Виталий Забирко - «Мы пришли с миром...» Рецензия (c) Максим Автор: Виталий Забирко
Название: «Мы пришли с миром...»
Скачать бесплатно: Виталий Забирко - «Мы пришли с миром...»Аннотация: Жил себе не тужил Денис Егоршин, кукольных дел мастер, приспосабливался потихоньку к новым рыночным временам — вырезал деревянных Буратино и продавал их по сходной цене, за что и был прозван товарищами по цеху папой Карло. В один прекрасный день очередная заказанная мастеру кукла внезапно оживает и отправляется бродить по городу, приводя людей в состояние шока. Мало того, оживший Буратино и говорить научился, а это означало, что круг его знакомств будет расширяться. Ну как тут не подумать, что поработали инопланетяне!
Разумеется, все происходящее не укрылось от ФСБ и ее организации «Горизонт», занимающейся изучением контактов с представителями внеземных цивилизаций.
Приходят ли они на нашу планету с миром? Вот в чем вопрос, на который предстоит ответить невольно вовлеченному в столь странные события Денису Егоршину и ретивым сотрудникам ФСБ.
Рецензия:Возможно, некоторые читатели, ознакомившись с романом Виталия Забирко «Мы пришли с миром...», назовут его одним из истинных продолжателей дела братьев Стругацких. Это будет несомненно лестный титул. И совершенно ошибочный. Но обо всем по порядку.
Употребляя роман «Мы пришли с миром...», нужно, прежде всего, быть крайне осмотрительным по отношению к своим первичным ощущениям от прочитанного. Если где-нибудь на двадцатой странице вам показалось, что книга категорически не нравится и вообще это не ваше – не спешите бросать, всё еще может измениться. Но если на этой же двадцатой странице вы воскликнули «Рулёз! Круто! Вау! Аффтар, пыши исчо!» - опять-таки не торопитесь с выводами, всё еще может измениться. Забирко подобно хорошему иллюзионисту очень умело манипулирует вектором внимания своих читателей. Сначала он ловко и профессионально показывает нам фокус на тему взаимодействия с чужеродным разумом, заставив поверить в чудо, затем не менее профессионально раскрывает секрет этого фокуса, затем дает понять, что секрет оказывается был совершенно в другом, затем выясняется, что секрета вообще никакого не было (мы просто не туда смотрели), а в результате после всех разоблачений желание верить в чудо все равно сохраняется.
При всех заявленных этических проблемах книга «Мы пришли с миром...» скорее для логиков, чем для людей с эмотивным складом характера. Такая, знаете, задачка из цикла: «Попробуй догадайся, откуда
они пришли». Ну в смысле те, которые «с миром». И кстати с миром ли? Вот здесь могут почудиться первые параллели со Стругацкими, уделившими в свое время чрезвычайно много внимания вопросам контакта. Забирко же исследует не столько контакт, как таковой, сколько поведение и реакции совершенно обычного, ничем не примечательного человека, затянутого в омут этого самого контакта по уши. И непреодолимо желающего лишь одного – выбраться из омута любым способом и больше никогда о нем не вспоминать. Главный герой кукольный мастер Денис Егоршин именно таков.
Цитата:
В отличие от художников я твердо знал, что не гений, а ремесленник и мой товар никоим образом не относится к произведениям искусства. Чертики, игрушечные скелеты, уродливые инопланетяне и прочая нечисть, которую автолюбители подвешивают на ниточке у лобового стекла. А чем еще может торговать бывший кукольный мастер сгоревшего три года назад кукольного театра? Веяние времени...
Вы только что прочитали описание героем самого себя, дающее по сути исчерпывающую характеристику о нем. Чуть позже мы узнаем, что он ко всем своим грехам провинциальный интеллигент и ему уже хорошо за сорок. Никогда не был женат, но имеет невесту Любашу, а при ней крутится подрастающая дочка Оксана (потенциальная падчерица), потихоньку отравляя будущему отчиму жизнь. Всё. Больше никакой информации нет и не требуется. Потому что даже этот скудный и далеко не идеальный мирок человек, оказывается, способен искренне любить. Любить настолько, что взаимодействие с нагрянувшими пришельцами интересует его лишь в той степени, в какой оно может повлиять на этот такой привычный и любимый мир.
