Вот такие вот дела. У автора я читал только про двух попаданок, к ногам которых падают принцы и прочие красавцы... Так что это классическая ЖЮФ, я уверяю.
Идея была придумана с благими намерениями, можно сказать, для лучшего понимания автора в естественной среде обитания. Не раздраженного нашей рецензией, а отстраненного.
Стиль сохранен, правки минимальны. Это не профессиональное интервью, а скорее разговор. Про критику есть ближе к началу, и в конце.
Кстати, спасибо Инессе за вопросы)
Я: Вопрос первый: В каком жанре ты пишешь?)
Автор: в основном в жанре фентези, хотя как показывает практика мне ближе реалистические жанры - плюс-минус.
Я: Что именно из фентези? Что именно из реалистических жанров?
А.: как правило юмористическая фентези, а из реалистических приключения со склонностью в любовный роман.
Я: Ну, поскольку лично меня, как можно догадаться интересует фентези, а не любовный роман)... Каковы основные сюжеты, о которых ты пишешь?
А.: ну как правило главная героиня девушка. в остальном по-разному - есть попаданки - не только в параллельный мир. есть коренные жители фентези-мира
А.: а дальше сюжет развивается как ему вздумается. но однозначно с приключениями - простая описательность меня утомляет
А.: *и типа улыбаюсь*
Я: Я понял. В оценке книг, условно можно поделить на Персонажей - Мир - Сюжет - Язык автора. Как ты можешь оценить это в своих книгах? Пожалуй, относительно прилагаемых усилий?
А.: по какой шкале?
Я: Ну, допустим в процентах
Я: Вся книга - 100%
А.: 20-20-30-30. по последнему пункту прошу учесть, что я себя очень люблю и ценю, поэтому ниже оценить рука не поднимется
Я: О! Насчет любви и оценок). Как ты относишься к критике?
А.: у меня идеально жуткий характер. Так что отношусь агрессивно
Надо заметить, что как ни странно я принимаю критику во внимание, начинаю копаться в тексте, делаю зарубки на будущее и наверное во многом благодаря критикам тексты становятся лучше - те ошибки, которые смутно виделись но что-то мешало ими заняться *лень-матушка*, после критики идут под нож. Правда критики идут туда же - я уже говорила о своем характере?
Я: Практически понятно, но небольшое уточнение в ситуации - например, критик написал разгромную рецензию. И тут не так, и это не то, и тут ляпы - и все с цитатами, иллюстрирующими его мнение. Из предыдущего ответа я понял, что нахал немедленно будет подвешен за ноги на двух березах. Но потом, когда страсти стихнут, рецензия будет вдумчиво проработана?
А.: если критик корректен, то возможно будет подвешен на одной. И даже за руки - мы жж не звери. А прорабатываться она - рецензия - начинает еще во время кипения. Просто как-то на втором плане, почти незаметно для меня. А когда страсти поутихнут, в голове уже как правило есть примерный план что, где и как надо переделать и дополнить, а что пусть критик таки себе куда-нибудь приложит в понравившееся место *слепая вера критике не есть панацея*
Я: Принято). Теперь немного про общее - Как ты вообще начала писать?
А.: да как-то так. как все наверное. я запойный читатель *сейчас чуть меньше*, с садика сплю в окружении книг, они у меня сыплются из самых неожиданных мест жилища. Жанры люблю самые разные - от классиков и исторических вещей до боевиков с фантастикой. Только любовные романы как-то...редко
Как-то мне невзначай пришла в голову потрясающая идея (потрясающие идеи Элин конек) - написать роман. Правда вещь задумывалась в стиле боевичка и ни разу не фентезийного плана. Начало все еще где-то пылится в виде двух тетрадей, исписанных таким ужасным почерком, что я лишь изредка решаюсь на подвиг взяться за расшифровку. Энтузиазма хватает на пару страниц. Лелею мечту когда-нибудь написать таки эту вещь.
Спустя месяц работы книга была благополучно заброшена, а года через два я случайно забрела на си, потопталась там, кто-то из подруг настойчиво капнул на мозг - пиши, мол... Ну я и написала. Правда мне предлагалось начать с маленького рассказика. Но Эля страдает гигантизмом.
Я: Какие мысли/книги/события в жизни тебя вдохновили на написание книг? Или это была все-таки "невзначай" пришедшая мысль?)
