Вадим Проскурин – Добрая феяРецензия (c) Anastazi Автор: Вадим Проскурин
Название: Добрая фея
Скачать: Вадим Проскурин – Добрая фея(Huge Library)Скачать: Вадим Проскурин – Добрая фея(Флибуста)Аннотация издательства: Мало кто знает, что одно из засекреченных спецподразделений КГБ было создано для борьбы с монстрами и астральными паразитами из других миров, терроризирующими окрестности Москвы. Ученый Константин Бирюлев тоже не знал этого, пока не встретил за городом обольстительную красавицу — настоящую фею, способную выполнить любое, самое невыполнимое желание. Казалось бы, жизнь удалась — однако исполнение всех желаний амбициозного ученого вполне способно привести мир к глобальной катастрофе…
Комментарий автора: Аннотация, как обычно, жжот. На всякий случай уточню: действие романа происходит в мире, очень похожем на наш, но все же другом. В частности, там нет ни КГБ, ни ФСБ, а есть КОБ - комитет общественной безопасности, структура внешне похожая, но сильно отличающаяся в деталях. По крайней мере, так говорил консультировавший меня полковник кровавой гэбни. Магов и астральных паразитов в книге тоже нет, есть только инопланетные пришельцы нескольких видов.
В целом книга, на мой взгляд, получилась вполне достойная, на уровне "Мифрилового креста", если не лучше. Но на любителя, как и все мое художественное творчество. Многих она возмутит, предвижу очередную порцию обвинений в пропаганде ползучего зла :-)
Рецензия: После всех странных несоответствий обложки содержимому я не особенно доверяю аннотациям. Черпаю оттуда только самые общие сведения о сюжете – а здесь он кажется простым и даже банальным для современной фантастики. «Паразиты из другого мира», исполнение желаний, приводящее к катастрофе, амбициозные ученые – прав Николай Михайлович Карамзин, «ничто не ново под луной».
А вот комментарий автора меня заинтриговал. С «ползучим злом» захотелось познакомиться лично. Забегая вперед, скажу, что свидание не состоялось – ничего подобного в книге не заметила. Однако здесь и без него есть о чем поговорить.
Язык романа нельзя назвать плохим или безграмотным, но красоты и точности ему очень не хватает. Много речевых и стилистических ошибок. Повествование похоже на прямой монолог от имени автора – со всеми недостатками разговорного стиля. Читать можно, но любоваться, увы, нечем. Отрывок:
Цитата:
Костя всегда завидовал Даниле, что тот может себе позволить заниматься тем, что интересно, не думая о хлебе насущном. Впрочем, это Даниле не помогло, больших результатов в науке он не достиг, недостаток таланта ничем не компенсируешь. Кое-как Данила защитил кандидатскую диссертацию и сразу после этого бросил науку, отец подарил ему какой-то бизнес, не то магазин, не то автосервис, Костя уже и не помнил, что именно. Не сказать, что Костя и Данила дружили, пили вместе не раз, но не более того. Не враждовали — это точно, конфликтов у них не было, с Данилой можно было нормально разговаривать, а что еще нужно от приятеля? Еще Данила легко давал в долг и никогда не торопил с возвратом, но этим свойством Данилы Костя воспользовался лишь один раз, он не любил, когда он кому-то должен.
Герои проработаны по-разному: мое мнение колебалось от «как живые» до «кто все эти люди?».
Центральные персонажи изображены хорошо. Их внешность описана достаточно образно, хотя и не без штампов, и сохраняется в памяти до конца книги. Например, Инга:
Цитата:
Пожалуй, красавицей ее не назовешь, нос крупноват, подбородок островат, да и вообще черты лица немного неправильные. Но глаза большие, выразительные. А ключицы слишком выпирают, наверняка очень худая, как модель. Костя не любил худых женщин.
Блондинка шла по дну, приближаясь к берегу. Вот из воды появились плечи, вот грудь, очень маленькая, с маленькими некрасивыми сосками. Гм… а она ведь голая купается.
Раскрытие внутреннего мира радует. Мелкие детали, привычки, мысли – все это делает Костю, Ольгу, Сашу и других героев по-настоящему живыми. Они все могут вызвать симпатию и заставляют сопереживать. В книге нет «положительных» персонажей, у каждого свои достоинства и свои недостатки. Герои временами совершают ошибки и умеют в них раскаиваться:
Цитата:
Очень противно все это вспоминать, мерзкое и отвратительное ощущение. И самое мерзкое не то, что опух нос, болит скула и левый глаз полностью не открывается, а то, что понимаешь, что получил за дело. Ты всегда считал себя приличным человеком, способным решить любую проблему спокойно и деловито, без лишних эмоций, а когда дошло до дела, вдруг выясняется, что в бездне твоей души живет грязная первобытная тварь. Она отодвинула в сторону всю твою рассудительность, все понятия о приличном, и оказалось, что ты не только способен ударить женщину, но и получить от этого удовольствие. Костя реально наслаждался, избивая жену, это он помнил прекрасно, и это было самым отвратительным и унизительным во всем случившемся.
