Site Logo

Маленькое Общество Свободных Критиков

Литературный форум
 
Текущее время: 24 сен 2018, 12:21

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Новоприбывшие, обязательно ознакомьтесь с введением в МОСК!


Правила форума


Теперь рецензии в "Прозекторскую" попадают только пройдя отбор у рецензентов либо администраторов, увы. Если вы уверены в своих силах и считаете, что пишете отзывы не хуже, чем наши рецензенты - добро пожаловать! Для того, чтобы ваша рецензия попала в "Прозекторскую" вам необходимо сделать следующее:
1) Написать отзыв на книгу, разместив его в "Свободном обсуждении"
2) Подождать, пока ваш труд оценят по достоинству.
3) Возможно, после этого, вам предложат сотрудничать с МОСКом в качестве постоянного рецензента.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 81 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
Отвратительно 3%  3%  [ 6 ]
Посредственно 1%  1%  [ 2 ]
Средне 5%  5%  [ 9 ]
Хорошо 8%  8%  [ 15 ]
Отлично 23%  23%  [ 39 ]
Великолепно 57%  57%  [ 98 ]
Всего голосов : 169
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 01:50 
Завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 00:38
Сообщений: 671
Медали: 3
Активный рецензент (1) Тролль (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Bright
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 108
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом

Изображение

Рецензия (c) Bright


Изображение


Автор: Аркадий и Борис Стругацкие
Название: Трудно быть Богом
Серия: Мир полудня
Скачать бесплатно - Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
Аннотация: «Трудно быть богом». Наверное, самый прославленный из романов братьев Стругацких. История землянина, ставшего «наблюдателем» на планете, застрявшей в эпохе позднего средневековья, и принужденного «не вмешиваться» в происходящее, экранизирована уже несколько раз — однако даже лучший фильм не в силах передать всего таланта книги, на основе которой он снят!..

Предисловие: Я думаю, этих писателей не нужно представлять любителям фантастики. Про братьев Аркадия и Бориса Стругацких говорили, говорят и будут говорить еще долго. На их книгах выросло целое поколение любителей фантастики и, я надеюсь, еще не одно вырастет. По их книгам написано множество работ, в том числе и критики. Лично у меня не поднимается рука критиковать эту книгу. Да, я предвзят. Но я, как читатель, могу себе это позволить. Все нижесказанное не является детальным разбором языка, композиции и прочих критериев литературного произведения, это, скорее, впечатления от Книги, от настоящей Книги - с большой буквы. АиБ в своих произведениях всегда поднимали вечные темы, которые волнуют людей вне зависимости от времени. Именно поэтому я прочу долгую память их книгам. ХХIIй век наступит, люди могут достичь упомянутого степени развития, но они останутся людьми. Это значит лишь то, что книги бессмертны.

Мне сложно представить любителя жанра, который не читал эту книгу. Именно потому я не могу назвать этот текст рецензией. Более точным будет именно английское наименование - Review. Обзор. Я его пишу не для того, чтобы кому-то советовать эту книгу, поскольку, повторюсь, мне сложно представить что ее еще кто-то не прочитал. Это своеобразный подарок сайту на годовщину и мои комментарии к некоторым мыслям. Предваряя флейм, скажу - все, что будет высказано безотносительно качеству текста, про идеи и мысли - мое личное мнение. Я могу пропустить некоторые моменты, сознательно, для сокращения текста, или случайно. С удовольствием выслушаю и вас, если вы не уснули на предисловии, и продрались-таки до рецензии, но умоляю, не нужно политических мотивов. Время есть время, мировоззрение есть мировоззрение. Не ищите в моих словах поддержки коммунизму, победившему в ХХIIм веке. Пускай и в книге.

