Йон Колфер - АвиаторРецензия ©
Тройка Название: Авиатор
Автор: Йон Колфер
Аннотация: Если человек родился в корзине терпящего бедствие воздушного шара, к гадалке ходить не надо — он вырастет авиатором. Тем более что отец Конора Брокхарта, будущего покорителя неба, капитан гвардии скромного островного государства, состоит на службе у короля-романтика, для которого слава и богатство ничто в сравнении с заботой о своих подданных. И все вроде бы идет своим чередом, ничто не нарушает идиллию, но в один несчастливый день в государстве происходит переворот, доброго короля убивают, а на его месте утверждается злобный генерал Бонвилан.
Но не может такого быть, чтобы человек, родившийся в воздухе, смирился с подобной несправедливостью. И Конор Брокхарт начинает борьбу...
Рецензия:
Йон Колфер всегда вызывал у меня яркую ассоциацию с Рэем Брэдбери. Оба описывают Ирландию как сказочное место, где разнообразие и уникальность фольклора обязывают повествование к чуду. А уж природа и дух волшебных островов созданное чудо обволакивают неповторимым стилем сказочности.
Что есть сказка? Во-первых, это уникальное событие, в котором единственно существуют чёрный и белый цвет – добро и зло, любовь и ненависть, хорошо и плохо. Однозначность отношения к поступкам и событиям нереальна в настоящем мире, полном относительности взглядов. Наряду с яркими образами в сказке всегда существует серость, которую созданные позитив с негативом призваны затмевать сразу и навсегда. Во-вторых, в сказке должна быть мечта, великая цель, вселенское стремление к прекрасному. Чтобы по прочтении волшебного произведения оставалось желание сделать что-то особенное. Чтобы ребёнок умел находить в жизни нужные для человека ориентиры. В-третьих – самое главное, – сказка не должна разочаровывать. Кто бы ни умер во время повествования, пусть он это сделает не зря. Пусть персонажи переносят испытания, становясь личностями. Иначе грош цена таким героям.
Все эти черты присущи сказочнику Колферу. Обычно писатель строит события вокруг путешествий по миру, сложных загадок, чуда развития техники и волшебных существ. «Авиатор» соответствует поставленным задачам и нет одновременно. Действия произведения происходят в конце XIX века на Солёных островах к юго-востоку от Ирландии. Вымышленное королевство, удачно вписавшееся в историю. Население островов мало и живёт исключительно за счёт разрабатываемых залежей в алмазной трубе. Правит королевством добрый Ник – американец, участвовавший в Гражданской войне, который как алмазы собирает вокруг себя выдающихся личностей, готовых развивать прогресс в маленьком государстве. Благие начинания разбиваются о предательство некоторых подчинённых. Мечта остаётся жить в сердце одного единственного персонажа – Конора Брокхарта.
Главный герой Колфера всегда гений с большим лбом и страстным стремлением к самосовершенствованию. Настоящий человек – считает автор – обязан родиться с великой целью, которую он будет нести через всю жизнь. Конор родился в корзине падающего аэростата. От смерти его спасла голова Леди Либерти на Всемирной выставке во Франции. Теперь он обязан небу и свободе всем. Об этом, собственно, и рассказывает «Авиатор». Вырос Конор в окружении выдающихся личностей. Воспитание заложило в нём уважение к технике и силе воли. Обученный механике и фехтованию юнец лишь потому смог выжить при дальнейшем попадании на каторгу, что не сумел простить судьбе смерть своих учителей.
Испытания закаляют. Но они же и очерствляют сердце. В один ужасный момент мне показалось, что главному герою уготована судьба излюбленного персонажа Колфера – умника Артемиуса Фаула. Но это не так: Конор Брокхарт не может нести в себе зло. Он настолько романтический персонаж, что даже его фамилия (Брокхарт – broke heart) не заставила мальчика поступиться принципами. А в их число входят стремления к справедливости, семье, любви и небу. Мечтой о полёте Конор застилает неизбывную тоску заключённого, вынужденного нести труд, посильный только взрослому человеку. Юный мальчик взрослеет раньше, чем полагалось бы неокрепшему организму. Но это и есть превосходство сильного человека над собственным духом. Терзания души от предательства близких и смерти друзей прописаны настолько талантливо, что читатель переполняется грустью. Светлая грусть. Что ещё нужно романтическому образу?
