Site Logo

Маленькое Общество Свободных Критиков

Литературный форум
 
Текущее время: 24 окт 2018, 00:02

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Новоприбывшие, обязательно ознакомьтесь с введением в МОСК!


Правила форума


Теперь рецензии в "Прозекторскую" попадают только пройдя отбор у рецензентов либо администраторов, увы. Если вы уверены в своих силах и считаете, что пишете отзывы не хуже, чем наши рецензенты - добро пожаловать! Для того, чтобы ваша рецензия попала в "Прозекторскую" вам необходимо сделать следующее:
1) Написать отзыв на книгу, разместив его в "Свободном обсуждении"
2) Подождать, пока ваш труд оценят по достоинству.
3) Возможно, после этого, вам предложат сотрудничать с МОСКом в качестве постоянного рецензента.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Виктор Пелевин - Т
СообщениеДобавлено: 26 май 2010, 10:34 
Критикан
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2010, 16:07
Сообщений: 342
Откуда: Москва
Медали: 2
Активный рецензент (1) Каскадер (1)
Имя пользователя: Тройка
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 72
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Изображение

Виктор Пелевин - Т
Рецензия © Тройка[center]

Изображение


Название: Т
Автор: Виктор Пелевин

Аннотация: В октябре 2009 года впервые издана книга Виктора Пелевина t (Ти). Герой романа мастер боевых искусств граф Т путешествует в Оптину Пустынь. По дороге он «воюет» с Достоевским, ищет Соловьева, ведет разговоры с каббалистическим демоном Ариэлем. Ариэль объясняет графу, что граф является его творением, потому что он, Ариэль, автор произведения, героем которого и есть граф.
Для общения со своим героем автор сжигает страницы книги, съедает пепел и переносится в книжное пространство, где может принимать любой образ.

Рецензия: Змея, которая кусает себя за хвост.

Люди часто, говоря о Пелевине, используют слово «философия», но если попытаться обсудить с ними конкретные вопросы в науке, то они уходят от темы, теряются или несут полный бред. Жанр «Т» определяется как социально-психологическая фантастика. Как видятся российские авторы, выбравшие центром повествования социальную тематику? По идее, это должны быть зеркала, отражающие общество. Чаще всего перед этими зеркалами стоит сам автор, его приукрашенный портрет, просто картинка. Встречались мне зеркала, против которых стояли другие зеркала. Зеркало Сорокина может поворачиваться в разные стороны. Веничка Ерофеев уехал со своим на дачу. Пелевин же забрасывает зеркальце на высокий шкаф. Люди ходят вокруг этого шкафа, восторгаясь задуманной подачей, но рассмотреть что-либо не могут.

Основная идея произведения не нова: жизнь – театр, и все мы в ней актёры. Наверное, автору стоило бы ограничиться написанием книги персонажа Соловьёва, как она упоминается в «Т». Получился бы милый, исчерпывающий идею, рассказик. Не осталось бы ни социальной составляющей, ни маркетингового популизма. Отсюда можно сделать вывод, что данные темы не самоцель, смысловой нагрузки за собой не несут. Но мало того, что идея не является каким-то открытием для философии, более того: в её построении стандартные понятия, такие как личность, свобода воли, существование по Декарту, Бог или что-нибудь ещё значимое, просто теряют всякий смысл и уже не нужны. Особенно подчёркивается бесполезность в созданном мире непротивления злу насилием. Получилась теория пустоты, которая ничего кроме чувств грусти и подавленности не вызывает. «Мысли приходилось вызывать насильно, словно рвоту — собственно, существование и казалось теперь подобием такой насильно вызываемой рвоты», – хорошее описание для определения ощущений от прочтения произведения. Доказать теорию Пелевин даже не старается. Он её переворачивает. Пусть создающее начало (сонм богов, писатель, демиург или дьявол, щука по-таракановски) будет плохим, тогда назовём Абсолютом начало потребляющее (читатель). При этом Абсолют должен создаваться из пустоты – это, видите ли, третий вид познания. Вот только использует он всё те же опыт и синтез. Змея извернулась и укусила себя за хвост.

Релятивизм признания масс не получил. Вместо того чтобы взглянуть на «Т» с разных сторон фанаты автора засыпают оскорблениями любого, кто не принимает произведение. Не заметили они и навязчивого примитивизма, выдаваемого за минимализм.

