Александр Воробьев – Огненный следРецензия (c) godar Автор: Александр Воробьев
Название: Огненный след
Скачать бесплатно: Александр Воробьев – Огненный следАннотация: Земля давно не знает войн, но романтичные юноши все еще идут поступать в десантные училища. И если на родную планету позарится раса чужаков, они прикроют ее на дальних рубежах. Межзвездная война закрутила в своем водовороте курсанта-десантника Дениса Демина, и в считаные месяцы призванный на флот юнец стал командиром тактического корабля. Одна за другой следуют схватки с врагом в космосе и на поверхности планет…
Демину всегда не везло в любви. Повезет ли ему в жесточайшей схватке с превосходящими силами противника, ставка в которой — существование Земли?
Рецензия В продажу поступили фальшивые елочные игрушки.
Они блестят как настоящие, только радости не приносят.Александр Воробьев обратил на себя внимание фантастическим боевиком «Ронин» написанным в соавторстве с Романом Злотниковым. Произведение вызвало неоднозначную реакцию, но так или иначе автор продолжил свою карьеру. Уже сольно.
Недавно в свет вышел его новый роман «Огненный след».
Люблю я космическую фантастику – далекие миры, сражения между звездами, многоходовые планы флотоводцев. В «Огненном следе» все это есть. Казалось бы, чего еще, читай и получай удовольствие. Но что-то постоянно мешает.
Давайте попробуем разобраться, в чем тут дело.
Кубики, из которых собирается боевая фантастика давно и хорошо известны. Множество писателей, талантливых и не очень, уже тасовали их всевозможными способами и практически нереально изобрести на этом поле что-то оригинальное. Я имею в виду ситуацию, когда автор пишет не о людях в необычных обстоятельствах (тут даже самую затертую мысль можно повторять тысячи раз), а именно о космических стрелялках. Здесь очень велик риск прослыть эпигоном.
Многие читатели романа в комментариях вспоминали Хайнлайна и его «Звездную пехоту». Со всей ответственностью заявляю – вспоминали зря. «Огненный след» никак не связан с культовой работой старого милитариста. Однако при чтении постоянно возникает ощущения дежавю. Очень быстро на ум приходит Дэвид Марк Вебер, американский писатель давно и успешно работающий на ниве военной фантастики. А если точнее книжка «Галактический шторм», далеко не лучшая вещь в творчестве Вебера, но не о ее достоинствах сейчас речь. Важнее то, что при сличении «Галактического шторма» с «Огненным следом» сходство видно невооруженным глазом.
Нет, я не буду никого обвинять в плагиате, для этого нет достаточных оснований, но то, что кто-то кому-то задолжал бутылочку хорошего вина для меня очевидно.
Сюжет романа привлекает внимание, прежде всего неряшливостью. Я не буду ругаться конфликтом, перипетией, кульминацией и другими нерусскими словами. Обратимся к тому, что лежит на поверхности.
Прежде всего, в романе множество совершенно ненужных эпизодов. При небольшом объеме произведения это создает впечатление, что никакого романа и вовсе нет, а есть просто набор историй собранных под одной обложкой.
Мне всегда казалось, что все элементы произведения должны иметь смысл и работать на поставленную писателем задачу. Автор «Огненного следа» очевидно, имеет на этот счет собственное мнение.
Проходит приблизительно треть романа прежде чем герой приступает к активным действиям. До этого за него суетились другие персонажи, к основной истории имеющие непонятно какое отношение.
В прочем они и потом суетились параллельно. Из всего текста протагонисту отведена едва ли половина.
Многие эпизоды «Огненного следа» в рамках книги не имеют никакого смысла. Понятно, что автор имел в виду продолжение, но даже в этом случае читателю нужно предоставлять целостный роман который можно читать сам по себе, а не обрубок текста где половина сюжетных линий ведет из ниоткуда в никуда.
Зачем героя сделали десантником? Зачем ввели довольно объемный эпизод учений?
Ведь в дальнейшем герой действовал во флоте, никуда не десантировался. Даже никому в морду не дал.
Для чего потребовался здоровенный нудный отрывок гражданской жизни, который я мысленно озаглавил «у солдата выходной»?
Из него я вынес только то, что в двадцать седьмом столетии солдаты отдыхают точно также как и в двадцать первом. Вот только денежное довольствие у них значительно больше.
Единственная примечательная сцена – встреча героя с подружкой, которая далее по тексту не упоминается ни разу. Потрясающе.
И что можно сказать о романе, в котором эпизоды можно переставлять местами, а то и вовсе выкидывать, причем читатель этого даже не заметит?
Как и следовало ожидать в «Огненном следе» много эпизодов космических сражений, насыщенных описаниями ТТХ вымышленного оружия. Многие читатели хвалят автора именно за эти сцены. Дескать, они достоверны с точки зрения современной науки.
