На старом Моске разместил КотиГ
Статья © КотиГ
Юрик смотрит на тебя как на говно
Критиковать отдельные романы из графоманского наследия Юрия Никитина – дело нудное и - ввиду своего однообразия - чрезвычайно утомительное. И это несмотря на его необычайную плодовитость – около полусотни книг только под своим именем. Кроме этого, по непроверенным данным из-под шустрых рук Никитина, действующего под псевдонимом Гай Юлий Орловский, за последние пять лет вышло ещё штук двадцать романов. Свечку, как говориться, не держал, но рука Гуру Графомании чувствуется.
Обычно я интересуюсь не личностью автора, а его творчеством. Но после прочтения первых книг Никитина вынужден был для него сделать исключение. Только представьте себе, камрады, мужику уже более 65 лет, куча изданных книг за плечами – и пишет на языке школоты и великовозрастного быдла, остановившегося в развитии на уровне вышеназванной школоты. Что это значит? Знает, знает Юрик, из кого состоит большая часть его аудитории и пишет исключительно для неё. А может – просто не умеет иначе?
Никитин – обладатель зашкаливающего ЧСВ (плавно переходящего в ФГМ), основанного на том, что он-де Писатель с годовым тиражом аж в мильён экземпляров, самый популярный Писатель- фантаст ( не «один из», а «самый популярный»). Но «популярность» невозможна без «большинства», а учитывая отношение Юрика к этому самому «большинству» (как к говну) источник его гордости вызывает, мягко говоря, недоумение. Налицо явные взаимоисключающие параграфы, ведь следуя его же логике Никитин должен быть суперговном.
Мания величия у «поциэнта» развилась до того, что он написал учебник «Как стать графоманом или Открой в себе Донцову», который, судя по всему, прилежно проштудировали будущие авторы «фэнтези от домохозяек». Структура этого эпохального труда примерно такова:
1/5 часть текста — это однообразные описания качеств самого текста. Автор разными словами терпеливо и настойчиво повторяет: «Эта книга — учебник. В ней описаны важнейшие правила и приёмы, хорошо известные матёрым профи (вроде меня), но неведомые новичкам. Вы, конечно, можете познавать это сами, а можете просто здесь прочитать».
Ещё 1/5 часть текста — не менее однообразные рассказы Никитина о своём уникальном творчестве. Это не просто оговорки. Это целые разделы. Автор скромно говорит, что он лучший писатель России. И не раз. Многократно и с упоением рассказывает, что он учился на неких Высших Литературных Курсах. Внимание, цитата: «...Так вот на этих ВЛК, в кругу сильнейших, мои вещи седоголовыми профессорами, знатоками языка, ставились в пример виртуозности, отточенности и богатства стиля. На семинарах ВЛК Я был сильнейшим». При этом автор с непонятной гордостью повторяет, что у него нет высшего образования и, по сути, он ПТУшник.
Дальше. 1/5 часть текста — Отвлечённые размышления на тему: «Ни на кого не смотри, никого не слушай. Главное, чтоб покупали». Наезды на Бунина, пропитанные назойливым ароматом мании величия.
Следующая 1/5 часть. Словообильные описания специфики писательского труда на территории бывшего СССР. Никитину очень нравится фраза «Поэт в России больше, чем поэт». Он её повторяет раз двадцать. Описания тягот и лишений, призывы писать больше и тогда всё само придёт. «Хочешь научиться писать — сиди и пиши». У Никитина эта мысль проскальзывает практически в самом начале, и уже после этого книгу можно отложить, а самому сесть и заняться делом (писательством, то бишь). Никитин убеждает, что творчество — это просто тяжёлая работа. «Все работали во времена Шекспира, но Шекспир работал упорнее». В принципе согласен, непонятно только одно: откуда же в нашей литературе столько бездарей, выпускающие книги быстрее, чем Форд свои автомобили?
И последняя 1/5 часть, ради которой собственно всё и затевалось. Те самые базовые правила и приёмы. Ну, так вот. Выделяя текст жирным шрифтом, автор заявляет, что оказывается:
1. Текст надо очищать от сорняков!
2. Текст должен быть эмоционально окрашенным. Иначе не будет сопереживания!
3. Герои должны быть разными. Иначе их будут путать!
4. Действие должно перемежаться описаниями!
И для того, чтобы прочитать эти банальные аксиомы, ясные как день любому тормозу, вы должны будете пережевать более четырёхсот страниц самодовольной каши. Хотя есть у произведения одно достоинство: вдохновляет. Читаешь, а сам думаешь: «Вон даже Юрик смог прорваться, так чем же я хуже?»
Автор позиционирует себя как коммерческого писателя, но разве коммерческая литература не заслуживает право на существование? Честный подход «читателям – зрелище, писателям – хлеб» мне импонирует. Чужой труд надо уважать и, безусловно, оплачивать. Но есть одно «НО»! Уважать и оплачивать я согласен честный труд, а не халтуру. Никитин даже не ремесленник, он… не знаю как и сказать… шабашник. После прочтения его книг создаётся впечатление, что Юрик их не только не правит – элементарно не читает.
