Ливадный Андрей - "Титановая лоза"Рецензия (c) Прынцесса Неадекватная Автор: Ливадный Андрей
Название: Титановая лоза
Серия: Зона смерти
Скачать бесплатно: Ливадный Андрей - "Титановая лоза"Аннотация: Стылое, промозглое утро 15 сентября 2051 года…
Минуло почти полвека с момента Второй Чернобыльской катастрофы. На этот раз грохнуло сразу в пяти местах. От Соснового Бора под Питером до Курчатовского института в Москве, от новосибирского Академгородка до Казантипа. Одновременные взрывы чудовищной мощности положили начало кошмарному Пятизонью. Трудно представить, что в нем мог кто-нибудь выжить. И тем не менее люди выжили. Новым сталкерам противостояли не только мутанты и аномалии, но и бездушные порождения суперсовременных технологий. Механоиды и сталтехи, автоны и перекати-зоны – истинные обитатели Пустоши. Этот мир принадлежит им, и без боя они его не уступят. Но отчаянная девушка-сталкер Дарлинг – позывной «Титановая Лоза» – не из тех, кто отступает перед трудностями…
Рецензия: Сталкер. Слово ассоциируется с брутальными мачо готовыми жизнь положить на алтарь добычи диковинок. Настоящие мужчины (в понимании закомплексованных мальчиков и девочек), накачанные, большие, на лице печать, нет, не интеллекта, а этакой самцовости, обычно являются главными героями книг написанных по мотивам популярных игр некоторыми авторами-мужчинами. Настоящие мачо круты, готовы меряться…, кхм, силой друг с другом, готовы крошить врагов и снисходительно поглядывать на девушек целующих запыленные сапоги крутого героя. И, по-моему, именно этот стереотип всплывает в голове первым при упоминании слова «сталкер». Думали ли Аркадий и Борис Стругацкие, когда писали «Пикник на обочине», что повесть станет родоначальником нескольких игр и целой серии книг, написанных по играм (а значит серии книг, являющихся фиками по «Пикнику на обочине», это если копнуть поглубже). Считается, что книги а-ля Сталкер написаны по мотивам именно игр, и мне, кажется, как-то забывается и умаляется значение роли братьев Стругацких в образовании сталкеромании, хоть, думаю, замечательных писателей, это нисколько не волнует. Но это все лирика.
Андрей Ливадный. Не знаю, что брал за основу Ливадный описывая свой мир, игру ли, книгу Стругацких, а может и книги серии S.T.A.L.K.E.R. Тут уже сложно судить. Сталкеромания разрослась в умах поколений вглубь и вширь, поэтому сложно угадать, где же корни у очередного произведения а-ля сталкер. Кроме того сложно отделить зерна от плевел, потому что для меня игры S.T.A.L.K.E.R. пустой звук. Поэтому придется опустить моменты, касающиеся того, что именно было позаимствовано автором из игр, а что из одноименной серии книг. Но думаю, все-таки мир, в котором происходит действие произведения «Титановая Лоза», не личная придумка автора, а очередная переосмысленная вариация популярной игры.
Итак, книга о сталкерах. О людях, которые в зонах (их пять), оставшихся после катастрофы невыясненной природы, добывают капсулы автонов (семена металлических растений), живут, ищут техноартефакты, кучкуются в «Ковчег» или «Орден», ну или предпочитают одиночество (отметим любопытный факт, зон на одну меньше чем у Стругацких). Все пять зон связаны между собой Узлом, получить власть над которым мечтают все сталкеры. Перемещаются между зонами при помощи специальных устройств называемых маркерами. Сама катастрофа (по версиям высказываемым героями) произошла по вине ученых экспериментировавших с пространством. Опять же, вспоминая Стругацких, в «Пикнике на обочине» причиной катастрофы были пришельцы. В зонах растут металлизированные растения, автоны, опасные тем, что могут стать причиной смерти человека.
Цитата:
«Дарлинг привыкла опираться не на теории, а на данность. Титановая Лоза скептически относилась к предположениям различного толка. Выжить среди гибельных пространств помогал лишь реальный, подтвержденный практикой опыт, а он упрямо свидетельствовал, что примитивные агломерации скоргов не появлялись из ниоткуда, а созревали в н-капсулах на ветвях автонов. Достигая определенного размера, они чаще всего просто падали на землю, давая начало новой поросли металлокустарников, но случись зрелому плоду, взрываясь брызгами серебристой субстанции, запятнать ею человека или механизм, как поведение микрочастиц радикально менялось. Стремительно размножаясь, скорги начинали создавать колонии нового типа, безжалостно реконструируя захваченный «носитель», сообразуясь с понятной лишь им трактовкой определения «функциональность», превращая какой-нибудь старый, давно проржавевший механизм или проявившего беспечность сталкера в нечто, отвечающее только одному признаку – способности вести эволюционную борьбу, жестко и успешно конкурировать с другими порождениями Зоны, выигрывать в естественном отборе, сражаясь за территории, богатые ресурсами или источниками энергии, за право «утилизации» поверженного противника и присвоения его уникальных подсистем.
Условно «носители» скоргов классифицировались Орденом по признаку изначальной принадлежности: «сталтехами» называли пораженных проказой Зоны людей, а «механоидами» – реконструированные скоргами механизмы»
Эту способность капсул автонов люди поставили себе на службу, награждая подопытных необычными способностями, через контролируемый процесс заражения скоргами. Человек, не обладающий имплантированными возможностями (как это точно происходит автор так и не рассказал, отмахнувшись размазанными и невнятными объяснениями от читательского любопытства), выжить в Зоне не сможет и быстро превратится в сталтеха.