А.: На первую книгу или вообще что вдохновляет на книги?
Я: Двойной вопрос)
А.: События самые разные - идеи витают в воздухе, иногда они возникают из нечаянно подслушанного разговора, из перехваченного взгляда, из случайного знакомства в пабе - причем величина события никак не отражается на его резонансе в творчестве. Из одной встречи может родиться идея целой книги в псевдонимом в довесок, из случайно выхваченного из жизни кадра - глава, а из чьей-то жизни всего лишь фрагментик на полстроки *Остапа понесло*.
Идея первой книги родилась под впечатлением от творчества Льва Пучкова. Пишет однозначно хорошо и талантливо, я в восторге от его юмора, хотя автор и крепкое словцо вставить не дурак, и порой с жестокостью и жуткостями у него откровенный перебор (я не о реках крови - к ним я отношусь спокойно-положительно). Тот самый боевичок родился на волне вдохновения после очередного прочтения Кровника - кажется так называется эта серия.
Идея первой книги родилась после похода с подругами на рок-н-ролл концерт, благодаря одному-единственному, но очень колоритному персонажу, который сам не послужил прототипом ни одному из моих героев, но дал очень многое. бывает же
Очень часто идею какой-либо сцены, выхода из сюжетного тупика или задумку целого романа я беру из снов. В смысле в книгах моих такое встречается не так редко, а вот столь результативные сновидения - раритет, к сожалению
Я: Стало ли написание книг переломным моментом в твоей жизни?
А.: Я бы не сказала, что прямо переломным, но в чем-то несомненно это был очень важный момент. Жизнь дополнилась новым смыслом, стала немного другой, изменился круг общения, интересы, даже пристрастия в чтении. Теперь, начиная читать книгу, я автоматически ее вычитываю, отмечаю перебор с местоимениями, повторения, ляпы - это немного сбивает ну и вообще далеко не все вещи теперь вызывают тот щенячий восторг, что был раньше. Обкушались, что ли, или это профессиональная деформация *как мы себя к профессионалам-то, а?*
Редкие произведения захватывают полностью - но и там очепятки я вижу *безобразие прям*
Наверное, и я сама изменилась - окружающее, привычные вещи, друзья, не имеющие отношения к графоманиям и не читавшие моих опусов (а таких - из старого фонда - большинство) воспринимаются иначе, как и я ими. Но без фанатизма - чуть-чуть
А.: Пардон, вышло немного коряво бестолково и многословно - у меня проблемы с четким изложением мыслей)))))))))))))))))))))
Я: Это не интервью для Эха Москвы, это просто для интернетов.
Я: Так вот...
Я: Трудно ли было закончить книгу или трудней было ее начать?
А.: о, начать очень легко - тяп-ляп и готово) потом конечно все это по сто раз переделывает - иногда, если нужно. а вот закончить...это китайская пытка. Поэтому у меня штук десять начатых проектов на разной стадии и лишь один законченный
Я: Ты хотела персонифицировать себя в героине или отстраниться от нее и сделать ее отдельной от себя личностью?
А.: Какие умные слова да наше-то дремучее политехническое)))
Ни разу не ставила целью выписать гг с себя, но несомненно частенько героиням перепадает самых любимых свойств характера автора - это выходит автоматически. ГГ первой книги похожа на меня больше других - видимо как первый опыт, так написалось.
Есть героини, которых я целенаправленно делаю абсолютно другими и пишу сообразно выбранному образу - видимо это и есть второй вариант
- но так или иначе, боюсь, всем персонажам достается по капельке натуры автора, может быть потому, что автор всегда вкладывает в свое творение часть себя.
А.: блин. пошел пафос? если - ты скажи, а то я могу)
Я: У нас тут вылизанные десятком полит-технологов дебаты, или все-таки разговор?)
Я: Продолжаем продолжать. Ты выражаешь в своих книгах какие-то разочарования и мечты, свои личные, женские и человеческие?