Однако насколько ярко нарисованы одни персонажи, настолько же безлики другие. Юра, Чарли, Миша, Джа и другие КОБовцы, появляющиеся уже в начале первой главы, не имеют ничего, кроме имени. Да, про Чарли нам становится кое-что известно по ходу сюжета, однако другие так и остаются «за кадром» - несмотря на то, что активно участвуют в сюжете. Это даже не «картонные герои» – это голые функции. Роботы-статисты.
Сюжет тоже неоднороден. На мой взгляд, у автора хорошо получается изобразить внутрисемейные отношения героев. «Бытовые» сцены описаны ярко и достоверно. Например, разговор главного героя с женой в начале первой главы:
Цитата:
— Нам нужно расстаться, — сказала Ольга просто и буднично, с подобной интонацией она могла попросить его передать сахарницу.
Он подумал, что ослышался. Но он не ослышался.
— Сын будет жить со мной, — продолжала Ольга. — Квартиру я пока оставлю тебе, с долями разберемся потом, когда все уляжется. На машину я не претендую, а вот дачу я, извини, тебе не отдам. Я вот что предлагаю. После работы съезди на дачу, собери свои вещи, а в воскресенье возвращайся. Я как раз соберу свое барахло и уеду. Как тебе такой вариант?
— У тебя кто-то есть? — спросил он.
Он понимал, что не нужно спрашивать об этом, что любой вариант ответа будет ему неприятен. Надо было просто кивнуть и сказать что-то вроде: «Хорошо, сейчас допью кофе и поеду». Но он не смог промолчать, он растерялся, и его понесло.
— Какое тебе дело? — спросила Ольга, поморщившись. — Ну, допустим, есть, что с того?
А вот очень реалистичный разговор матери с сыном-подростком:
Цитата:
— Будешь хлюпиком — никто тебя не будет ни уважать, ни любить.
— Как ты папу? — серьезно спросил Андрей. Ольга не сразу смогла подобрать нужные слова.
— Нет, не в этом дело, — сказала она наконец. — Просто… Нет, это слишком сложно, ты не поймешь.
— Конечно, не пойму, — кивнул Андрей. — Потому что маленький и глупый. А когда вырасту, у меня будут свои дети, они будут относиться ко мне так же, как я к тебе, и тогда я все пойму. А до тех пор — не пойму.
Словно по контрасту, тяжелая служба работников КОБ изображена скучно и несколько скомкано:
Цитата:
Та летающая тарелка была первой, с нее начался тот самый великий прорыв. Тогда на детекторах работала старая система сигнализации, сработанная еще дореволюционными мастерами, не слишком чувствительная, но очень надежная. И когда на центральном пульте загорелась красная лампочка, никто не думал о шашлыках. Быстро собрались, поехали, все серьезные, деловитые, сосредоточенные. Прибыли на место, замерили параметры, обалдели от результатов измерения, запросили помощь, подняли по тревоге мотострелков и летчиков, Ингус взял след, начали преследование. В тот раз след вел не в болото и не в буераки, он тянулся прямо по перепаханному полю, и когда Чарли понял это, он приказал всем грузиться в машину, спустить Ингуса с поводка и ехать за ним, так сказать, с комфортом. Это решение спасло жизнь всем, кроме Ингуса.
Мухи атаковали внезапно. Только что ничего не предвещало опасности, и вдруг овчарка останавливается в замешательстве, начинает скулить, бестолково метаться, Огурец смотрит на НЛОметр и кричит:
— Оно здесь!
Детективная интрига книги сводится к «игре в салочки» анчутки и КОБовцев. Сюжету не хватает стройности, многие повороты кажутся неуклюжими и наигранными. Кроме того, фантастическая составляющая романа плохо продумана.
Например, в тексте читатель встречает название нескольких «видов» «пришельцев»: анчутки, драконы, псилоны, мухи… Анчуток автор описывает достаточно подробно, про псилонов тоже становится кое-что известно, но кто такие «драконы»? Что за «мухи» упоминались в начале? Ответа нет. Непонятно, откуда прилетают эти пришельцы, почему правительство не засекретило их существование, как и когда создало КОБ… Подобных вопросов к концу книги накапливается очень много.
