Вероника Иванова – «(На)следственные мероприятия»Рецензия (c) Максим Автор: Вероника Иванова
Название: «(На)следственные мероприятия»
Скачать бесплатно: Вероника Иванова – «(На)следственные мероприятия»Аннотация: Когда мир и покой целого города висят на волоске, причем одного-единственного человека, казалось бы, нет ни времени, ни возможности заниматься семьей и домом. Но, как нарочно, мафиозные разборки упорно переходят из противостояния двух сторон закона в выяснение родственных и дружеских отношений… А впрочем, что удивительного? Ведь «коза ностра» – это прежде всего «дела семейные».
Рецензия:Эта книга имеет любопытную предысторию. В 2006 году по воле издательства «Альфа-книга» и Божиим попущением свет увидел фантастический роман «Ко(с)мическая опера» о смешных приключениях двух полицейских. Роман этот я не читал и, говоря по правде, не собираюсь. Причины тому в основном субъективные, но это нисколько не умаляет их значимость. Во-первых, обложка, наводящая на определенные мысли своей неприкрытой мультяшностью. Не буду ничего комментировать, просто покажу (а вы привыкайте, картинок здесь вообще будет много):
Во-вторых, псевдонимы авторов - Рональд Уэно и Асия Уэно – звучат для нашей средней полосы как-то уж слишком претенциозно. Такое впечатление, что авторы не пишут о событиях на другой планете, а сами вещают с какой-то другой планеты. А тут еще небезызвестный в определенных кругах видеоблоггер Badmaestro
сказал свое веское слово. Всё это в совокупности рождало смешанные чувства, среди которых особо выделялась настороженность. Это уж потом в сети прошла информация, что перспективная писательница Вероника Иванова имеет к этой катавасии самое прямое отношение, ибо она и Рональд Уэно – одно и то же лицо. Это уж потом Асия Уэно передала Рональду-Веронике все права на продолжение истории и тихой сапой вышла из игры. Фанаты в затылке почесали, но почтения к своей любимой писательнице не утратили – на то они и фанаты. И вот в 2012 году появилась-таки вторая часть, где оформление, как видите, кардинально изменилось. И обложка стала более традиционной, и имя с фамилией на обложке вполне нормальные, русские, и Badmaestro вроде пока молчит. А значит, есть причина надеяться если не на шедевр, то на вполне занимательный веселый детективчик без излишнего погружения в детство. Так или иначе, с капитанами Амано Сэна и Морганом Кейном из Отдела Специальных Операций я начал знакомство именно сейчас, с романа «(На)следственные мероприятия». И что же я имею сказать по этому поводу?
Поначалу читать интересно, а кое-где даже смешно. Разве что вступление смотрится несколько диковато. Познакомить читателя со старыми героями можно было как-то менее экзальтированно, то есть без ударения бедолаги Мо о баскетбольный мяч с последующей амнезией и внезапным исцелением. Ну ладно, проехали. Однако уже к концу первой главы появляется столько вопросов, что списать их на условности комедии положений нельзя при всём желании. Это у вас что, полиция такая? А это у вас что, мафия такая? А это что за инфантильные придурки в машине припираются? Ах, это сотрудники Отдела спецопераций на дело выехали? А это что за клоуны вокруг бильярдного стола собрались? Ах, это начальник Управления Городского Правопорядка со своими подчиненными думу о народе думает? Как бишь его там?.. Алексъей Викторовъич Артанофф? Я, я, дас ист фантастиш! Фрау Баляляйка из «Черной лагуны» просто в коридоре курит. И объясните, наконец, почему весь этот балаган происходит в будущем и на другой планете? Какие внешние признаки этого мы можем наблюдать вокруг, кроме парочки авторских намеков? И самый главный вопрос: что это за планета такая удивительная, где офицеры спецподразделения полиции лично выезжают на поиски потерянной кофейной ложечки известного модельера? Если вы не поняли, поясняю: кофейная ложечка это не погоняло местного вора в законе и не реликвия из музея – это просто ложка, предмет посуды.
Цитата:
– У хозяина всего этого… – Морган взял паузу, чтобы подобрать подходящее слово, но вскоре безнадежно махнул рукой и продолжил: – В общем, у хозяина пропала его любимая кофейная ложечка. Без нее, сам понимаешь, творить моду дальше просто-таки невозможно.
Словно в подтверждение его слов, из огромных дверей, открывающих вид на целую анфиладу комнат, вырвался вихрь, состоявший, впрочем, из одного-единственного человека, заламывавшего руки, а также по возможности другие части тела, и причитающего что-то то ли просто на французском, то ли на французском непечатном.
