Имя пользователя: Skadi
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 15
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Да. Люди очень по-разному воспринимают мир. Но это же не так страшно?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 22:28 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 июл 2010, 22:39
Сообщений: 1033
Откуда: Москва
Медали: 3
Мастер пера (1) Воин Света (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Inesacipa
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 142
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
skadi_omsk
Это так нормально, что служит причиной войн, убийств и холиваров. :crazy:



Каждый герой в конце концов становится занудой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вселенные патриархов. DragonLance
СообщениеДобавлено: 03 окт 2010, 22:46 
Активный читатель

Зарегистрирован: 25 июл 2010, 16:13
Сообщений: 191
Имя пользователя: Skadi
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 15
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
:-D
Inesacipa
Иначе было бы скучно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Template made by DEVPPL Flash Games - Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
 

Large Visitor Map