Андрей Круз – «У Великой реки» Рецензия (c) Максим Автор: Андрей Круз
Название: «У Великой реки. Поход», «У Великой реки. Битва»
Серия: «У Великой реки»
Скачать бесплатно: Андрей Круз – «У Великой реки. Поход»Скачать бесплатно: Андрей Круз – «У Великой реки. Битва»Аннотация: Когда-то пересеклись миры, чуть не разрушив друг друга. Мир наш, привычный, столкнулся с миром другим, в котором магия обычна, а боги надзирают за людьми и прочими населяющими его расами. И остался от нашего мира в том изрядный кусок. Но только история совсем не об этом, потому что с тех пор прошло двести лет, и все это уже быльем поросло. А история о том, как живущий в мире Великой реки бывший драгунский унтер, а ныне охотник на нечисть, нежить и прочих чудовищ, за свои же собственные деньги влип в такую историю…
Рецензия:Для разгона несколько цитат:
Цитата:
Револьвер у меня по конструкции американский, еще из той Америки, настоящей, которая была в мире, откуда мы все, «пришлые», взялись. Изначально производился компанией «Смит и Вессон» и именовался «Моделью 58». Сейчас его в Царицыне делают. Двадцатисантиметровый ствол и шестизарядный барабан. Игрушка увесистая, и хоть с компактностью у нее посредственно, зато она мощная и безотказная. Для ближнего боя, если ты хороший стрелок, очень хороша, как молотом колотит. А я стрелок хороший. Очень.
Цитата:
Те же винтовки с продольно-скользящими затворами, дробовики, револьверы, пулеметы устаревших конструкций, все продавалось в любых количествах. Разве что пулеметы исключительно аборигенским армиям, а все остальное — кому попало. Все баронские дружины, все эльфийские партизаны, все разбойники с большой дороги, все пользовались старыми добрыми «Мосиными», «Маузерами» и «Энфилдами», где после каждого выстрела надо было передернуть затвор (у нас предпочли велосипед не изобретать и копировали старые системы, благо из старого мира хоть по одному экземпляру каждой, но провалилось). А вот самозарядное оружие продавалось только подтвержденным союзникам, да и то по большим праздникам. Пушки только крепостных типов, если гномам, или маломощные. Броневики исключительно пулеметные, и пулеметы калибром не выше восьми миллиметров.
Цитата:
Вдоль дальней опушки возле лошадей выстроился целый драгунский эскадрон, сила немалая. Посреди поляны стояли три «Горыныча», самоходных сто пяти миллиметровых гаубицы на шасси трехосного БТР-5. Стволы задраны вверх, возле машин суетится прислуга. С ними еще один БТР-5, с одинарным ПККБ в башне, Командирский и боевое охранение батареи. Два двухосных БТР-4, заляпанных камуфляжными пятнами, стояли поодаль. Возле одного из них стояли, склонившись у раскладного столика, несколько офицеров, мудрящих над картой, судя по всему. Второй бронетранспортер был интересней. Возле него стояли двое, мужчина и женщина, в черной форме с серебряными погонами, в небрежно наброшенных на плечи летних офицерских шинелях, разговаривающие друг с другом, а возле них четверо бойцов из ведомства контрразведки с егерскими СВТЕ.
Цитата:
На колышке были стабилизаторы. Один спереди, второй — сзади, в том месте, где торец колышка входит в гильзу двенадцатого калибра. Крылья переднего стабилизатора направлены остриями назад, а заднего — вперед. С такими штуками стрела застревает в теле насмерть, ни назад не выдернуть, ни вперед протолкнуть. Ну и затем пыж с пороховым зарядом. Каждая такая стрела вставляется в ствол дробовика подобно обычному патрону, а затем выпаливается в неприятеля. Лучше и надежней любого арбалета. И перезаряжать относительно быстро. А в случае чего, можно и обычным патроном пальнуть, ружье ведь самое стандартное, тверской работы, разве что блок стволов гномий, от Дарри, без дульного сужения.