Увидев новые лица, месье Клод Дюпре подлетел к нам. Вернее, уже только ко мне, потому что Морган удивительно вовремя отступил назад и смешался… Нет, скорее спрятался за ширмой, сложенной из статичного беспорядка и судорожно перемещающихся по помещению моделей.
– Мон дье, только не сейчас! – Модельер схватил меня за рукав. – Умоляю, только не сейчас, когда я в таком состоянии… Вы, несомненно, имеете все необходимые достоинства, чтобы содействовать мне в моем титаническом труде, но в эту минуту я не могу ни здраво оценить вашу уникальную красоту, ни сосчитать до пяти! Умоляю вас, вернитесь немного позже. О нет, что вы, я вовсе вас не прогоняю, если пожелаете, ждите здесь, но… – Он горестно обвел рукой комнату. – Это не место для таких людей, как вы и я.
Да уж, если такое и возможно, то только в далекой-далекой галактике. Невообразимо далекой. Ох, писательницы, нет на вас оперуполномоченного Гоблина-Пучкова.
Стоп-стоп, дорогие читатели, не торопитесь кидать в авторшу камни. Давайте для начала разберемся, что собственно за книга попала к нам в руки, в чем её изюминка. Лично я это понял не сразу. А когда, наконец, понял (произошло это примерно на этапе внедрения капитана Кейна в мафиозную группировку), то мне открылась истина: все вышеизложенные претензии к логике и фактам - пустое сотрясание воздуха, и шансов быть услышанными имеют не больше, чем лекция по термодинамике на веселом маскараде. Не детектив писала Вероника Иванова и уж тем паче не фантастику, хотя формально эти элементы в книге присутствуют. Просто есть, товарищи, такая профессия: аниме для Родины сочинять! Перед нами, если угодно, литературный эксперимент. Достаточно дерзкий и поэтому вызывающий невольное уважение. Суть эксперимента: попытка перенести на литературную основу жанр, изначально построенный на визуализации. И когда осознаешь это в полной мере, то хочется вернуться назад к первой книге и попросить прощения за снобизм. Я не читал её, но уверен: она была честнее. Хотя бы с точки зрения циничного маркетинга. И волосатик в джинсах, и кавайная девочка на скейтборде, и авторские псевдонимы с окончаниями «о» - это всё, конечно, бредово, но бред тот от сердца. И он всяко ближе к правде, чем хлопец в плащ-пальто, похожий на Данилу Багрова из «Брата-2», на фоне красного «Запорожца».
Не ищите в этой истории того, чего там де-факто нет: детектив – откровенно слаб, фантастика – в зачаточном состоянии. Аниме и еще раз аниме – вот что нужно отчизне сегодня по мнению Ивановой. По крайней мере, это единственная версия, которая способна внести стройность во все эти мероприятия - следственные и наследственные. В каком еще жанре кроме аниме полиция не только не борется с мафией, но напротив, пытается обеспечить её стабильность, помогая одному из претендентов занять престол главы клана? В каком жанре кроме аниме претендентом на престол главы клана может стать кроткая школьница в очках, воспитанная в строгой семье? Где ещё в несовершеннолетнюю инфанту может беззаветно влюбиться один из главных героев – тридцатилетних мужиков? И слово «педофилия» при этом не произносится, наоборот, говорится о самых искренних и нежных чувствах, ибо то, что для других жанров статья УК, для аниме – неотъемлемая часть сути. В каких еще далях кроме аниме начальник Управления Городского Правопорядка по фамилии Артанов имеет в подчинении тетку по имени Барбара фон Хайст и ласково величает её Варварушкой? А уж глава мафиозного клана здесь непременно почтенный старичок в кимоно, хранитель традиций, и зовут его Тору-сама, и семья его Ишикава, и один из главных героев - его родной внук. Именно Тору-сама и никто другой разрулит ситуацию в самый критический момент. Еще не лишним будет отметить работу правоохранительных органов: в романе «(На)следственные мероприятия» полиция достигает своей цели в основном благодаря импровизации, реже – благодаря интуиции и практически никогда – с помощью планирования и профессионализма. Здесь не ведают таких глупостей, как экспертиза, сбор улик, опрос свидетелей и прочая муть. Кому это на фиг нужно в аниме? Здесь стратегия прет на стратегию, хитрость – на изворотливость, и главный вопрос, не кто преступник, а кто кого сумеет переиграть.
