Рецензия (с) Каэдэ Хьюи Блайфил
Автор: Алексей Калугин
Название: Мечта на поражение
Серия: Проект S.T.A.L.K.E.R.
Скачать бесплатно: Алексей Калугин - Мечта на поражение - ФлибустаСкачать бесплатно: Алексей Калугин - Мечта на поражение - HugeLibraryАннотация: Только нелепая случайность, да еще ствол чужого автомата заставили сталкера-одиночку Гупи стать проводником странной группы, нацелившейся на самый центр Чернобыльской Зоны. В сердце Зоны находился загадочный Монолит, который, по слухам, мог выполнить самое сокровенное желание того, кто до него доберется. Но для того, чтобы его достигнуть, нужна была самая малость – пройти через Ад.
Рецензия:
Небольшое лирическое отступление
Моё неожиданное знакомство с книжной серией S.T.A.L.K.E.R. произошло в теперь уже далёком 2008, во время скучнейшего дежурства. Подруга, с которой мы синхронно «рубились» в «Сталкер», бывший тогда на пике популярности, притащила мне «Тени Чернобыля» и с круглыми от восторга глазами заявила: «Ты обязана это прочесть!» Что ж, тогда подруга угадала с выбором. Не будь в том сборнике «Матери», «Трудной мишени…» и «Баек из склепа», вряд ли бы знакомство с серией продолжилось. Но, как говорится, зацепило. Потом были слишком брутальные Орехов и Шалыгин, бесконечный Левицкий, Глушков с его временными петлями, не особенно понятный Степанов, увлекательный Недоруб и оптимистичный Ночкин. После на несчастную «бродилку-стрелялку в жанре постапокалипсис» набросились все, кому было не лень, и я махнула рукой на это неблагодарное дело. Слишком много молодых и талантливых на один выброс.
Уже через пару лет один любитель сталкерописания порекомендовал мне «Мечту на поражение». Мол, увлекательно, мрачно и конец неожиданный. Да и самой стало интересно, как писатель из первого выброса не попался мне на глаза? За чем дело стало – открыть и прочитать.
Первым тревожным звоночком для меня стала аннотация. «Дойти до Монолита» сидело уже в печёнках и отдавалось зубной болью в сердце. Но, памятуя о том, что 95 % аннотаций врут или недоговаривают, я решилась.
Цитата:
Счастье для всех сталкеров одинаково. Сделал ходку в Зону, удачно миновав ловушки – счастье. Не попался на зуб вконец сбрендившему монстру – снова счастье. Набил полный контейнер бирюльками, за которые барыги, в Зоне осевшие, готовы тебе карманы тугриками набить – счастье вдвойне. Ну, а коли еще после этого целым, с руками и ногами, и соображалкой работающей из Зоны выбрался – великое счастье. Зона далеко не каждого принимает, а уж отпускает – и того реже.
А вот несчастье у каждого свое. Потому что изобретательна Зона на всякие мерзости да пакости. И для каждого у нее свой сюрприз имеется. Особенный. На другие не похожий. Зона – она повторяться не любит. Одного она напугает до смерти, но после все равно отпустит. А другого пришибет там, где до него десятки, а то и сотни прошли, даже не споткнувшись. И после будут идти и дивиться – это ж надо, на ровном месте…
Начало напоминает рассказ старого знакомого у костра. Нарочито разговорные словечки, инверсия и общий дружеский настрой идут повествованию на пользу. Нет замашек на высокий штиль, нет псевдофилософии – просто интересная байка, чтоб скоротать время.
Итак, рассказ у нас на этот раз о сталкере по имени Гупи, цинике от местного мирка. Одиночка, не доверяющий никому – не такой уж редкий персонаж, но автор сумел выдержать его характер до последнего предложения, и это, несомненно, плюс.
Цитата:
…Откуда он взялся – никто не знает. И мало осталось тех, кто помнит, как Гупи впервые завалился в бар к Крысу. В растоптанных кирзовых сапогах, в широченных солдатских штанах и затасканном армейском бушлате, подпоясанном ремнем со звездастой бляхой. На голове бейсболка с засаленным козырьком и непонятной надписью GSC. За поясом обрез ижевской вертикалки шестнадцатого калибра. В руках здоровенная хозяйственная сумка из сине-зеленого стеклопластика – в таких в былые времена «челноки» из Китая и Турции шмотки таскали. Гупи молча прошел через зал, мимо столиков с удивленно таращимися на такое диво сталкерами, остановился возле стойки, поставил сумку на пол, проникновенно посмотрел на бармена и тихо поинтересовался:
– Кому здесь можно предложить артефакты?
В общем, чудак и нелюдимый бука. Кофеман - молотый кофе таскает с собой даже в Зону. Невероятно удачлив, а всё благодаря своей феноменальной памяти. Необычная улыбка, «словно сабельный удар» «рассекает лицо от уха до уха». И… в общем-то, всё. То есть, совсем всё. Конечно, глупо было рассчитывать на развитие характера и переосмысление жизненных ценностей, но объяснить, почему он таким стал, явно не помешало бы. То есть, никаких предпосылок для последующего анализа читателем персонажа и его мотивов нет, хотя и ожидаешь их на протяжение всей книги.