А теперь, малыши, давайте-ка дружно скажем Дедушке Морозу, кто является автором этих строк? Хором, три-четыре! Можно было и не спрашивать, правда? Воистину, птицу узнаешь по перу.
Нет, я всё-таки не могу понять главного: зачем такому человеку как
Андрей Круз вообще понадобилось влезать в дебри эпистолярного жанра? Зачем этому уважаемому и обеспеченному господину, владельцу ряда оружейных магазинов и стрелкового клуба, крупному специалисту по вооружению и военной технике лавры писателя-фантаста? Дались они ему… Если уж рука так тянулась к чернильнице, почему он, например, не сделался составителем энциклопедии по современному или раритетному стрелковому оружию? Уверен, это была бы великолепная энциклопедия. Или что ему мешало стать автором нового учебника по баллистике, а при должном старании - новатором в данной науке? Вы не поверите, но в рассматриваемой сегодня книге есть целая глава № 10, которая полностью (да-да, полностью!) посвящена этой теме. При этом обсуждаемые там калибры, сердечники и пулевые стабилизаторы не влияют на последующий сюжет решительно никаким образом, они там просто есть. И я не устану повторять, что самая удачная часть дилогии «У Великой реки» это
глоссарий с иллюстрациями - говорю это без малейшей издевки и сарказма. Глоссарий - это именно то самое, которое «Must read», жаль нельзя оценивать его отдельно. И его-то я как раз настоятельно рекомендую прочитать всем, особенно тем, кто интересуется историей оружия и военной техники. Ярко, доступно, познавательно. Это особенно заметно на фоне всей остальной дилогии, которая в целом стойко колеблется между ТВО и Середняком. И именно наличие глоссария подвигло меня накинуть полбалла и решить дело в пользу более высокой оценки. Так что же подтолкнуло Андрея Круза осваивать художественную литературу, где фантазия и интуиция ценятся порой гораздо выше объективных знаний? Какой демон понес его на эти галеры?
И знаете, что обиднее всего? Обиднее всего, что автор растет. Нет, правда. Я открывал книгу, предполагая обнаружить тоску а-ля Resident evil про гуляющих зомби, каким же облегчением было убедиться, что ничего подобного в новой саге нет. И книгу действительно можно разок прочесть, причем свободно, а не под дулом револьвера. И панорама, развернутая автором перед нами, это не очередное средневековье с очередным «попаданцем» во главе. Конечно, идея пересечения миров сама по себе не нова, но и не заезжена до степени зубовного скрежета, а уж в версии, преподнесенной Крузом – вообще редкость. Итак, двести лет назад наступил большой вселенский тарарам: прошла мимо Земли ужасная комета, вызвав так называемое Пересечение сфер. Хляби разверзлись, твердь земная содрогнулась и часть нашего привычного мира (устье реки Волги, а также ряд прилегающих городов: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Царицын и кое-что по мелочи) перенеслась в иную реальность – в ту самую, где правит магия, где обитают эльфы с орками и прочие славные ребята, воспетые Профессором. Однако, оказавшись в новом мире, переселенцы из нашего не ударили в грязь лицом, ведь вместе с огромной территорией в мир меча и магии перенеслось немало заводов, предприятий, лабораторий, квалифицированных кадров и иных полезных ресурсов. Пришлые быстренько сориентировались в обстановке и начали осваиваться, вести экспансию, параллельно одаривая аборигенов оружием и новыми технологиями.
С тех пор прошло двести лет. «Пришлые» стали частью магического мира и такой же частью его стали привнесенные ими знания. Гномы ездят по пещерам на электрокарах, эльфы стреляют из карабинов, князья разъезжают на «виллисах» и броневиках. В таком эклектическом состоянии мы и застаем мир Великой реки и проживающего в нём охотника за нечистью Александра Волкова – главного героя. Согласитесь, начало внушает оптимизм. А если вы не поленились и уже заглянули одним глазком в предложенный глоссарий, то могли убедиться, что мир действительно уникален и продуман буквально до мелочей. Вплоть до того, кто производит комплектующие к оружию, кто – порох, а кто – гильзы установленного калибра. И почему производят именно те, а не эти, тоже объясняется во всех подробностях. Многообещающе.
