Каждое поколение, вспоминая былые времена, неизменно говорит, что, дескать, трава была зеленее, солнце ярче светило, а дождь, так просто розами пах. И еда вкуснее была, и пиво мочой не воняло, и ( что главное ) дети умнее были. При этом обязательно вспоминают нескольких знакомых ( идиотов и глупцов), перемалывая им косточки. Так было, так есть, и будет есть)
Даже во времена Крито-Микенских цивилизаций и Древней Греции, эти проблемы стояли с той же остротой, что и в наши дни. Демосфен поражался глупости новых поколений ( богов не чтят, старшим хамят, ничего не знают, и знать не хотят). Он был в ужасе, наблюдая новые веяния моды и архитектуры. Платон не поражался, он просто учил дураков уму-разуму. Не всегда получалось, но и попыток своих, старый философ не оставлял. Китайцы считали каждое поколение априори более глупым ( люди отдаляются от Великого Неба – чем дальше, тем менее совершенны), и до появления кофуцианства и даосизма с деградаций своих потомков не заморачивались. Римляне…все знают, чем закончилось правление Рима. Развал, анархия и орды варваров писающих в фонтаны с вином ( потом они с них пили, но это мелочи)).
Я провел маленькое исследование. Началось все ровно пять лет назад, и лишь сейчас я могу подводить итоги. Статистических данных огромное количество). Темой работы, которую я затеял, стало интеллектуальное развитие детей ( ребенок, при моей работе понятие размытое), возрастом от 12 до 21 года. Социальные группы, финансовое положение, ниша в обществе и социальная активность полярно различаются. Целью исследования, была проверка интеллекта, умения критически и логически мыслить, адаптация и навыки управления – планирования.
Если говорить простым языком… детям давалось несколько заданий, и проверялись: скорость реагирования, точность и уместность ответа, логичность выстраиваемой цепочки. С некоторыми заданиями, вопросами из них и ответами детей вы сможете познакомиться – я их дам ниже.
Для чего я это делал? Все просто) Заведение в котором я работаю, считается элитным. У нас преподают огромное количество разнообразных дисциплин: ритмику, сольфеджио, композицию ( сочинение музыки ), танцы ( множество коллективов и направлений), специальность ( под 35 муз.инструментов), джазовый и эстрадный вокал, лепку, декоративно-прикладное искусство. Много всего. И нужно нам было создать новую программу. Все с нуля: и почасовка, и нагрузка и материал. Тут и стал ребром вопрос о сложности. Никто не знал, какой именно уровень необходим детям. Время терпело, и было решено провести исследование.
Есть еще один нюанс – мы не даем детям предметов обычной общеобразовательной школы. Но школьные знания обязательны для нормального восприятия двух наших дисциплин ( истории искусств и музыкальной литературы). Нужно разбираться в истории, географии, биологии и еще паре-тройке гуманитарных наук ( не говоря уже о зарубежной литературе). Потому вопросы задавались именно такого плана. Скажу сразу – результат удивил всех. Даже самые занудные пессимисты не смогли предугадать степень деградации современной молодежи.
Можно я еще совсем немного занудства?)
Так вот, вопросы задавались в соответствии с возрастными ограничениями. Никто никого не «валил», не принуждал и не требовал лишнего. Все абсолютно добровольно. Встречаются искусствоведческие вопросы, но это уже специфика учреждения.
Теперь можно и вкусненьким поделится:
Вопрос – ответ:
1) Где находился город Вавилон? – В Греции…?
2) Сколько подвигов совершил Геракл? – А кто это? Два? Шесть?
3) Назовите несколько подвигов Геракла? – Лермейский орел? Правильно?
4) Где находится мыс Горн? – Эээ? Что это такое?
5) Назовите имена трех древнегреческих богов. – Гор… Да?
6) Что такое Великий Шелковый Путь. – Что-то знакомое. Игра такая была.
7) Кто такой Мартин Лютер? – Не знаю. Аааа!! Мы в школе учили! Нет, не помню.
8) За что сожгли Н. Коперника? – Кто это?
9) Кто такое викинги? – Не знаю.
10) Один, Тор, Локи, Тир – кто они? – Музыканты.
11) Кто такой Франциско Писарро? – Писарро, гы, смешное имя.
12) В каком году пала Римская Империя? – Она пала?
13) Где находится озера Танганьика? – ЭЭЭ?о_О
14) Кто такой Нильс Бор? – герой фильма. Идентификация Борна?)
15) Как звали Наполеона? – У торта есть имя? Франциск. Джон.
16) Кто такой Герострат? – хз.
17) Где находится остров Пасхи? – в Сибири? Не…в Черном море?
18) Австралия больше Гренландии? – Не знаю.
19) Сиу, делавары, могикане – кто это? – африканцы?
20) Как звали да Винчи? – Джон? Эээ…???
Хватит. Из трех сотен подобных вопросов « про все и вся на свете» каждая группа ответила на десять – пятнадцать. Общее количество верных ответов из двух тысяч вопросов – 6%. Вот так.
Теперь немного статистики:
1) Только 3% детей знают историю родной страны выше среднего.
2) Лишь 5% знают историю мира выше среднего.
3) 80% детей уверенны, что пирамид всего три.