Знаете, сейчас я выскажу крамольную для многих мысль, но меня эта достоверность оставляет абсолютно равнодушным. В конце концов я читаю фантастические боевики не для того чтобы освежить школьные знания физики.
Автор может в извращенной форме гнусно надругаться над сэром Исааком Ньютоном, я все ему прощу, если взамен мне дадут захватывающую историю.
Зачем мне принцип действия вымышленного реактора? Я хочу услышать, как этот реактор гудит от напряжения, хочу увидеть пот на лбах бойцов, ощутить напряжение смертельной схватки.
Вот как раз с этим в «Огненном следе» проблемы. Сражение напоминает описание какой-то компьютерной стратегии, причем играешь в нее не ты. Гибель кораблей не то, что не задевает – скорее вызывает зевоту. То же самое с потерями в личном составе.
Слишком мало мы знаем героев, слишком искусственными они кажутся, чтобы вызывать сочувствие.
О мире романа можно с уверенностью сказать только одно – он расплывчат.
Существует какая-то Земная Лига с президентом во главе, в наличии чем-то недовольные колонии. Вот собственно и все.
Чувствуется, что автор пытался нарисовать эпическое полотно. Показать войну на стратегическом и тактическом уровне, но помимо творческих трудностей перед ним встали проблемы объективного характера.
Для описания всего того что необходимо описать ему банально не хватило места.
Роман занимает около 20 авторских листов, для приключений одного персонажа этого вполне достаточно, но для эпика несколькими сюжетными линиями очень мало.
В итоге вместо продуманного мира получилась какая-то вводная – на государство А напало государство Б.
Теперь поговорим немного о юнитах, то есть пардон, персонажах. Сделать это будет нелегко, поскольку их главные черты безликость и невыразительность.
Взять хотя бы протагониста – Дениса Демина. До самого конца романа читатель так и сможет понять, что он из себя представляет. Непонятно какой у него характер, что ему нравиться, к чему он стремится, что он вообще за человек. Не персонаж, а функция какая-то. Водит себе кораблики от звезды к звезде да постреливает в то, что ему не нравится. Прокладка межу сиденьем и штурвалом.
Если таков главный герой, то со второстепенными персонажами картина и вовсе безрадостная. Не то что внутренний мир, даже их внешность (если автор дает себе труд ее описывать) исчезает из памяти через несколько страниц.
Мир «Огненного следа» населен людьми функциями.
Язык романа тоже не блещет. Чувствуется, что автор старался избегать канцеляризмов, но все равно нет-нет, да срывался. Впрочем, на это еще можно не обращать внимания.
Гораздо труднее воспринимать непонятно откуда берущуюся театральную наигранность чувств героев.
Цитата:
Как он добрался до двери, память почти не сохранила. Майкла душили обида и боль от несбывшихся надежд. Пусть его работу и оценили высоко, но все же недостаточно, для получения финансирования.
Сумрачного гения обнесли грантом.
Из того же ряда непонятный пафос в который автор впадает посреди эпизода описываемого обыденным языком.
Цитата:
Крошечный, тридцатитысячный десантный корпус, космический флот из двенадцати тяжелых кораблей и полудюжины крейсеров, против ожившего кошмара старых человеческих фантазий.
Чужой агрессивный разум…
Цитата:
Денис с неимоверным облегчением откинулся на спинку. Все кончилось? Он выжил. Но странное дело, как и в прошлый раз, чувств почти не было, лишь опустошенность и усталость. Похоже, все эмоции он сжег в горниле боя.
Мне почему-то кажется, что нужно либо весь роман пропитывать термоядерным пафосом, живописуя приключения в «пламени битвы на наковальне войны». Либо бежать от подобных фраз как от огня. А то читателя может разобрать совершенно неуместный смех.
Впрочем, некоторые эпизоды без улыбки читать все равно не получается.
Внимание постельная сцена.
Цитата:
Девушка стояла, словно чего-то выжидая. И Денис вдруг, будто по наитию, словно вспоминая давно забытое, сделал шаг, обнял, притянул к себе ее упругое, нежное тело. И перед тем, как коснуться губами ее губ, услышал:
— А ты не очень догадлив…
Когда перед глазами перестали роиться искры, и удалось немного совладать с дыханием, Денис поцеловал ее, расслабленную, в мочку уха.
— Спасибо, милая!
Как там было – «Джонни, я тоже хочу, чтобы было как в фильме. Сделай монтаж».
Понятно, что красиво описывать эротические моменты не у всех получается. Кто-то боится скатиться в пошлость, а кто-то просто стесняется. Но тут дело даже не в этом.
Искры из глаз флотского офицера… О боги, мои боги, как это фальшиво.
Итог:Унылый косплей по Дэвиду Веберу. Тем кто любят боевую космическую фантастику лучше еще разок перечитать первоисточник.