Рецензия:
Прекрасно, прекрасно, сын из хорошей семьи. Именно так, подобным образом,
как ты это проповедовал, нужно практиковать глубокую запредельную мудрость. И этим доставишь ты радость всем Татхагатам.
© Шакьямуни


Для начала, я хочу сказать несколько слов о мире, созданном АиБ. Возможно, не все знакомы со всеми книгами цикла, потому несколько слов обязательны. Название и начало миру дала одноименная книга - «Полдень. XXII век». На первый взгляд, само общество победившего коммунизма весьма и весьма утопично. Проблема нехватки ресурсов решена, отпала необходимость в физической работе, а значит и в деньгах. Все общество состоит из высокоморальных людей, исчезли войны, голод, насилие и прочая, прочая. Главный герой повести, молодой сотрудник Института Эксперементальной Истории(далее ИЭИ) по имени Антон относится именно к этому типу людей. Человеколюбие, уважение, доброта - краеугольные камни его психологии. В то же время, он не является выхолощенным биороботом. Он точно так же может влюбиться, ревновать, шутить. Выражать эмоции, совершать поступки которые абсолютно адекватны его образу. Один мой знакомый однажды выразился так: "В этой книге персонажи прописаны так, что по ее прочтению ты невольно начинаешь вспоминать своих знакомых Антона и Пашку. Происходит виртуозная подмена твоих воспоминаний твоим воображением. Над этим главное не слишком задумываться, а то, не дай Бог, действительно вспомнишь...". Знакомимся мы с ним, во время его путешествия по сельве, в компании Анки и Пашки, его друзей из интерната. Нет-нет, не имеются ввиду дети сироты - все дети в мире полудня воспитываются в интернатах, где есть настоящие Учителя, способные правильно воспитать.
В своем "великом путешествии" они выходят на старое заброшенное шоссе.
Цитата:
— Что это? — без особого интереса спросила Анка.
— Автомобильный знак, — сказал Пашка. — «Въезд запрещен».
— «Кирпич», — пояснил Антон.
— А зачем он? — спросила Анка.
— Значит, вон туда ехать нельзя, — сказал Пашка.
— А зачем тогда дорога?
Пашка пожал плечами.
— Это же очень старое шоссе, — сказал он.
— Анизотропное шоссе, — заявил Антон. Анка стояла к нему спиной. — Движение только в одну сторону.
— Мудры были предки, задумчиво сказал Пашка. — Этак едешь-едешь километров двести, вдруг — хлоп! — «кирпич». И ехать дальше нельзя, и спросить не у кого.

Анизотропное шоссе - история. Движение разрешено и возможно только в одну сторону.
Цитата:
…Они возвращались уже в сумерках. Ребята гребли, а Анка сидела на руле. Над черным лесом поднималась красная луна, неистово вопили лягушки.
— Так здорово все было задумано, — сказала Анка грустно. — Эх, вы!..
Ребята промолчали. Затем Пашка вполголоса спросил:
— Тошка, что там было, под знаком?
— Взорванный мост, — ответил Антон. — И скелет фашиста, прикованный цепями к пулемету. Он подумал и добавил: — Пулемет весь врос в землю…
— Н-да… — сказал Пашка. — Бывает. А я там одному машину помог починить.

В общем и целом, это напоминание о фашизме. Своего рода напоминание, о том, что "Больше никогда". Ошибки истории нужно помнить и не возвращатся к ним. Ведь именно для этого существует знак "кирпич", верно? Движение запрещено. В нашем случае - возврат к прошлому. АиБ ведут эту мысль через все произведение, иллюстрируя ее событиями, происходящими на другой планете, в государстве Арканар. Уже зрелый сотрудник ИЭИ, человек из будущего, гуманист, оказался в средневековом обществе со всеми его прелестями. Тотальной неграмотностью, хамством дворян, низости, подлости и эгоизма простолюдинов, выжившим из ума королем, сыном собственного прадеда и орлом нашим, доном Рэбой - министром из министерства охраны короны.
События в государстве идут, скажем мягко, не слишком хорошо. Дон Рэба практически единолично обьявил охоту на грамотных людей, целителей, звездочетов, поэтов и прочих способных к мышлению. Он - глава Серых Рот. Название весьма символичное, как и образы, которые мы встречаем по ходу чтения - серость, не только в обежде но и в мыслях, забивает ногами, пытает, вешает людей, которые хоть немного приподнимаются над основной массой.
Цитата:
— Ну, как дела? — спросил Румата благосклонно. — Одних грамотеев режем, других учим?
Отец Кин осклабился.
— Грамотей не есть враг короля, — сказал он. — Враг короля есть грамотей-мечтатель, грамотей усомнившийся, грамотей неверящий! Мы же здесь…