«Я луна, – думал он. – Я звезды».
И потом:
«Берегись – чайка!»Какую же яркую радость, оказывается, можно испытать при описании чужого полёта! Первого свободного полёта, первого испытания крыльев, первого полёта на аппарате тяжелее воздуха. Признаться, я из тех людей, что боятся высоты. Любой механизм, созданный чужими руками, высотой более пяти метров, вызывает во мне нервную дрожь. Но, представляя себе достижения Конора, я была счастлива находиться рядом с ним. Как будто снова взобралась на гору своими ногами, встала у обрыва над широкой рекой и почувствовала: это моё личное, ничто не может быть прекрасней. И страха нет. Есть только упоительное достижение мечты.
Книга пропитана техническими терминами, описаниями конструкций конца позапрошлого века и ссылками на учебники фехтования. Помнится, на уроках английской литературы в школе мы читали повесть о судоходстве. Так же, как и тогда, при прочтении «Авиатора» я неосознанно тянулась рукой в поисках Мюллера. Сколько же всего удаётся почерпнуть из детской книги! Кажется, Йон Колфер не просто основательно подошёл в подготовке к написанию произведению – он сотворил труд, достойный целой жизни. Мельчайшие подробности создают сладкое ощущение творческого процесса. Даже, казалось бы, столь непривлекательное дело как добыча алмазов под водой разложено по полочкам, разжёвано от и до, чтобы у читателя не осталось шансов на игнорирование собственного воображения. Чертить схемы летательных аппаратов углём по стенам камеры – банально. Автор ищет выходы, предлагает неожиданные идеи. Решение любой трудной задачи никогда не сваливается на персонажей с потолка. Они его добиваются. Они сыплют идеями, фонтанируют качественными открытиями. Вот уж за это Колфера нельзя не любить. Столь деятельный подход к детской литературе просто поражает. Очень надеюсь, что Роберт Земекис при экранизации описываемого романа для Disney не сможет его испоганить. Слишком сложно испортить чудо.
Произведение не замыкается на одном герое, на одном месте, в одном времени. Ветераны гражданской войны лёгкими штрихами рассказов создают образ штатов 1861-1865 годов, политические интриги главного злодея генерала Бонвилиана затрагивают историю Франции, описание британской власти конца XIX века и даже японский менталитет. Отец главного героя – прекрасный военный, влюблённый в небо не меньше сына, увлекающийся огнестрельным оружием и разбирающийся в нём от и до. Мать Конора – учёная Леди, передавшая ребёнку выдающийся ум и уважение к семейным ценностям. Принцесса Солёных островов – храбрая женщина, преданная своему народу и непоколебимая в вопросах справедливого правления. Друг Конора – слепой шпион, влюблённый в музыку, верный своему слову до конца. Есть множество персонажей в «Авиаторе». Все они живые, настоящие. Некоторые – выдающиеся личности, другие – бездарные мелочные людишки. Но все они вносят свою лепту в канву повествования. Все они вкладываются в развитие личности юного авиатора.
В чём же заключается фантастичность произведения? На первый взгляд это альтернативное построение реальной истории. Но так ли оно важно для конфликта, для идеи? Думаю, что куда лучше Колферу удаётся сказка, чем перипетии исторических событий. Неважно, кто первый покорил воздух. Важно то, как это было. Как мечта вдруг стала явью, наполнила людей надеждой. Если автор и включает в текст сравнения с участием эльфов или столь любимых им пикси, то делает он это, скорее, из озорства, чтобы отдать должное духу любимой Ирландии и погрузить воображение в волшебство событий своей книги.