А.: я выражаю в книгах все, что в голову взбредет. Попадают туда и какие-то фрагменты мечтаний. Наверное. Осознанно ни одну свою мечту воплотить в книге пока не удалось, хотя задумки были. Не могу я такие слащавости совсем уж писать - у меня скулы от этого сводит
Разочарования выражаю крайне редко - не люблю насыщать творчество негативом, я категорически за положительные эмоции. Даже персонажей мочить рука не подымается
Наверняка все тобой перечисленное находит свой отклик, неосознанно, я ни разу не анализировала тексты с этой точки зрения. Но чтобы было так: "А вот тут этот козел сделал то-то, а в тексте он у меня будет шелковый, и тапочки в зубах носить станет, подарками задаривать и крестиком вышивать, эта мерзостная тётенька мне столько крови попила - расчленю-ка я её, пожалуй. С особой жестокостью. Три раза." - такого точно не было и быть не может
Скорее я бы хотела пережить - частично - те приключения, которые уже пережили мои персонажи. Вот так, по факту
На идеи мои тайные желания влияют редко.
Я: Как ты думаешь, твоя книга поможет женщинам и девушкам понять в себе нечто новое? Если да, то что именно, как ты полагашь?
А.: Даже представить не могу, что мои книги могут помочь понять. Может быть, стать более уверенными в себе - у меня героини такие наглые порой, сама балдею *типа ха-ха*. Может совсем юным девочкам станут яснее какие-то личные моменты - ну, там, что можно делать, а чего все-таки не стоит (за исключением интима - тут я точно ничему не научу, у меня его в книгах немае). На что в жизни обращать внимание, а к чему относиться проще. Честно, никогда не ставила цели чему-то научить - вообще учить должны профессионалы, а я ж дилетант. Если девчонки - и (если крупко повезет) мальчишки - что-то полезное для себя из моих опусов вынесут, я буду очень, ну просто о-очень рада. И даже возгоржусь собой по максимуму. Минут на пять точно.
Я: Сейчас очень много издается женского фэнтези, почему, как ты думаешь?
А.: 1. Понятия не имею.
Наверное спрос рождает предложение. Хотя я бы сказала, что сейчас в моду входит как раз-таки мальчуковое фентези, причем классом примерно равное большей части издаваемого женского. Читательские потребности трудно объяснить и проанализировать. Могу лишь предположить, чтотрадиционный любовный роман - это для наших боевитых-эмансипированных девчонок уже сладковато и тягомотно, а вот безбашенные сверсницы, скачущие по мифическим мирам и покоряющие с одинаковой легкостью как мужчин, так и любые вершины - в самый раз.
Я: А какой у тебя образ идеальной вселенной?
А.: О! Из меня плохой философ.
Идеальная вселенная почти такая же, как наша, только грязи и мерзости в ней нет. Даже войны, допустим, есть. А вот человеческой накипи нет. И о слабых там действительно заботятся. И неизлечимые болезни отсутствуют. В общем образ моей идеальной вселенной в чем-то близок идеям коммунизма, в чем-то социальной политике стран Скандинавии, а в чем-то фантастическим опусам - и имеет очень мало общего с рисуемыми в фэнтези мирами
Я: А ты бы могла все бросить и пойти за тем, что позвало тебя в параллельные миры?
А.: Сложный вопрос. Без колебаний могла бы только в одном случае - если бы мои близкие при этом были уверены, что я жива-здорова и со мной все в порядке (это не обязательно должно быть правдой, но родным нужно думать именно так
). Хотя идея, несомненно, довольно идиотична - а вдруг в том параллельном мире живут одни крокодилы? Причем синие? А вдруг одни женщины? И нет пути назад? Этого бы я точно не пережила!
Я: Тебя не пугает некоторый эскапизм, свойственный твоей читательской аудитории?
А.: нет, меня не пугает моя читательская аудитория, чем бы страшным она ни страдала
Я: А вообще, как ты относишься к этому явлению?
А.: к эскапизму или к читателям?
Я: эскапизму)
Я: Читатели - это неизбежно)
А.: не скажи - очень даже избежно, тысячи разделов самиздата с единичным посещением могут тебе об этом с удовольствием рассказать
как и к большинству явлений, к эскапизму я отношусь спокойно. Слава Богу мне в данный момент бежать от реальности не требуется, а если кому-то это необходимо и он не видит - или не хочет видеть - другого выхода, пусть бежит, это его право. А в некоторых случаях еще и некоторое удовльствие - встречаются и в женском фентези доставляющие истинное наслаждение вещи.
Я: От каких страхов, по-твоему, может современный человек прятаться в фантазии?