Аллюзии могут быть самые разнообразные, применимые с определенными дополнения к любому временному отрезку, от средневековья до современности. Инквизиция? Или, может быть, что-то современнее - в се зависит от вашего мировоззрения. Прогрессор Антон, или, если быть точным, дон Румата Эсторский практически единтвенный человек в королевстве, пытающийся хоть как-то помочь. Если и не всем, то хотя-бы кому может - гениям, опередившим свое время. Людям, которые могли бы помочь другим стать лучше в моральном плане, выше - образованные, культурные, носители знания. Именно те, кто "баламутит чернь", мешает Серым Ротам и лично орлу нашему, Дону Рэбе, безраздельно управлять сознанием народа. Сама идея бунта с кровью выбивается из людей, лучших людей того времени. Авторы часто подчеркивают невозможность открытого столкновения и революции, из-за стиля мышления, эгоизма и, возможно, просто неспособности к насилию.
Цитата:
— Я мог бы идти быстрее, если надо, — сказал Киун неестественно твердым голосом.
— Вздор! — сказал Румата, осаживая жеребца. — Было бы скучно проехать столько миль и ни разу не подраться. Неужели тебе никогда не хочется подраться, Киун? Все разговоры, разговоры…
— Нет, — сказал Киун. — Мне никогда не хочется драться.
— В том-то и беда, — пробормотал Румата, поворачивая жеребца и неторопливо натягивая перчатки.

Чернь управляема. Психологически - абсолютный антагонист коммунара из 22го века, интриган Рэба это прекрасно понимает, воспитывая худшие человеческие качества, в угоду собственным - жажде власти, подлости, жестокости и эгоизме. Люди уподабливаются зверью, которое жаждет урвать свой кусок, желательно побольше, и чтобы никто сильнее его не отобрал. Это, я считаю, основная мысль произведения - до каких пор, или наоборот, с каких пор мы можем называть это двуногое, лишенное перьев человеком?
Цитата:
Он вспомнил вечерний Арканар. Добротные каменные дома на главных улицах, приветливый фонарик над входом в таверну, благодушные, сытые лавочники пьют пиво за чистыми столами и рассуждают о том, что мир совсем не плох, цены на хлеб падают, цены на латы растут, заговоры раскрываются вовремя, колдунов и подозрительных книгочеев сажают на кол, король по обыкновению велик и светел, а дон Рэба безгранично умен и всегда начеку. «Выдумают, надо же!.. Мир круглый! По мне хоть квадратный, а умов не мути!..», «От грамоты, от грамоты все идет, братья! Не в деньгах, мол, счастье мужик, мол, тоже человек, дальше — больше, оскорбительные стишки, а там и бунт…», «Всех их на кол, братья!.. Я бы делал что? Я бы прямо спрашивал: грамотный? На кол тебя! Стишки пишешь? На кол! Таблицы знаешь? На кол, слишком много знаешь!», «Бина, пышка, еще три кружечки и порцию тушеного кролика!» А по булыжной мостовой — грррум, грррум, грррум — стучат коваными сапогами коренастые, красномордые парни в серых рубахах, с тяжелыми топорами на правом плече. «Братья! Вот они, защитники! Разве эти допустят? Да ни в жисть! А мой-то, мой-то… На правом фланге! Вчера еще его порол! Да, братья, это вам не смутное время! Прочность престола, благосостояние, незыблемое спокойствие и справедливость. Ура, серые роты! Ура, дон Рэба! Слава королю нашему! Эх, братья, жизнь-то какая пошла чудесная!..»

А по темной равнине королевства Арканарского, озаряемой заревами пожаров и искрами лучин, по дорогам и тропкам, изъеденные комарами, со сбитыми в кровь ногами, покрытые потом и пылью, измученные, перепуганные, убитые отчаянием, но твердые как сталь в своем единственном убеждении, бегут, идут, бредут, обходя заставы, сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ; за то, что они, подобно богам, создают из глины и камня вторую природу для украшения жизни не знающего красоты народа; за то, что они проникают в тайны природы, надеясь поставить эти тайны на службу своему неумелому, запуганному старинной чертовщиной народу… Беззащитные, добрые, непрактичные, далеко обогнавшие свой век…