Идея про «добрую фею», которая исполняет желания, подана интересно – мне очень понравился момент в машине, когда Инга выполняет желание Кости:
Цитата:
Инна положила лист на торпеду чистой стороной вверх и начала что-то писать. Движения ее пальцев были неуверенны, она явно писала первый раз в жизни. Кажется, она пишет печатными буквами… Да, точно, печатными, причем латинскими.
— На дорогу смотри, — сказала Инна. — Сейчас допишу, тогда прочитаешь.
Они остановились на светофоре, Инна дала Косте бумагу, тот прочитал.
— Что это такое? — спросил он.
— Тебе лучше знать, — ответила Инна. — Это твое желание, не мое.
Она не знает, как именно выполняет желания, не творит чудеса сознательно – это просто свойство, которое не требует усилий и проявляется независимо от ее воли. Иногда перемены даже не заметны внешне – они происходят в голове человека. Наркоман вдруг набирается решимости «слезть с иглы», а Саша понимает, как бороться с погрязшим в бюрократии и формализме начальником. На мой взгляд, это интереснее и правдоподобнее, чем появляющийся из воздуха мешок с деньгами (а именно так зачастую выглядит выполнение заветного желания в современной фантастике).
К сожалению, такая чудесная идея почти не развивается. Пока Костя пропадает в лаборатории, Инга сидит дома – а что происходит с домом и его жильцами? Выздоравливают больные соседи? Исчезают мыши и тараканы? А может, наоборот, размножаются и благоденствуют – для Инги нет разницы, чьи желания выполнять, людей или животных. Но ничего подобного автор не рассказывает. Чудесное свойство анчутки выполняет в книге только вспомогательную функцию, двигая сюжет в нужную сторону.
Мир, как и говорит автор в комментарии, очень похож на наш. На бытовом уровне я не заметила отличий – а пришельцы вполне понятное «искажение» реальности в рамках фантастического романа. Не могу судить, насколько КОБ отличается от КГБ – но это не главное. Достаточно сказать, что такое «приближение к действительности» позволяет легко представить мир, изображаемый в книге. Единственное, что так и осталось для меня непонятным – политические интриги с Каледонией. Но я слишком плохо разбираюсь в политике, чтобы считать это недостатком романа.
Отдельно хочу сказать несколько слов о неожиданно эмоциональном
монологе Инги в конце книги. Он не совсем укладывается в ее первоначальный образ, такой порыв чувств после спокойной реакции на все предшествующие события меня удивил. При желании, можно списать это на «нечеловеческую психику» - но все равно, не оставляет смутное ощущение, что в этот момент голосом героини говорит кто-то другой. Возможно, автор? Тогда его мнение о соплеменниках, мягко говоря, нелестное.
Цитата:
— Почему вы, люди, такие дураки? — неожиданно спросила Инна. …
— Вы идиоты! Ну как можно быть такими идиотами?! Правильно вам говорили Моисей с Буддой, не желай вола, не желай раба, вообще ничего не желай, раз не умеешь пожелать нормально, как нормальные разумные существа. Вы обезьяны с гранатой! Какие вы, к черту, разумные? Вы звери! Жрать, срать, ржать, трахаться, драться и социальный статус повышать — вот что вам нужно! Чем вы отличаетесь от шимпанзе? Да ничем, только мозги больше, и все. Ну зачем ваш сумасшедший бог истребил троодонтов? Зачем дал разум этим потным трупоедам? Я все понимаю, эволюция, все дела, но должен же быть какой-никакой всевышний сверхразум! Ну, не дал тварям морали, но можно было что-нибудь другое придумать! Эусоциальность, территориальный инстинкт, врожденное миролюбие, в конце концов! Ну чего стоило запустить в саванну не львов убогих, а нормальных серьезных хищников, чтобы выжрали поганых тварей на корню. Появилась бы в галактике нормальная уравновешенная раса на основе горилл, а не эти уроды моральные! Нельзя с ними устанавливать контакт, надо секретить все данные по максимальному уровню и уходить с этой планеты навсегда. Люди — не просто обычные квазиразумные твари, они красивы, привлекательны, с первого взгляда вообще прекрасны. Мы-то, идиоты, думали, что это неизвестный природный процесс, потом думали, что социальная аномалия, психологический дедлок, а это просто звериная сущность проявляется. Не начнись среди вас прионные инфекции, вы бы до сих пор друг друга жрали, и хорошо было бы, не пришлось бы нам так долго обманываться. Боже мой, какая глупость!
Итог: неплохая, достаточно увлекательная книга с множеством недостатков. Вполне можно взять в дорогу вместо детектива – желательно в электронном виде, чтобы спокойно стереть после прочтения. ТВО. Хотя идея мне понравилась: можно было бы поставить «Середняк», если бы автор отшлифовал язык, раскрыл безликих второстепенных персонажей и тщательнее проработал фантастическую часть истории.