Впервые взявшись за Пелевина, я обрадовалась, увидев множественные диалоги. Неужели рождение истины по Сократу? Но нет. Это софизм в чистом виде. Один персонаж задаёт нужные вопросы, второй на них отвечает. По сути, это монолог. Ощущение того, что мне говорит один и тот же человек, не уходит и при прочтении «Т». Отсутствуют причинно-следственные связи. Часто встречаются доказательства, отталкивающиеся от доказываемого, уводящие от смысла вопроса. Ещё чаще идея навязывается различными повторами, аналогиями, сравнениями и интерпретациями, чтобы прочно въесться в подсознание. Намеренно похожие друг на друга проходные персонажи просто утомляют. Кстати об аналогиях: они по-настоящему абсурдны порой. Сравните: избавление от икоты – напряжённое ожидание, ощущение пустоты – поломка ступени лестницы, лает простуженная болонка – старая птица кричит, стакан – спившаяся призма, замереть – быть замороженным вспышкой магния. В языке Пелевин использует разнообразные термины. Но почему-то некоторые запросто вставляет в уста второстепенного персонажа, а иные вдруг объясняет, приводя целые определения. Что, сам их не знает и оставляет заметки, чтобы не забыть случайно? Вместо «поглощённый тяжким воспоминанием» – «словно поглощённый тяжким воспоминанием». И этих «как бы», «будто», «вроде как» очень много в тексте. К чему такая неопределённость? Она только сбивает с толку читателя, который и без того завяз в непонимании. «В одном Ариэль прав — самое очевидное запросто может оказаться обманом зрения…» Ну как столь умный и начитанный Т. мог не знать подобного тезиса, выведенного ещё древними греками?

Возьму для примера произвольный кусок текста. «Как всегда после избегнутой опасности, все его чувства обострились. Теперь они жадно впитывали звуки и краски мира: щёлканье вездесущих соловьёв, молитвенный плач кукушки, невыразимые цвета летнего вечера. Пахло вечерней свежестью и далёким дымом. Постепенно в душу снизошли покой и почти молитвенное умиление». Наверняка некрасивый слог можно свалить на подражание Пелевиным другим авторам, но писал ведь конкретный человек. Корявенькие слова в несвойственной им форме. Стихотворный – выбивающий читателя из повествования – темп в одном из предложений. Часто повторяющиеся слова (даже не основы). Звуки мира раскрыты, а краски от лени или безысходности вдруг заменены цветами, что одно и то же.

Иногда автор уходит от основного стиля повествования, и начинаются разговоры на кухне по душам. С полагающимися в такой ситуации матами и рассуждениями о судьбах России. Говорит Ариэль, писатель-гой-недокаббалист. Говорит эмоционально, несёт ахинею про двухголового орла, на одну половину силовую структуру, на вторую – либеральную. Он очень простодушный, но не стесняется всех и вся осуждать, в первую очередь, конечно же, непонятно откуда для него взявшийся кризис. Его чувство юмора убого: «Дэн Браун нервно сосёт в углу», «боевое НЛП», убийство котёнка ради замечаний читателей. Граф Т. слушает, но ничего не понимает в изливаемой ему душе. А вот уставший от архаизмов читатель внимает с благоговейным трепетом, принимая выданные тезисы за правду. Особенно меня умилили отзывы о том, что в «Т» показан в истинном облике издательский бизнес. Да неужели? Так сильно досталось Ариэлю за попрёк святых устоев, но почему же сам Пелевин не ходит тогда избитым? В основном обсуждается первая треть книги. То ли дальше раскрытой на кухне интриги стало скучно читать, то ли две трети текста не несут за собой ничего.

Чтобы читатель не заскучал произведение построено по принципу яркого сканворда. В наличии имеются отсылки к известным личностям прошлого и настоящего, замаскированные вывернутыми наизнанку фактами. Главный герой – граф Толстой. Он проживает в эльфийском замке в Ясной Поляне. Изображается Пелевиным вставляемыми в текст к месту и нет рассуждениями о сути метафор.

«— Я говорил, мы ещё встретимся, борода, — сказал цыган. — Вот и пробил час.
Т. улыбнулся.
— Насколько я помню, — ответил он, — вы пользуетесь песочными хронометрами, а они не бьют. Впрочем, кто-нибудь из декадентов мог бы использовать это как парадоксальную метафору. Ударом песочных часов является тишина. Поэтому они всё время бьют вечность…»


Т., как и положено Толстому, много рассуждает о цвете неба, форме облаков. Но он ненастоящий. Только представьте: мстит людям посредством популизации понятия опрощения и использует «mauvais genre» вместо толстовского «комильфо». После разговора с Соловьёвым Толстой должен обрести себя. Но в привидевшемся накануне казни сне граф не вызывает веры.

Пешкова автор явно недолюбливает. Во-первых, Т. не мог бы вспомнить о писателе, потому что жил преимущественно до него, но занимается этим с навязчивой регулярностью. Во-вторых, не надо сравнивать его с Ницше по усам, и с Соловьёвым тоже не надо. Это разные люди. Даже если они ставят буддизм выше других религий.