Остальные члены команды заявлены довольно интересно. Каждый со своим характером, со своими тараканами и со своей причиной идти к Монолиту. Рассудительный Рикошет, человечный Муха, вспыльчивый Вервольф и даже желторотики-отмычки всё-таки кажутся живыми. Два американца получились на одно лицо, но это не такой уж большой грех. До поры до времени.
Сюжет. Здесь начинаются первые камешки, о которые читатель может запнуться. Изначально, конечно, всё идёт гладко и ровно: вся наша разношерстная компания движется к Монолиту. Стрельба. Первые жертвы. Снова стрельба. Перебежка. И так далее по нарастающей. Всё вроде бы логично, только вот уже под конец, когда начинаются откровенные «трэш, угар и содомия» (с), хочется завалить страничку автора сообщениями с одним-единственным словом: «Зачем?» Вагон действий, разговоры ни о чём и никаких объяснений. Где-то в середине повествования были попытки затеять «разговор по душам», на котором герои должны раскрыться чуть полнее, чуть ярче, но не тут-то было.
Цитата:
Ох, недооценил Гупи «грешника». Крепко недооценил. Вервольф держался на заднем плане только потому, что ему это было выгодно. На самом же деле, если кто и контролировал ситуацию, так это он.
– Ты веришь в Монолит? – спросил Гупи.
– Я ни во что не верю.
– Зачем же тогда идешь?
– А просто так… Надоело на одном месте сидеть… Да и выбора у меня не было.
Вервольф сказал вполне достаточно для того чтобы Гупи понял, что «грешник» ему доверяет. И одновременно слишком мало для того, чтобы можно было задавать личные вопросы.
И так постоянно. Помните, чуть выше было сказано о том, что у каждого есть своя причина идти к Монолиту? Так вот, кроме того, что она есть, мы больше ничего не узнаем. Вообще, в основной сюжетной линии столько дыр, что она, того и гляди, развалится. Особенно это становится заметно во второй половине книги, после встречи с Журналистом, когда ружья, щедро развешанные на стенах, должны бы уже по всем законам жанра начать стрелять.
Цитата:
– Откуда ты знаешь про проект «О-сознание»? – спросил Гупи.
– Я – Журналист. Моя работа – собирать информацию.
– Так ты, действительно, тот самый Журналист, о котором все говорят?
– Тот самый, – кивнул Излом.
– А как же тебя угораздило Изломом стать?
– Залез туда, куда не следует.
– И где ж это место такое?
– Да здесь же, неподалеку. В Зоне. Я хотел через саркофаг к Монолиту пролезть.
– Один шел?
– С Семецким.
– И что?
– Не получилось.
В низкопробных фэнтези и фантастических романах часто происходит «перебор» с разъяснениями. Здесь же диаметрально противоположная ситуация: приходится даже не домысливать, а придумывать самому. И, несмотря на то, что повествования такого рода не хватает, из книги можно просто выкинуть за ненадобностью с десяток сцен. Парадокс!
Язык меняется вслед за сюжетом. Если изначально он носил оттенок дружеского рассказа, то в конце язык повествования становится сухим, рваным и комканым. И сотни, тысячи отсылок: к Горькому, к историческим личностям, к бритве Оккама. Для чего? Непонятно.
Концовка особенно огорчила. Не из-за того, что
почти всех героев перебили
– об этом можно было догадаться с третьей главы. И не из-за того, что «всё было предрешено, друзья – враги, а враги – друзья» - это выглядит как довольно неуместная попытка оправдаться за сюжетные дыры. Мол, не ожидали интригу – а вот она! Плюс ко всему «лекция профессора». Заждались?
Цитата:
– Ад? – На всякий случай Гупи еще раз придирчиво осмотрел окрестности. – Ты называешь это адом?
– А как ты себе представляешь ад?
– Ну-у…
Гупи замялся. Глупо было рассказывать о кипящей смоле, раскаленных сковородах и чертях с вилами. Но, что поделать, если при слове «ад» именно эта картина возникала в сознании сталкера?
– Ад – это вечные страдания, – наконец нашел выход из ситуации Гупи.
– Страдания могут быть не только физические. Ты не слыхал о людях, которые имеют все, что только можно пожелать, и при этом отчаянно страдают?
– Почему?
– Потому что им больше нечего желать.
Замечательно, если бы это ещё хоть как-то привязывалось к основному сюжету.
И да, насчёт мрачной концовки. Есть такой приём под названием «Deus ex machina». Так вот, здесь бог из машины действует наоборот. Убивает. Но мораль провозглашает. И богом из машины от этого быть не перестаёт.
Поздравляю. Книга-то закончилась, как и рецензия.
Итог: одна из немногих книг, которые я под конец не пролистывала, но не из-за того, что было интересно – силилась понять, к чему всё это. Создалось такое впечатление, что автор загорелся идеей, начал писать, а к середине процесса идея потухла. Вторая половина книги смята, очень много "нестреляющих ружей", героев убили, так о них ничего и не рассказав. Зачем они шли к Монолиту? Что их к этому подтолкнуло? Мораль в конце, как в басне, лежит на поверхности, причём не та, что ожидалась согласно логике. Сам конец после "лекции професора" предсказуем.
«Мечта на поражение» могла бы стать неплохой полупритчей с моралью в духе «на чужом несчастье счастья не построишь», могла бы быть интересной историей перелома в душе отдельно взятого циника, но нет, не удалось. Больше всего «Мечта…» похожа на добротный черновик или на пространный пролог к другому роману. ТВО, как оно есть.