[quote=Юрик]И снова мимо проплывают ОГРОМНЫЕ ДЕРЕВЬЯ В РОСТ ЧЕЛОВЕКА, два колеса подпрыгивают на толстых корнях, слышен влажный шелест мясистых листьев, жидкая грязь отпускает колеса с недовольным чмоканьем.[/quote]
Фарамунд, часть первая, глава первая, ТРЕТЬЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Я понимаю, что автор, скорее всего, хотел сказать, что диаметр этих деревьев был равен росту взрослого человека и написал это для того, чтобы показать как деревья были огромны. Я не понимаю другого – почему Юрик элементарно не уважает своих читателей?! «Реки спермы, горы трупов, чуток псевдоинтелектуальных рассуждений и пипл схавает. А чистить книгу от роялей, багов и ляпов – только время даром тратить. Я лучше вместо правки ещё две книги напишу. Всё равно школота и быдло схавает и добавки попросит». Не верите что это мысли Юрика? Читайте книгу «Как стать графоманом…» - там это почти открытым текстом написано.
Серия ''Трое из Леса'' вообще заслуживает отдельного упоминания. Мир Олега, Мрака и кого-то там третьего поражает своей общей корявостью и непродуманностью. Создаётся впечатление, что о том, что писателю-фантасту мир надо продумывать и как-то логически обосновывать, создатель «Троих с дуба» даже не слышал!
Книги Юрика трудно читать ''одна за одной'' - начинает тошнить от одинаковости и отсутствия разнообразия. Многотомный долгий путь Ричарда и Троих из леса продолжается, по сути, вокруг одной и той же поляны, нарезая бесчисленные, бесконечные круги из однотипных сюжетных поворотов, одинаковых несмешных баек и совершенно клонированных словесных оборотов. Откровенных повторов (которые написаны всего тремя клавишами) – туева хуча! Иногда – целыми страницами. Едем-едем, едим-едим (это вообще бесит! Какая смысловая нагрузка в том, чтобы описывать что и как едят герои?!), рубим (мясо, кровь и прочие кишки прилагаются) и - глупая концовка. Отправляем в издательство - печатаем. Следующий!
Кстати о «следующем». Никакого логического конца у серии нет. Трое и Ричард не вернуться в лес до тех пор, пока их не перестанут покупать.
С юмором в книгах вообще беда! Никитин берёт анекдоты, у которых борода до пупа, и бесстыже вставляет их в книгу! Хотя бы постеснялся, что ли.
Персонажей в большинстве произведений Никитина всего трое: сам Главный Герой (иногда, правда в книге их два, а то и три – исключительно для диалога, который сам автор наверняка считает философским диспутом), женщина Главного Героя (зачастую это образ собирательный, но это не важно) и третий персонаж, который получиться, если собрать вместе всех остальных.
Тема секса в произведениях Никитина раскрыта, извините за невольный каламбур, совершенно не в тему. Но при этом (вот ведь мастер!) раскрыта она чуть более чем полностью. К тому же секс и всё что с ним связано, описан настолько тоскливо и пошло, что способен вызвать отвращение даже у озабоченных героев какого-нибудь «американского пирога». Чего стоят хотя бы эти перлы:
[quote=Юрик]"Отдышавшись, я некоторое время еще лежал, крепко держа ее в объятиях, хотя мой инстинкт требовал вскочить, ведь главное дело сделано, к этой самке интерес уже утерян, мое семя в ней, надо другую, а сперва поесть..." [/quote]
[quote=Юрик]"Она поднялась в вагон, не касаясь поручней. Упругие ягодицы провоцирующе колыхались из стороны в сторону, прикрывая яйцеклад. Ноги быстро занесли ее по ступенькам, сильные, с хорошими мышцами..."[/quote]
Особенно «радует» авторское самомнение с претензиями на роль Достоевского от фэнтези, не меньше. Начав с навязшего в зубах и опостылевшего экшена, автор, тем не менее, постепенно открывает в себе таланты доморощенного гуру и пытается на этом фоне активно поучать читателя! Сама глубина и претензии этих идейных посылов тоже вызывают недоумение: пафосные размышления на темы банальнейших истин, общая суть которых: «скотом жить легче, но человеком всё-таки достойней». Все кругом скоты, а я, сцуко, виконт де Бражелон… Что тут сказать?.. "У нас, имортистов, нашлась такая сладкая морковка для быдла…» © Юрик.
Резюме: Данная макулатура категорически не рекомендуется новичкам, только осваивающим премудрости фэнтезийного жанра, ибо высока вероятность, что, вдохнув единожды эти заплесневевшие «никитинские истины», человеку уже не захочется пробовать ничего больше из той же кухни. А для читателей бывалых она представляет интерес лишь в двух случаях:
1. Как пример по-настоящему плохой литературы.
2. Для закалки своего характера. Каждая прочитанная глава – это триумф воли над здравым смыслом.
«Надо, надо количество этих гомо, которые далеко не всегда сапиенсы, а скорее - клещи, уменьшать..." ©Юрик. Ну а пока – расстрел из реактивного говномёта за садистское глумление над читателями и их дебилизацию.