У каждого человеческого качества есть свое воплощение. У каждого - хорошего или плохого, есть персонаж, который его иллюстрирует. Все-все вышеупомянутое. Но даже в этом мире, даже в это время рождаются люди, которые не похожи на других. Лучший друг дона Руматы - Барон Пампа. Необразованный, хамоватый, пьяница - но он оказался способен на то, что не смогли остальные - отправиться на поиски Руматы в городе, где только что совершился государственный переворот, отправиться в застенки министерства охраны короны, просто услышав что его друга арестовали. Барон оказался единственным, из всей компании благородных донов, что считались друзьями Руматы.
Его девушка - Кира.
Цитата:
Ничего в ней особенного не было. Девчонка как девчонка, восемнадцать лет, курносенькая, отец помощник писца в суде, брат — сержант у штурмовиков. И замуж ее медлили брать, потому что была рыжая, а рыжих в Арканаре не жаловали. По той же причине была она на удивление тиха и застенчива, и ничего в ней не было от горластых, пышных мещанок, которые очень ценились во всех сословиях. Не была она похожа и на томных придворных красавиц, слишком рано и на всю жизнь познающих, в чем смысл женской доли. Но любить она умела, как любят сейчас на Земле, — спокойно и без оглядки…

Дон Румата размышляет на такие темы: что именно делает человека человеком, откуда берутся лучшие и худшие качества у людей? Почему их институт только наблюдает, не принимая никаких усилий к тому, чтобы попытаться исправить, ведь они действительно могут? Что может сделать лично он в этой ситуации, всегда ли цель оправдывает средства? Как не потерять себя, не превратится в такого же высокородного хама в таком окружении? Вечные и личные вопросы. "Тварь ли я дрожащая, или право имею?"
Вопросы морали всегда были весьма сложны. Нету абсолюта, на который можно равнятся - все слишком относительно. Каждый должен мыслить сам - роман провоцирует на это. АиБ не изрекают прописные истины в готовом для употребления массами форм-факторе, они заставляют сделать определенные выводы сам и только сам. Только тогда они имеют ценность для каждой отдельно личности.

Я думаю, вы уже догадались, что это не очередной шедевр масскульта, в котором основное внимание обращаешь на количество покрошеных врагов и крутость оружия. Социальная фантастика, как она есть. Главные события тут происходят не на бытовом уровне. Кульминацией, с моей точки зрения, является диалог Руматы и высокоученого доктора Будаха.
 
Цитата:
— Вероятно, вы правы, почтенный Будах, — сказал Румата. — Но возьмите меня. Вот я — простой благородный дон (у Будаха высокий лоб пошел морщинами, глаза удивленно и весело округлились), я безмерно люблю ученых людей, это дворянство духа. И мне невдомек, почему вы, хранители и единственные обладатели высокого знания, так безнадежно пассивны? Почему вы безропотно даете себя презирать, бросать в тюрьмы, сжигать на кострах? Почему вы отрываете смысл своей жизни — добывание знаний — от практических потребностей жизни борьбы против зла?
Будах отодвинул от себя опустевшее блюдо из-под пирожков.
— Вы задаете странные вопросы, дон Румата, — сказал он. — Забавно, что те же вопросы задавал мне благородный дон Гуг, постельничий нашего герцога. Вы знакомы с ним? Я так и подумал… Борьба со злом! Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, ученых, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество — благо, а все зло от знания. Для землепашца зло — налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи — добро. Для рабов зло — это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника — алчный ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата?
— Он грустно оглядел слушателей. — Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир.
— Мир все время меняется, доктор Будах, — сказал Румата. — Мы знаем время, когда королей не было…
— Мир не может меняться вечно, — возразил Будах, — ибо ничто не вечно, даже перемены… Мы не знаем законов совершенства, но совершенство рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор. — Он поучающе поднял палец. — Зерно, высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не скатиться вниз. Так же и человечество. Если оно хочет быть неким целым, люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду.
— Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? — удивился Румата. — После встречи с доном Рэбой, после тюрьмы…
— Мой молодой друг, ну конечно же! Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы видеть другим… Но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих. Какой смысл дереву сетовать, что оно не может двигаться, хотя оно и радо было бы, наверное, бежать со всех ног от топора дровосека.
— А что, если бы можно было изменить высшие предначертания?
— На это способны только высшие силы…
— Но все-таки, представьте себе, что вы бог…
Будах засмеялся.
— Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им!
— Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать богу?
— У вас богатое воображение, — с удовольствием сказал Будах. — Это хорошо. Вы грамотны? Прекрасно! Я бы с удовольствием позанимался с вами…
— Вы мне льстите… Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..
Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.
— Что ж, — сказал он, — извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».
— И это все? — спросил Румата.
— Вам кажется, что этого мало?
Румата покачал головой.
— Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими».
— Я бы попросил бога оградить слабых, «Вразуми жестоких правителей», сказал бы я.
— Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
Будах перестал улыбаться.
— Накажи жестоких, — твердо сказал он, — чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
— Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
— Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
— И это не пойдет людям на пользу, — вздохнул Румата, — ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!
— Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.
— Да, я вижу, это не так просто, — сказал он. — Я как-то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, — он подался вперед, — есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…
— Я мог бы сделать и это, — сказал он. — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
— Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
— Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.