4) 90% детей не знаю где именно они находятся)
5) Лишь 7% знает, что озеро Байкал существует, и лишь 1% знает, что они пресное.
6) 4% не знает, как зовут Колумба, 80% не знает кто это такой, 0.02% знает даже названия его кораблей.
7) Физику выше среднего знает 0.1% опрошенных. Лишь 2% смогло на пальцах рассказать о законе всемирного тяготения.
8) 95% детей не знает древней истории мира. Абсолютно.
9) Лишь 4% разбирается в джазе. 0.1% даже его играл.
10) Только 3% опрошенных регулярно читает. 80% ненавидит читать. Остальные не знают для чего им это нужно.
Все, хватит статистики. Думаете, я взял цифры с потолка?
Все слишком печально, грустно и безрадостно?
И да и нет. Если начать работать, то дети начинают развиваться. Многие хотят учиться, читать, быть умнее других…но не могут. Потому что родители не приучили читать, в школе преподаватели – дебилы, а комп сожрал последние мозги.
Еще немного цифр:
1) 80% детей радостно поглощает знания, если их правильно преподнести. Как только они понимают, что история и география ( физика, химия и т.д.) может быть полезна в реальной жизни – они ее разрывают на части, и фигурально выражаясь заталкивают в свои пустые головы.
2) 5% детей потеряны навсегда. Совершенно оглупели.
3) 15% детей на все плевать. Абсолютные одиночки. Считают, что гуманитарные знания им не нужны. Не реагируют на соревновательные элементы. Им плевать на то, что другие успешней и умнее их. Обычно у таких детей богатые родители – ребенку нет нужды быть умным, мама и папа давно рассказали ему в какой институт нужно поступать и как это сделать
Удивительно, но поговорив с детьми, я пришел к выводу, что деградировало не столько новое поколение, сколько их приемы мышления и способности к анализу. Из-за того, что в школе они просто мотают срок ( знаний у них нет), дети теряют способность ориентироваться в пространстве и адекватно мыслить. Дам пример:
Дети получили задание. Придумать и описать на бумаге свой идеальный мир. Продумать все аспекты: экономику, быт, сельское хозяйство, медицину, армию. Если не хватит фантазии на мир – создать страну. Перед этим мы раз за разом ( с каждой новой группой) выясняли кто такой Томас Мор, что такое «Утопия» и как ЭТО писать. Мы говорили о индуктивном и дедуктивном типе изложения материала. Кстати, 99% детей даже не знало что это такое. Потом они писали. На все про все им давался час-полтора. Отвечать можно было устно. Они рассказывали о своей идеальной стране, а преподаватель критиковал их зарисовки.
Так вот, преподаватель был в ужасе! Дети не могли продумать даже одной отрасли. ( Детишкам по 20-22 года). В 90% случаев все сводилось к примерно такому:
- Медицина должна быть для всех.
- Врачи должны хорошо лечить.
- В армию нужно идти когда хочешь.
- Преступников нужно штрафовать. Я не люблю тюрьмы.
- Нужно дать всем денег и работу…
Короче говоря, никто не знает как функционирует налоговая система, банковская. Что такое суды первой и второй инстанций. Что такое амнистия, вето. Не знают экономики…Ничего не знают. Дети живут в чужом мире. Не задумываются над тем, откуда берется пластик, бензин, свет, вода. ( Черт подери, Уэллс далеко закинул события своей «Машины времени», это началось уже сейчас). Если вспомнить что в гуманитарных и точных науках у 90% полных швах, то становится еще грустнее.
И это только одно из заданий. Вот вам еще пример:
Вопрос: ( детям по 15-16 лет) Сколько вам нужно денег в месяц для нормальной жизни?
- Муж будет? Если да, то я не буду работать. На шмотки и остальное…так…штук семь зеленых.
- Не знаю…десять тысяч евро.
И так далее. Еще одно, для маленького украинского города - не столицы и не Москвы, сумма в 10 тыс. евро – огромна. Деньги тупо некуда тратить.
Преподаватель задал другой вопрос: На что вы будете тратить ваши десять тысяч евро?
- Не знаю. На шмот, на еду. Потанцевать там.
- Пожрать. Шмот купить.
- Тачку хочу. Бэнтли.
( Никакого искусства, хобби, декора, сада) Только сакраментальное – жрать, срать, спать и размножаться).
Когда разобрали по косточкам, куда и что пойдет, оказалось что прожить реально и за сто долларов. Идеальной суммой стало три сотни зелени. Дети были ошарашены тем, что деньги нужно заработать.
Что заработать их, порой сложно.
Абсолютная глупость, полная тепличность.
Их можно перевоспитать.
Они нормально поглощают информацию в должных объемах. Но для этого приходится делать танцы с бубном
( учить писать, сокращать слова, думать, анализировать, планировать, предугадывать следствия по причине и т.д.) Дети напрочь лишены всех полезных навыков.
Я не говорю о музыке и искусстве. Там они полные нули. Сферические )
В заключение скажу, такое не только у нас. Я был в Беларуси, России, Польше, Чехии, Австрии. В Европе получше, у нас похуже. Но результат один – народ тупеет. Рыба гниет с головы. Если это поколение такое хилое, что будет с их внуками?) Думаю, мы так или иначе вскоре это узнаем.