А.: Не уверена, что от страхов вообще можно прятаться - по-моему занятие это бесполезное, все равно найдут. Но это лично мое мнение. А вообще - может быть, от страха одиночества. В целом, думаю, в фентези люди не прячутся от мира - это совсем тяжелые случаи, когда для человека единственная отрада окунуться в сказку. Может быть, бегут от проблем, ведь в выдуманной стране они совсем другие и - самое главное - они не у тебя.
А вот удовлетворять свою нереализованность в той или иной области засчет книг, наверное, можно. И, думаю, не только засчет фентези. Любая книга - окно в новый мир. Если повезет - мир чудесный, незнакомый и притягательный. Такой, о котором можно мечтать, но очень сложно попасть. А если попасть несложно - то зачем о нем читать?
Я: Какой бы ты хотела видеть критику ваших работ?
А.: крайне корректной и тактичной. такой, какую позволяю себе в адрес других авторов (в основном и в лицо
)
с примерами и аргументами, а не традиционным "гг не вписывается, мир не рисуется, персы картонные, язык однотонный, гг оторвы стервы дуры, а писатель нереализованная личность, рефлексирующая и реализующая многочисленные комплексы засчест героев"
Теперь, основной фрагмент, про критиков и критику)
Я: Чего именно не хватает критикам, с которыми ты сталкивалась?
А.: самое главное - такта. терпения - раз уж ты берешься объяснять человеку что тебе не нравится - изложить позицию четко, доходчиво и без язвительно-хамских вставок - а от них, по собственному опыту говорю, очень трудно удержаться. Критике не хватает доброжелательности и почти всегда присутствует позиция над автором - то есть критика свысока. это неприятно, это обижает, как и большинство слов, сказанных в пренебрежительном высокомерном тоне. и еще - менторский тон - он раздражает. учителей нам в жизни за глаза хватает. не хочется выслушивать их еще и в творчестве. так что:
1. такт,
2. доброжелательность,
3. желание помочь, а не пропиариться-блеснуть остроумием-выплеснуть негатив,
4. четкое изложение, с примерами,
5. отношение к автору как минимум как к равному (лично я к авторам отношусь как к вышестоящим личностям - ведь это я их читаю, а не они меня. Они творцы - чего бы не натворили - и заслуживают уважения)
Я: Почему, по-твоему, человек начинает критиковать чужую работу?
А.: по разным причинам. порой это действительно желание помочь, порой чувство неудовлетворенности прочитанным и желание видеть его именно таким, как хочется тебе - здесь мнение может быть чисто субъективным и частично субъективным, по-моему чудить абсолютно беспристрастно человеку как существу чувствующему крайне сложно. есть люди, которые хотят через унижение автора вырасти в глазах себя и окружающих. таких личностей хватает везде, не только среди критиков. есть просто индивиды, которые любят поскандалить, устроить свару. кто-то хочет показать какой он умный - а вот он бы такой ерунды в жизни не написал! причины самые разные. к сожалению искреннее желание помочь не является побудительной причиной большинства критиков.
Я: Каким критикам ты доверяешь?
А.: я доверяю людям, которых знаю, и знаю как личностей с развитым интеллектом, художественным вкусом и которым доверяю как ценителям литературы - и несомненно имеющим что-то хотя бы относительно общее со мной во взглядах, мировоззрении. Потому что человеку, напрочь лишенному чувства юмора, который считает, что в мире искусства есть только две стоящие вещи - песни Высоцкого и мультфильм Остров сокровищ, трудно будет хоть как-то воспринять мои опусы. Как и мне разобраться в нежно любимых им микросхемах.
Я: Как, по-твоему, влияют на читателя высказывания критиков?
А.: на читателя? по-разному. зависит от устойчивости отдельно взятого читателя к чужому мнению и незыблемости своих воззрений. зависит от аудитории, от тона критики. ну и конечно же от личности критикуемого и критика. хотя - давайте признаемся честно - когда критикуют других, мы можем искренне возмущаться, но в глубине души зачастую в чем-то согласны с критиком. да и вообще приятно когда ругают не тебя
Я: А на самого автора?
А.: Все зависит от автора, от особенностей его психики, характера, от настроения на момент прочтения критики. Ну и конечно же нужно учитывать разный болевой порог авторов. Я например гиперчувствительна ко всему сказанному в мой адрес, а кому-то и мат - как слону дробина.
Я: Все, прекрасно. Ответы на вопросы я получил... Есть желание, что то сказать?) Так-сказать, послание от писателя?)
А.: хы) читаейте и будьте читаемы!