Итог: Книга с большой буквы. Книга, которая заставляет думать. Книга, которую можно и нужно перечитывать несколько раз, открывая с возрастом или опытом что-то новое для себя. Идеально подходит практически всем - вы поймете ровно столько, сколько должны. Вопросы композиции и языка отходят на второй план по приоритетности, но не по качеству. Читайте, получайте удовольствие.



Хочешь критиковать — сначала похвали, болван. © Охотник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 09:55 
Критикан
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июл 2010, 09:55
Сообщений: 391
Имя пользователя: Mishelle
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 48
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Ух, какая хорошая рецензия! :thumbs_up Интересно читать, очень интересные мысли. Отрывки хорошо подобраны. Спасибо.
И когда же мои-то руки дойдут до этой книги...



Я пристально слежу за модой, чтобы, не дай бог, не надеть чего-нибудь модного(с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 11:07 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 21:14
Сообщений: 1624
Медали: 3
Хороший писатель (1) Каскадер (1) Комментатор (1)
Очков репутации: 83
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Мда. Что-то у меня никак не складывается с этой книгой. Была она у меня в бумаге, но... её сьела собака :-[ когда я дочитала примерно до половины. На компе же файл неизвестно каким образом самоликвидировался... Карма что ле такая? :dntknw:
Брайт-ты просто молодец, хороший подарок сделал))) Сейчас так посмотрела, а ведь у нас до этой рецки - ни одной на Стругацких не было.



Изображение
----
вечная ньюфаг-тян ^__^


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 12:51 



По мне самое сильное высказывание

Цитата:
Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.

— Что ж, — сказал он, — извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».

— И это все? — спросил Румата.

— Вам кажется, что этого мало?

Румата покачал головой.

— Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими».

— Я бы попросил бога оградить слабых, «Вразуми жестоких правителей», сказал бы я.

— Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.

Будах перестал улыбаться.

— Накажи жестоких, — твердо сказал он, — чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.

— Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.

— Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.

— И это не пойдет людям на пользу, — вздохнул Румата, — ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!

— Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.

Будах неловко засмеялся.

— Да, я вижу, это не так просто, — сказал он. — Я как-то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, — он подался вперед, — есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!

Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…

— Я мог бы сделать и это, — сказал он. — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?

Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:

— Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

— Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.

И тут он увидел глаза Киры. Кира глядела на него с ужасом и надеждой.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 13:00 
Активный читатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 июл 2010, 21:12
Сообщений: 62
Имя пользователя: Андрей
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 14
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
А у меня остались вот какие впечатления от этой книги.
Дон Румата проиграл, хоть и остался жив.
Дон Рэба выиграл, хоть и был убит в конце.
И это при том, что не только его технические возможности были куда меньше, чем у Руматы. Он и сам по уму до Руматы недотягивал. Но выиграл, то есть достиг своей цели. Развите наук и искусств в Арканаре отброшено на много лет назад.
Почему?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 14:15 
Активный читатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 дек 2010, 15:55
Сообщений: 255
Имя пользователя: Watson M.D.
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 20
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Сильная, очень сильная вещь. Из тех редких книг, что остаются в памяти надолго.
Рецензия хороша!



Swayin to the rhythm of the new world order and
Count the bodies like sheep to the rhythm of the war drum.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 14:21 
Активный читатель

Зарегистрирован: 16 июн 2010, 11:27
Сообщений: 114
Имя пользователя: viktor
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 11
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Андрей Величко писал(а):
. Но выиграл, то есть достиг своей цели. Развите наук и искусств в Арканаре отброшено на много лет назад.
Почему?