Несмотря на сумбур в аннотации, общая канва сюжета там передана верно: оживший деревянный человечек, таинственная организация «Горизонт»… Однако при всей невероятности описываемых приключений читателю сразу следует уяснить важный момент. В центре событий находится человек настолько рядовой, что даже главным героем его можно назвать с натяжкой, ведь слово «герой» созвучно слову «героизм». А уж чего вы точно не встретите здесь, так это эпического героизма. Да, Егоршин обыватель. И его обывательские мысли, чувства и рефлексии показаны автором чрезвычайно убедительно, каждый второй на его месте мыслил бы также. Да, он папа Карло – по профессии, по призванию, а как покажут события книги, даже в эзотерическом смысле. Но он вовсе не в восторге от своей кармы: раньше был не в восторге, потому что доходов никаких, а теперь, когда всякая выструганная им деревянная кукла может восстать – не в восторге тем более. Да, его используют все, кому не лень: и пресловутый Буратино, и сотрудники «Горизонта», и даже Оксана. Он вообще почти не управляет ситуацией – он скорее ведом роком. Но не спешите судить его, ибо перед нами не Средиземье с орками – перед нами вполне реальный мир с его бытовыми заботами, который просто может оказаться под угрозой. И Егоршин, осознающий эту угрозу, также понимает, что ничего от него по большому счету не зависит, он просто не хочет пострадать и причинить страдание другим.
Очень интересно наблюдать, как с постепенным раскрытием тайн и обновлением информации меняется восприятие главного героя, а с ним и читателя – в этом и проявляется синдром иллюзиониста в полном объеме. Забирко словно играет с читателем, как в хитром детективе. Сначала Егоршину кажется, что трансцендентные силы пытаются вступить с ним с контакт, и он намерен всесторонне изучить возникший феномен. И автор не опровергает эту версию – до поры до времени. Потом с возникновением новых обстоятельств Егоршин полагает, что его просто пытаются использовать, как пешку в игре, а затем – выбросить за ненадобностью. И автор опять-таки не возражает – до нового сюжетного поворота. Потом судьба начинает подсовывать Егоршину великую миссию, которую он якобы должен исполнить ради блага рода человеческого. А в конце… в конце ящик фокусника раскрывается, и выясняется, что вся эта «суета вокруг дивана», включая миссию, вообще не имела никакого значения. Ибо что предопределено, того обухом не перешибешь. Как бы то ни было, конец вас удивит, это я вам могу гарантировать.
В книге вообще многое не то, чем кажется. Начиная со спортивного старичка, который сидит в парке на скамеечке и наблюдает за малышней. К этому читателю придется привыкнуть. И это при минимуме мистичности. Книга вообще очень материалистична, не случайно главный её герой атеист, о чем неоднократно упоминается в тексте. И это правильно, верующий человек в аналогичной ситуации вел бы себя несколько иначе, махровый агностик - тоже.
Хочу отметить особо, что нравственные приоритеты кукольника Дениса Егоршина с первой страницы и до последней не меняются ни на йоту. Одного он хочет – чтобы с Любашей все было хорошо, и с её дочкой, и с друзьями Андреем и Мироном… и вообще, чтобы все было хорошо. Нормальное желание, очень понятное и человеческое.
О стиле Виталия Забирко можно сказать, что это определенно стиль толкового и грамотного человека. Всё ли идеально? Нет, не всё идеально: в конце некоторых предложений почему-то отсутствуют точки, кое-где попадается неоправданная тавтология, однако в целом язык автора верно служит конечной цели – поддерживать атмосферу живого интереса и выдавать нужную информацию именно тогда, когда её появление объективно назрело. Читая некоторые диалоги Егоршина с сотрудником «Горизонта» Ивановым, вы, возможно, пару раз обратитесь к яндексу, пороетесь в библиотеке, да и своей головой придется поразмыслить. В качестве затравки могу предложить, например, такую цитату:
Цитата:
В настоящее время эта наука все больше превращается из прикладной в абстрактную, оперирующую исключительно цифрами, напрочь отметающую физический смысл математических действий, в то время как он лежит на поверхности. В определении степени числа до сих пор сохранились названия «квадрата» — для второй степени и «куба» — для третьей, но мало кто из математиков, решающих уравнения, задумывается, что уравнение второй степени описывает фигуру на плоскости, уравнение третьей степени — пространственную фигуру. И уж абсолютно никто не думает, что представляет собой фигура уравнения четвертой степени, пятой и так далее. В то время как элементарная логика подсказывает, что уравнение n-ной степени описывает топологическую фигуру в соответствующем n-мерном пространстве. Так же обстоят дела и с интегрированием-дифференцированием. Первая производная уравнения третьей степени представляет собой проекцию трехмерного тела на плоскость, из чего логически следует, что интегрирование-дифференцирование описывает процесс переноса объекта из одного n-мерного пространства в другое.