Декорации. Декорации необычные, но опять же, не хватает им яркости, не хватает им образности. Они есть, они интересны, но они не выпуклы, потрогать руками их не хочется.
Есть несостыковки бросающиеся в глаза. Например. Первое описание мира за барьером дается через призму взгляда военных, посланных в Зону сразу после катастрофы.
Цитата:
«Вокруг в хаотичном, немыслимом смешении высились угловатые фрагменты зданий, меж ними виднелись застывшие пологими волнами, уводящие в небеса участки тротуаров и улиц… Взгляд капитана скользнул дальше, наткнулся на скрученный в узел, переплетенный с кусками кованой ограды фонарный столб, косо застывший в нескольких метрах от точки выхода, словно позабытая скульптура безумного художника-авангардиста…»
Но за четыре года прошедшие со времени катастрофы декорации сильно поиздержатся и поменяются. Почему-то пропадут дороги и тротуары уводящие в небо. Видимо пейзаж тоже инфицировали скорги. В любом случае мы выяснили, что идея мира давно уже не оригинальна, пусть автор и попытался обыграть ее по-своему.
Сюжет. В сюжете ничего особенного нет. Сначала Титановая Лоза выслеживает наемников, потом встречает необычного человека, потом дает ему шанс выбраться за барьер, потом узнает правду о себе. Вот, пожалуй, и весь сюжет. Но некоторые его повороты лично для меня были неожиданностью. Например, такие:
1. Главный герой, совсем не крутой брутальный мачо.
2. Главный герой, не зная реалий Зоны, не крошит всех направо и налево, а сам попадает в пару передряг. Одна из них стоит ему жизни.
3. Роль брутального мачо, а точнее брутальной мачи, досталась имплантированной девушке. Но и она не крошит всех направо и налево, а так, отрезает по кусочку там и тут.
4. Никакой любовной линии даже не намечается, как и не появляются девушки готовые поклоняться самцовости героя.
Так же по сюжету есть ляпы. Сам срок, в течение которого в Зонах образуются две мощные организации «Орден» и «Ковчег». Зоны заселены. Сталкеров приличное количество, заметьте это только свободных сталкеров не входящих ни в одну из организаций. Мне сложно поверить в то, что за четыре года можно было провести огромное количество имплантаций (только имплантированные способны выжить в Зоне, или люди, облаченные в защитные костюмы), организовать укрепленные убежища с удобствами и это все «на коленке». Ведь в первые дни после катастрофы не было у выживших ни медикаментов, ни достаточных знаний, ни оборудования для экспериментов, но при этом методом проб и ошибок, в несколько месяцев был освоен способ поставить скоргов на службу человеку. Это потом уже мировые финансовые круги заинтересовались и стали финансировать исследования и опыты. Но до того как это произошло, получается в полевых условиях было прооперировано огромное количество людей, при том ученые должны были имплантировать зараженных жителей пострадавших местностей без передышки. Иначе я никак не могу понять соотношение сталкеров и сталтехов. Если бы большую часть зараженных сразу после катастрофы не имплантировали, то Зоны населяло бы гораздо больше сталтехов, чем сталкеров. При этом знаниями необходимыми для имплантации обладали всего несколько человек. И как технически возможно было в столь короткие сроки решить проблему зараженных (притом во всех пяти зонах одновременно), я не представляю.
Язык. Язык на первый и второй взгляд неплох. Достаточно ровно написано. Но автор тяготеет к длинным несогласованным предложениям. Перловистость также наличествует и в немаленьких количествах.
Цитата:
«Тем, кто приходит из-за Барьеров, не понять этого сокровенного чувства, живущего в глубине самых очерствевших сталкерских душ. Они здесь – незваные гости. Их холодное равнодушие к окружающему, одинаковое безразличие, с которым пришельцы устраняют помехи, встающие на пути, неважно, будь то поросль металлорастений, опорный пункт сталкеров или эволюционировавший механизм, охраняющий «свою» территорию, выдают в них чужаков, хорошо тренированных псов, выполняющих работу, – им ничего не дорого, не свято, кроме денег, полученных за очередной рейд»
Цитата:
«Двигаясь во главе группы, старый сталтех, покрытый шрамами, демонстрировал явное лидерство»
Цитата:
«Метрах в тридцати от нее туман выпучивало плавным грибом, среди пепельно-серых завитков свинцового марева в воздухе медленно кружило несколько предметов»
Герои. О героях, как и о сюжете можно сказать мало. Выписанными или живыми их не назовешь. Они есть, они мыслят, но вот сопереживать им совсем не хочется. Пожалуй, тут только стоит отметить неожиданность ролей героев. Моя насмешливая надежда на крошилово и мочилово оказалась беспочвенна и на том автору спасибо.
Итог: Подводя итог. Очередной фанфик по S.T.A.L.K.E.R. Среди плюсов, отсутствие кишок намотанных на антенны домов. Герои, которых сложно назвать крутыми. Нет необходимости при прочтении напрягать мозг. После трудного рабочего дня, для отвлечения и расслабления, чтиво вполне подойдет.
Минусы. Избитая идея. Не запоминающийся сюжет и мир, герои которым не хочется сопереживать. Середняк не вызывающий ни отрицательных, ни положительных эмоций.
Ну и напоследок. Книга является первой в серии. Не знаю, как автор в дальнейшем справился с ролями героев. Очень надеюсь, что главный герой все-таки не скатится до брутальной мачовости, а мир станет более ярким.