А уж какие типажи здесь встречаются – просто классика жанра. Чего стоят одни лишь подручные инфанты Элисабет:
Цитата:
Рядом с девочкой, загораживая от моего взгляда примерно половину тоненькой фигуры, возвышалась громада, именуемая, если верить досье, Диего Ривера Хименесом. Парень был высокий, годами старше Элисабет примерно вдвое, и вообще большой во всех отношениях. Кроме интеллекта. Впрочем, мозговым центром как раз этой парочки ему не суждено было стать ни при каких обстоятельствах.
Цитата:
Поблизости виднелся еще один товарищ моих новых знакомых. Товарищ по несчастью, я бы даже сказал. Личность в длинном, не по росту, и условно белом халате, имевшая на голове прическу, словно вышедшую из-под моей собственной расчески. С той лишь разницей, что вихры выглядели покороче и часть их явно была опалена. Может, газовой горелкой, может, взрывом химреактивов в лаборатории. А другая часть, оставшаяся в неприкосновенности, обесцвечена. Что характерно, и этот, второй приятель девочки, был намного старше ее: колледж-то уж точно закончил. А вот далее биографическая справка о карьерном пути Ли Брэндона скромно замолкала, потому что упомянутый субъект не числился на работе ни в одной легальной организации.
Брутальный тупой телохранитель и талантливый ученый-недотепа. Это не просто штампы от аниме – это в некотором роде столпы аниме, выкованные в его горниле в незапамятные времена. Круче смотрелась бы только команда супергероев в стиле сэнтай.
Кстати, о героях. В свете выше изложенного передо мной, как рецензентом, стоит нетривиальная задача. Сложно охарактеризовать словами произведение, которое в эпистолярном жанре, строго говоря, случайный гость. Ведь аниме это, прежде всего, мир тонкого символизма на уровне слуха и зрения, мир, который воспринимается сферой чувств. Его нужно видеть или, по крайней мере,
представлять (как в нашем случае), а рассказывать о нем это как целоваться в противогазе. Итак, вы хотите персонажей? Их есть у меня. Главный герой капитан Морган Кейн наверное мог бы выглядеть как-то так:
Его напарник Амано Сэна – приблизительно так:
Ну и какое же в аниме без няшных девушек! Они здесь тоже ярко представлены. Приветствуем Элисабет Арагона – несовершеннолетнюю кандидатку на пост главы мафиозного клана:
А вот так могла бы выглядеть Адвента, приемная дочь Моргана Кейна:
А для тех, кто возбуждается от дамочек посолиднее, приятным сюрпризом окажется художница Алессандра Манчини:
Прошу понять меня правильно. Вся эта картинная галерея – не попытка упростить себе жизнь и не насмешка над уважаемыми читателями. Просто такая форма подачи информации в данном случае самая адекватная. Наибольшей глупостью с моей стороны будет сейчас начать перечисление характеристик того или иного героя. Аниме это в первую очередь мир визуальной эстетики, и только в десятую – мир фактов. А если вы представляете героев как-то иначе, никто не запрещает вам откорректировать их образы в собственном воображении.
Аналогичная ситуация с сюжетом. Если говорить коротко, это приключения двух следователей: одного гламурного и одного – не очень гламурного. А если подробнее… А вот подробнее как раз не стоит по той же самой причине: попытка донести до читателя сюжетную канву повествования есть затея априори бестолковая. Ибо с точки зрения здравого смысла, а тем паче детективной логики всё происходящее на страницах книги суть ересь и поношение. Те, кто все-таки намерен прочесть, лучше просто возьмите и прочтите – не забивайте себе голову заранее. Достаточно будет сказать, что закончится всё вот так:
Миленько, очень миленько.
Трудно сказать, как вся эта кавайная разлюли-малина смотрелась бы на экране видео (может быть, и ничего), но вот в виде букв на бумаге она идет тяжело. Легкости книге не хватает, легкости. Не будем забывать, что изрядная часть поклонников аниме это подростки, причем такие, которые при слове «литература» не впадают в благоговейный трепет. Наверняка эти ребята бросят чтение на второй главе со словами: «Многа букафф, ниасилил». И будут в чем-то правы. «Букафф» действительно много. К середине повествования зубы начинает сводить от рассуждений главных героев о себе и своем напарнике, от их инфантильного самокопания. «Суровым челябинским» тестостероном здесь даже не пахнет, можете не надеяться. Словно не сотрудники полиции перед нами, а два мальчика эмо, которых шутки ради снабдили жетонами, оружием и послали на улицу вершить добро. Но когда включается действие, становится не лучше. Такое впечатление, что некоторые эпизоды поместили в книгу просто для объема. Скажем, историю с пропавшей ложечкой месье Дюпре можно было свободно выкинуть из романа, чтобы не позориться, а заодно и самого Дюпре с его модельным бизнесом. Эпизод с санитаром эмпатом тоже сварганен исключительно для красоты, на основную сюжетную канву он не влияет никак, но Иванова, очевидно, решила, что с эмпатом будет круче, чем без него.