А вот теперь самое время остановиться, закатать губу и вспомнить, что автором саги является не Далин, не Дивов и даже не Пехов, а Андрей Круз – со всеми вытекающими для читателя последствиями.
Цитата:
Я изо всех сил затянул толстую пеньковую веревку на длинном брезентовом свертке, уложенном вдоль кузова, отдуваясь и упираясь в него ботинком. Из свертка пахло кисло и гнилостно, снизу брезент промок. Я подумал, что брезент придется выбрасывать, такие запахи обычно еще и въедливые, держатся долго, давая возможность насладиться ими вволю. Ладно, вставлю его в счет, что выставлю конторе градоначальника, когда груз довезу до них. Придумали тоже систему учета! При прошлом городском голове хватало нескольких фотоснимков, даже пленки с негативами, а новый голова порядки поменял. На выборах он пообещал бороться с разбазариванием городского золота, вот теперь и заявил, мол, охотники и подделать могут фотоснимки, с них станется, так что, сказал, нехай они свои трофеи прямо сюда (в управу великореченскую, в смысле) везут. А уж тут мы их будем по счету принимать.
Вы только что прочитали первый абзац первой главы первого тома произведения. Если вы думаете, что это такой своеобразный зачин, а за поворотом уже поджидает увлекательный эпос, полный нравственного борения или тонкой самоиронии, закатайте губу ещё раз. На протяжении обеих книг главный персонаж будет заниматься ровно тем же самым, то есть собиранием/выполнением квестов и получением хабара тем или иным способом. Квесты будут большие и малые, занимательные и примитивные - но это будут квесты и ничего более. Иногда ассоциации с компьютерной ролевкой доходят просто до смешного: герой едет по дороге. Заезжает в селение. Заходит в трактир. Получает задание. Выполняет. Сдает. Получает награду. Едет дальше. Связи с основным сюжетом – ноль, просто побочный квест, как и было сказано (см., например, главы с 28 по 33, очень в этом плане показательные).
Вторая особенность произведений Круза – это форма подачи информации. Не секрет, что многих авторов-недоучек часто обвиняют в некомпетентности, в незнании материала, о котором пишут, в неумении сложить два и два. И винтовки у них отдачу не дают, и в магазине 1380 патронов, и вода в радиаторе не замерзает ни при каких морозах. У Круза – обратная ситуация. Он, если мне будет позволено так выразиться,
слишком много знает. И совершенно не стесняется вываливать на бедного читателя свои знания по поводу и без оного, тем самым нивелируя их ценность. Но то ещё полбеды, а главная беда в том, что все мелкие знания сознательно или несознательно выдаются за знание высшее. Возможно, это делается не нарочно, просто такое создается впечатление. Инструкция как выжить в лесу или как правильно торговаться с подрядчиком это, конечно, очень ценные сведения, но если ими кто-то не владеет, он еще не обязательно ботаник. На одних суровых челябинских парнях свет клином не сошелся. И конечно же, не будем забывать о приводах грузовиков, боекомплектах БТР, калибрах гаубиц и ТТХ самых различных ружей – всё это прет на читателя с каждой второй страницы, доходя до степени феноменальности.
Сей феномен крузовских книг понять не так просто, как кажется. Попробуем обстоятельно в нём разобраться. Если посмотреть широко, то миры Андрея Круза (и мир Великой реки в том числе) это такая огромная страна вещей. Оружия, транспорта, обмундирования, имущества, ГСМ, инструментов, утвари… Предметов важных и в принципе полезных, но исключительно неодушевленных. А между этими важными и полезными предметами мечутся невразумительные существа, в просторечии именуемые людьми. Человек является придатком машины (пушки, станка, винтовки) и никакой самостоятельной ценности не имеет – в лучших традициях технократизма. Если бы Крузу стукнуло описать житие святого Сергия Радонежского, это житие состояло бы из следующих элементов: одежда Сергия (размер, материал, где достали, на что выменяли – всё в подробностях); трапезная Сергия (материал и размер стола, посуды, меню в пост и вне поста - всё в подробностях); келья Сергия (на чем спал, чем укрывался, какая была мебель, из чего делались свечи и прочее). А если бы преподобный Сергий – не дай Бог! – хоть раз в жизни носил при себе оружие (даже простой нож или плотничий топор), этому оружию была бы посвящена отдельная глава. Ну и что вы после этого хотите? Вы всерьез надеетесь, что охотник на чудовищ Саня Волков будет похож на Геральта из Ривии с его гамлетовским клубком внутренних противоречий? Окститесь. Нет у Сани никаких противоречий – он хабар собирает.