А почему вы думаете, что именно это было целью. Я допускаю, что это было средством, но как то не верится мне в самопожертвование Дона Рэбы, ведь победить при этом умерев может только тот кто готов сознательно пожертвовать жизнью во имя цели.



- Ничего не поделаешь, - возразил Кот. - Все мы здесь не в своем уме - и ты, и я.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 17:09 
Сталкер
Сталкер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 июл 2010, 21:25
Сообщений: 402
Откуда: Санкт-Петербург
Имя пользователя: Джим
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 21
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Андрей Величко писал(а):
Почему?


Потому что Рэба - представитель своего народа. А Румата - умный одиночка со стороны. Он попробовал бороться с системой, но получилось у него плохо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 17:26 
Завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 00:38
Сообщений: 671
Медали: 3
Активный рецензент (1) Тролль (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Bright
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 108
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Андрей Величко писал(а):
А у меня остались вот какие впечатления от этой книги.
Дон Румата проиграл, хоть и остался жив.
Дон Рэба выиграл, хоть и был убит в конце.
И это при том, что не только его технические возможности были куда меньше, чем у Руматы. Он и сам по уму до Руматы недотягивал. Но выиграл, то есть достиг своей цели. Развите наук и искусств в Арканаре отброшено на много лет назад.
Почему?

Проиграли все. Дон Рэба хотел власти и хорошей жизни - лишился и того, и другого. И это случилось бы и без участия Руматы. Уничтожение искусств и науки это лишь средство для управления оболваненым народом. Власть была его целью.
Нельзя сказать, что дон Румата проиграл абсолютно. Он сделал выбор, каким бы он ни был и что бы его на это не подтолкнуло. Перестал колебаться. Другой вопрос, что именно он сделал и как это соотносится с его моралью лично, трансформированой Арканаром, и общеземной морали 22го века. Нет тут однозначности и деления на черное и белое, как и во всех нравственных вопросах, во все времена.



Хочешь критиковать — сначала похвали, болван. © Охотник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 18:59 
Активный читатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 янв 2011, 16:00
Сообщений: 66
Имя пользователя: Ghost
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 13
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Bright, хорошая рецензия, спасибо. Полностью соответсвует моим мыслям. Даже перечитать захотелось надосуге.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 19:08 
Активный читатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 сен 2010, 20:47
Сообщений: 108
Откуда: Москва
Имя пользователя: Денис
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 18
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Перечитывал раза четыре наверное (рекорд - тоже Стругацкие "Понедельник", стабильно перечитываю каждый год уже лет 10). И совершенно не вижу, почему бы не перечитать еще раз.

Офф: Благородные доны что-нибудь знают о релизе "Арканарской резни бензопилой" "Истории арканарской резни"?



Vegeta, what does the scouter say about his power level? (c)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 19:14 
Активный читатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 янв 2011, 16:00
Сообщений: 66
Имя пользователя: Ghost
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 13
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Цитата:
"Истории арканарской резни"

кто-то об этом ещё помнит? Я уже давно потерял надежду на посмотреть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 19:45 
Завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 00:38
Сообщений: 671
Медали: 3
Активный рецензент (1) Тролль (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Bright
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 108
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Ghost писал(а):
Цитата:
"Истории арканарской резни"

кто-то об этом ещё помнит? Я уже давно потерял надежду на посмотреть.

Очередная дата выхода - 2012. И да, название поменяли на книжное.



Хочешь критиковать — сначала похвали, болван. © Охотник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 19:51 
Активный читатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 янв 2011, 16:00
Сообщений: 66
Имя пользователя: Ghost
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 13
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Цитата:
Очередная дата выхода - 2012

пожалуй, не буду шутить на этот счёт. Хотя радует, что вернули родное название. Что ж, ждём.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть Богом
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 21:30 
Критикан
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2010, 17:56
Сообщений: 315
Имя пользователя: Angry Commissioner
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 37
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Сколько читал Стругацких, столько думал - откуда на разных планетах, появилось столько одинаковых человеческих цивилизаций? Ответ нашел здесь: GOD MODE



Чтоб в голову попала умная мысль, держи крышу сдвинутой


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 81 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Template made by DEVPPL Flash Games - Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
 

Large Visitor Map