Да, сюжет в аниме действительно не имеет жестких рамок. Здесь допустимо всё, включая совокупляющихся андроидов и танцующих лезгинку суккубов – если это гармонично скомпоновано. Но этот ядреный коктейль в аниме обычно компенсируется эффектной и динамичной картинкой. Изяществом кадра, если угодно. В данном случае эту роль должна была сыграть стилистика, ибо именно она помогает нам нарисовать яркие образы в своем воображении. То есть к языку здесь должны предъявляться повышенные требования. И тут снова возникают проблемы. Язык простецкий, нарочито примитивный, я бы даже сказал, сермяжный. Нет, его ни в коем случае не назовешь безграмотным (мелочи вроде фразы «странные странности» в расчет не берем). Просто, учитывая заявленный концепт, это как-то неуместно. Кроме того, Веронике очень нравится по поводу и без повода разрывать многоточиями предложения:
Цитата:
Впрочем, этот модельер как раз имел полное право на кучу мозговых завихрений, потому что его коллекции оказывались неизменно гениальными вот уже… Дайте-ка сосчитать. Ну да, на протяжении семи сезонов.
Цитата:
Может быть, он даже дал бы волю поэтической натуре своих далеких предков и сочинил бы… Как это называется? Хокку… хайку… в общем, ни хрена не рифмованные строчки, смысл которых лично я улавливаю только при содействии некоторого количества саке. Ну или чего-нибудь попроще и позабористее.
Цитата:
Эх, напарник, напарник, за что же ты меня так…
Подставил. Да еще отдавил половину тела, хорошо хоть не самую лучшую.
Цитата:
Пройдя через три ряда охраны, мы вошли в… Ну да, в лифт.
Вот объясните мне, деревенщине, почему нельзя было просто написать «мы вошли в лифт»? Наверное, потому что так понтов меньше.
Еще пару слов хочется сказать про горячо любимый народом яой. Так уж получилось, что это понятие и роман «(На)следственные мероприятия» в сознании общественности связались неразрывно. На литературных форумах каждый второй читательский отзыв на эту книгу почему-то содержит в себе упоминание яой. Спешу развеять нелепые слухи. Если под яой понимается (цитирую википедию) «жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами», то ничего похожего в книге нет. Что же там есть? А есть там двое пацанчиков, вполне себе гетеро, над которыми все окружающие от мала до велика постоянно подшучивают, намекая на их чересчур дружеские отношения. Чем вызваны эти скабрезности, я понять не смог, увы-увы. Но даже если такие шутки вас забавляют, вынужден разочаровать: в тексте их очень немного, и погоды они совершенно не делают. В среднестатистической российской казарме подобного юморка обычно в несколько раз больше. Так что гомофобы на сей раз могут спать спокойно.
Возможно, друзья мои, вас интересует, что же ожидает героев в финале. Не тревожьтесь, всё у героев будет хорошо. Даже слишком, если учесть, что формально перед нами фантастический детектив. И у полиции всё будет хорошо, и у мафии всё будет хорошо, и будут они жить долго и счастливо, но не умрут в один день, поскольку мафия бессмертна. И сеньора Элисабет займет-таки причитающийся ей престол королевы клана, и дедушка Тору-сама наведет долгожданный порядок в своем семействе, и тетушка Барбара получит свою долю аплодисментов от Артанова в бильярдном кабинете. И брачный союз будет заключен, и неудачник Мигель Мартинес заявится на помолвку с целью испортить торжество, но получится это у него так жалко, что лучше бы он не пытался. И капитал Кейн влипнет в очередную неприятность, связанную с погашением долгов по кредитам, и сиганет, наконец, из окна офисной башни к восторгу публики, но Амано успеет его поймать. Поэтому у них тоже всё будет хорошо. И у нас с вами, дорогие читатели, всё будет хорошо – если мы купим эту книжку в мягкой обложке. Хотя можно этого и не делать, у нас и так всё будет хорошо, ведь правда?
Итог: Книга из категории «строго для фанатов». Если вы поклонник Вероники Ивановой
и аниме – почитайте, вам понравится. Если вы поклонник Вероники Ивановой
или аниме – тоже можете рискнуть, но шансы получить удовольствие снижаются вдвое. Остальным
саёнара, как говорят у нас на Псковщине.