И пусть вас не смущает, что в дилогии «У Великой реки» на заднем плане даже присутствуют какие-то боги и какая-то магия. На самом деле материализм здесь воплощен в той максимальной степени, в какой он только может быть воплощен в рамках фэнтези-мира. Бытие не просто определяет сознание – оно его придавливает всей своей бытийной задницей так, что и не вздохнешь. Движение общества вперед осуществляется исключительно за счет улучшения средств производства – в точности по Марксу. Орудия труда видоизменяются, технологии совершенствуются, производство расширяется. Тверское княжество выпустило такую-то продукцию, гномы – такую-то, вместе собрали такой-то агрегат. И всё подробно, обстоятельно, иногда по нескольку раз для особо тупых. Нам расскажут, кто с кем торгует, кто кого и каким сырьем обеспечивает, а кто в какой сфере монополист (например, «пришлые» являются монополистами бездымного пороха, и нам раз пять объяснят, по какой причине). И во всём этом бульоне производственных и товарно-денежных отношений плавает сам главный герой, полностью ему, бульону, соответствуя. Всё время, свободное от выполнения квестов, он занят размышлениями на тему, где достать, у кого выменять, куда съездить, какие колесики подмазать. Волков умудряется заключать взаимовыгодные сделки даже когда трахается, и это вовсе не шутка:
Цитата:
С Варой мы договорились к взаимному удовольствию. Во всех смыслах. Я вот с гномой впервые в жизни, и очень, знаете… В общем, совсем человеческая девка. Крепкая и здоровая, меня изъездила, можно сказать, а сама хоть еще на столько же готова. А заодно динамит купила, и насчет патронов договорились. Из моего пороха с капсюлями и гномских гильз сделают несколько ящиков, и я их Бороде сбуду. А в следующий приезд деньги привезу. Сорок пять от прибыли мне, сорок пять изготовителю, а десять… Ну, вы сами все слышали.
Кстати, о главном герое. Он тоже прекрасно укладывается в крузовскую концепцию, где вещь первична. Что мы в сущности знаем об Александре Волкове, кроме того, что он охотник? Да ни шиша не знаем. Вернее, не совсем так – мы знаем о нём очень многое. Мы знаем: в каком доме он живет (дом описан тщательнейшим образом от потолка до бани), в какой одежде он ходит (описана тщательнейшим образом от макушки до пят). Еще нам абсолютно всё известно про его автомобиль:
Цитата:
Был небольшой везедходик, который именовали «козлом» за его прыгучесть, и «виллисом», больно уж он был похож внешностью на некоего прародителя двухвековой давности и не из этой жизни. Такая же простота, ни дверей, ни крыши, кузов сварен из гнутого стального листа и посажен на могучую раму из стального же профиля. Хорошая была машинка, даже не слишком старая, ей лет семь всего было, когда я ее перекупил у приказчика одного тверского купчины, но вот одна беда — привод был у нее только на задние колеса. Пожадничал купчина, когда приказчику машину подбирал, сэкономил рублей двести золотом. А мне такое дело никак не подходит, по моим делам во всякую глушь иногда забираться приходится. Мне без полного привода никак и никуда. Большие колеса «козла» вкупе с немалым клиренсом еще выручали, но как говорится, все не то, все не то…
Нет, это не описание его нынешней машины - это описание машины, которая у героя была когда-то раньше. Описание машины нынешней занимает едва ли не страницу и приводить его здесь нецелесообразно. Про оружие и снаряжение даже говорить как-то неловко – просто вспомните, кто является автором книги, и все вопросы отпадут. Остался вопрос главный: а где же собственно человек? «Где, где»… В Караганде. Многие в своё время ругали пеховского стража Людвига за недостаточную глубину образа. Ну, братцы, это смотря с кем сравнивать. При всех своих тараканах Людвиг ван Нормайенн хоть о чём-то мечтал кроме прошприцованной подвески на своей полуторке, хоть к чему-то стремился кроме экономического эффекта. И в душе его нет-нет да и возникали настоящие моральные дилеммы. Проводить же параллели с Геральтом из Ривии не стану ввиду кощунственности самой подобной идеи.