Ницше, по-моему, досталось немало. Шутка про «Vassya Pupkin» – банальный бородатый анекдот. Плохо так опротестовывать его мысли. Философ ведь в подтверждение своим убеждениям использовал древнегреческую историю про человека с фонарём на площади. Ну почему бы не постараться для красивого поэтического образа?

Кант у Пелевина зовётся Победоносцевым. Он пишет «Критику кипящего разумения» и обязательные «Пролегомены» к ней. Правда, предметом осуждения являются секты содомитов. А в перерывах философ занят перепиской с ламой относительно мужеложства. Фу.

Достоевский – это даже не образ. Герой шуттера и истребитель придуманного Гоголем понятия.

Акунин получился очень достоверным. Пелевину хорошо удался стиль, и это настораживает. Что, зачитывался его произведениями? Наверное, да. Вместе со смеющимися рядом фанатами, ибо они уж слишком точно узнают именно этого персонажа. А приём в создании имени Григорий Овнюк вам не кажется знакомым?

«Случайно» автор вводит в повествование Чапаева. И почему мне кажется, что здесь он подаёт идею купить свой старый труд? Ссылаться на собственные работы – не самое лучшее качество писателя. Единственно хорошо в итоге Пелевин описал только сам себя через реакцию на критику.

Я упорно пыталась отыскать кульминацию в «Т» и пришла к выводу, что в череде декоративных событий выделяется испытание на веру графа. В подражание Кьеркегору вера ставится впереди всех благ и проносится главным героем через всё повествование к Оптиной Пустыни. Завершается текст сложением слова «коты» на греческом языке. Главная загадка не является целью как таковой – на основе мистического места и образа гермафродита с кошачьей головой строится хоть какое-то развитие сюжета. Однажды я общалась со служителем церкви. Очень умный попался человек с хорошим знанием истории, религии и философии. Он часто употреблял слово «мракобесы», и поэтому я поинтересовалась о смысле понятия. «Когда в голове пусто, то там пусто лишь некоторое время, а потом во мраке поселяются бесы», – ответил мне церковник. Общий смысл «Т» мне видится так: Пелевин больше смерти боится мрака в своей голове, он поселяет в пустыни крупицы знаний и заставляет водить их дружный хоровод измышлений, отгоняющих бесов. Водящие хоровод весело лепечут об одном и том же, иногда с ужасом задумываясь, а не бесы ли они на самом деле. Змея в очередной раз укусила себя за хвост.



women is losers © Janis Joplin


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Виктор Пелевин - Т
СообщениеДобавлено: 02 окт 2010, 00:22 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 июл 2010, 22:39
Сообщений: 1033
Откуда: Москва
Медали: 3
Мастер пера (1) Воин Света (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Inesacipa
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 142
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Я не поклонница Пелевина (я вообще не склонна поклоняться писателям - очень уж они неудобные объекты для поклонения :-D ), но "зеркальца, заброшенные на шкафы" люблю, грешна.
Мне кажется, в этой книге Пелевину изменила его привычка создавать четкую структуру внутри фантасмагории. Он ведь мастер создания "механизмов хаоса". И держатся эти механизмы, как правило, на действующих, а не на говорящих. И это работает.
Но вот Пелевин берется за создание очередного механизма с участием хомо люденс - и обнаруживается, что играть-то они играют, но не столько судьбами, сколько словами. А слова, созданные именно для игр, для построения чего бы то ни было не годятся - изворачиваются и обрушивают возведенную конструкцию, будто карточный домик.
Отсюда и ощущение, что причинно-следственные связи отсутствуют, а доказательства уводят от сути вопроса.



Каждый герой в конце концов становится занудой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Виктор Пелевин - Т
СообщениеДобавлено: 12 окт 2010, 14:04 
Читатель