А если главный герой таков, что требовать от персонажей остальных? Колдунья Маша, тифлингисса Лари, гном-шоферюга Орри – они не то чтобы дурны или слабо проработаны, вовсе нет. Даже неплохо проработаны, пожалуй. Просто в рамках крузовской концепции это никакого значения не имеет. Герой не важен – важны предметы, его окружающие. Вам интересно, какой пистолет выдали Маше, когда они выезжали из Великореченска? А в какую куртку была одета Лари? Если и впрямь интересно, откройте главу 22 и сами прочтите, а я пас.
Что касается языка, то он тоже образностью и глубиной, мягко говоря, не поражает. Тавтология, орфографические и речевые ошибки – это ладно, это толковому корректору исправить под силу. Не ладно, что сам стиль автора какой-то уж слишком простецкий:
Цитата:
Привык все в одиночку, вот и косячу через шаг.
Цитата:
Гражданский покупатель каждым патроном оплачивает еще один, оставшийся у военных. А покупатель сторонний, абориген или нелюдь, оплачивает целых полтора. В общем, не халява.
Цитата:
Однако, в жизни некромантовых свиней есть еще дополнительные опции.
Ну да, вы всё правильно поняли - язык шудры. Но опять-таки не простого, а от Андрея Круза, то есть шудры сметливого и домовитого. Который всегда в курсе где чё почём, а также в какой анус нужно залезть, чтобы получить выгодную скидку. Он, кстати, и залезает, один раз даже в буквальном смысле (см. главу 9).
Ну и конечно, фирменная фича Андрея Круза – философия мелкопоместного милитаризма. Вкратце гласит: если у тебя, чувак, есть крутая пушка, то всё у тебя, чувак, будет тип-топ. Ну просто по любому. Маленькие проблемы решаются с помощью маленьких пушек, крупные – с помощью крупных. А если нет у тебя, чувак, крутой пушки, то срочно иди ею запасайся, иначе ты лох. Вот собственно и всё. Кто читал хоть одну книгу Круза, тот в курсе. У него это везде и по-видимому навсегда.
Хорошо всё это или плохо? Ну как сказать… Как концепт – почему бы и нет? И я ещё раз готов повторить: книга вполне пригодна для разового прочтения. Скажу больше, даже в этом киселе попадаются порой эпизоды-жемчужины. Эльфийские рощи, зачищаемые с дирижаблей с помощью напалма – это сильно, славная насмешка в сторону «толкиенутых». А уж гном в кожаном реглане за рулем броневика – это просто шик, за это простишь всё на свете. Но! Если бы за всем этим стояло хоть что-то кроме рекламы огнестрельного оружия. Хоть какой-нибудь второй смысл. Ну пусть не смысл – пусть ма-аленький смыслик. Ведь возьмись за разработку такого самобытного мира автор повесомее, шедевр мог бы получиться, а так… развлекуха на вечерок. Если же перед нами роман как бы юмористический (эдакий гротеск на тему технофэнтези), то почему в этом «юмористическом» романе на каждой третьей странице убийство, а на каждой двадцатой – жестокое убийство? Опять же для принадлежности к веселому жанру стёба и самоиронии в книге всё же маловато, а «суровых челябинских» рож – всё же многовато.
Итог: Перед нами дилогия, написанная Андреем Крузом. Со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Дальше решайте сами. Некоторым пацанам должно понравиться, особенно если они без ума от винтовок и карабинов. А я… не знаю, уже старый, наверное.