Зарегистрирован: 27 май 2010, 22:54
Сообщений: 8
Очков репутации: 0
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
В самой идее рецензии допущена очень существенная ошибка - рецензент воспринимает книгу "Т" всерьез, чего делать не стоит ни в коем случае. Это не духовный трактат, не книга, которая ставит своей целью прояснить суть бытия и принести благо смертным. Это просто забавная, хотя и вторичная по отношению к тому же "Чапаеву" книга (чего автор совершенно не стесняется, вводя Чапаева в текст).
Естественно, "Т" не настоящий. А что вы хотели от персонажа книги всяких Г.Овнюков?
Боянистая шутка про Vasya_Pupkin тоже на своем месте - она внутри компьютерной игры, т.е. рассчитана на ЦА - но не Пелевина, а игры. Банальная текстурка, которая еще и повторяется несколько раз (не прописывать же дизайнерам уровня каждый фрагмент отдельно).
Хотя, впрочем, да - если воспринимать "Т" как социально-психологическую фантастику, то книга, естественно, неудачная. Да вот только для пелевинских книг не существует жанрового определения вообще. Ближе всего, наверное, "абсурдистский стеб" над всем и вся. Над солипсизмом, непротивлением, духовностью и прочими странными вещами. И над всеми, кто ищет глубокий смысл в его прозе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Виктор Пелевин - Т
СообщениеДобавлено: 12 окт 2010, 18:54 
Критикан
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2010, 16:07
Сообщений: 342
Откуда: Москва
Медали: 2
Активный рецензент (1) Каскадер (1)
Имя пользователя: Тройка
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 72
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Hollow_only, а кто сказал, что воспринимается всерьёз? Когда любимое Пешковское произведение - "это про одну старую путану, которая научилась делать выводы о человеке по минету — типа как цыганка по ладони. Её в каждой серии менты вызывают — пососать у трупа, чтобы помочь следственной бригаде", то нельзя быть серьёзным. Просто мне это кажется тем же родом сотрясания воздуха, каковым, к примеру, являются попытки школьников пририсовать пенис к фотографии нелюбимого классика в учебнике. Убого, пусто, бесполезно. На кого вообще рассчитывал автор? Посмотрите комментарии к книге на различных популярных ресурсах - там везде безошибочно читатели узнают Акунина, много и щедро восторгаются своей смекалкой. Но никто совершенно не узнаёт Канта. А если кто и узнаёт, то не озадачивается его ролью в книге. Хотите несерьёзного отношения к классике? Читайте Грэма Смита. Хотите поглумиться над мировым культурным наследием в быдлятской манере? Кушайте "Т".



women is losers © Janis Joplin


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Виктор Пелевин - Т
СообщениеДобавлено: 16 окт 2010, 09:28 
Активный читатель

Зарегистрирован: 13 июн 2010, 17:43
Сообщений: 77
Имя пользователя: Dana
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 20
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
Пеле-е-евин... Вот уж действительно абсурдистский стеб. Очень такой.. абсурдистский. И абсурдный. Претендует на многое, но даже очень внимательным читателям почти ничего не дает.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Виктор Пелевин - Т
СообщениеДобавлено: 18 окт 2010, 10:05 
Читатель

Зарегистрирован: 23 июл 2010, 14:03
Сообщений: 11
Имя пользователя: climber
Пол пользователя: Женский
Очков репутации: 0
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
не претендую на истинность, но на мой взгляд, в творчестве Пелевина утверждение "количество переходит в качество" работает с точностью до наоборот. Первые его книги были интересны мне, вызывали эмоции и интерес, но после какого-то момента стало неинтересно, противно и скучно. момент сей приключился на книжке "Числа" вроде называлась. и все. как отрезало-больше читать неохота


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Виктор Пелевин - Т
СообщениеДобавлено: 18 окт 2010, 13:51 
Lawful Evil
Lawful Evil
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 фев 2010, 15:03
Сообщений: 1723
Откуда: Казахстан
Медали: 4
Орден Славы (1) За особые заслуги (1) Комментатор (1) Плоская медаль (1)
Имя пользователя: Главный Злодей
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 50
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
climber
Может вас это удивит, но, на мой взгляд, "качество переходит в количество" с 99.9% авторов.



"Многих, творящих зло, оправдает их чин." (с) - Г. Богослов


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Виктор Пелевин - Т
СообщениеДобавлено: 18 окт 2010, 21:48 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 18:58
Сообщений: 2040
Откуда: Мост троллей
Медали: 4
Активный рецензент (1) За особые заслуги (1) Воин Света (1) Комментатор (1)
Имя пользователя: Bjorn
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 103
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
CynByn
Удваиваю



Рецензенты имеют право не только говорить людям в глаза, что они дураки, но даже доказывать им это. Георг Лихтенберг


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Виктор Пелевин - Т
СообщениеДобавлено: 29 окт 2010, 17:49 
Критикан
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2010, 17:56
Сообщений: 315
Имя пользователя: Angry Commissioner
Пол пользователя: Мужской
Очков репутации: 37
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Не в сети
ИМХО. Я вообще не люблю Пелевена. Подобные авторы почему-то считают, что сюрреализм = укуренная ахинея. А у Пелевена вдобавок ко всему творчество осложнено словесно-речевой диареей и размышлениями аля 8 классник в СПГС.



Чтоб в голову попала умная мысль, держи крышу сдвинутой


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Template made by DEVPPL Flash Games - Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
 

Large Visitor Map