Или вот это, более живенькое, так сказать:
Цитата:
— Чем, по-вашему, гений отличается от обыкновенного человека?
— Он умнее, — не задумываясь, ответил я.
Иванов рассмеялся.
— Опять стереотип, — заметил он. — Гений отличается от обычного человека тем, что не стесняется как задавать наивные вопросы, так и искать на них ответы.
— Дурак тоже задает наивные вопросы, — пробурчал я.
— Но не ищет на них ответы, — парировал Иванов. — Вспомните Ньютона с его наивным вопросом «Почему падает яблоко?» и что из этого получилось.
— Вы хотите сделать из меня гения?
— Сделать гения невозможно. Я хочу лишь одного: чтобы вы отошли от известных научных истин и начали мыслить нестандартно. И для этого начнем с глобальных вопросов или, как раньше говорили, с вопросов «О причинах всего сущего», а мелкотравчатые темы типа «Взаимодействие чего-то с чем-то...» оставим на потребу нашим современным ученым. Итак, приступим. Что, по-вашему, представляет собой сознание?
Я нарочно оборвал фразу на вопросе и не привел на него ответа. Думайте, товарищи. Думайте.
Впрочем, не мелкие недочеты в пунктуации заставили меня воздержаться от «MUST READ» и снизить оценку на бал. ХЧ здесь скорее дань читательскому плюрализму. При всей «кулуарности» повествования роман возвещает о наступлении новой эры – не больше, не меньше. А значит и требования к нему должны быть особенные. И несмотря на светлую направленность книги (а книга действительно очень светлая), в главных выводах автор весьма радикален, и далеко не каждому читателю эта радикальность придется по вкусу.
В чем радикальность? Ну как вам объяснить… Помните старый анекдот: есть два способа установления нормальной жизни на Земле – реалистический и фантастический. Реалистический – если прилетят марсиане и наведут у нас порядок. И фантастический – если мы сами этот порядок наведем. Так вот в данной дилемме Забирко однозначный сторонник «реалистического» метода. Таким образом, Виталий Сергеевич никак не может быть продолжателем дела Стругацких, скорее уж он их оппонент. Грамотный, добросовестный, но – оппонент. Стругацкие-то как раз всем своим творчеством старались доказывать, что преображение человечества немыслимо без колоссальной внешней и внутренней работы. Забирко же предлагает расслабиться и ждать «марсиан» - что предопределено, то само наступит. И надо признать, своя логика в доводах автора есть. Забирко считает, что новая эра это достаточно мудрая дама, чтобы явиться сама по себе – без великих открытий, духовных катарсисов и распятых на крестах богов. Ты просто проснешься в одно прекрасное утро и поймешь, что она пришла, эта новая эра – без звонка, без стука, но и без автоматной очереди. Просто пришла. И ты вынужден будешь принять её, ибо куда ты, муравей, денешься.
Да, Виталий Сергеевич молодец, он многое делает правильно. Он не стращает читателя апокалипсисами, как Глуховский, не разводит интеллектуальное уныние, как Громов. Его «судный день» приходит естественно, легко и в какой-то степени задорно (те, кто читал, вспомните хотя бы рожицу на стене подъезда). Юмор здесь, кстати, тоже есть, и гораздо более остроумный, чем во многих образчиках так называемого «юмористического» фэнтези. Но всё равно до последней страницы не покидает ощущение, что как ты буратиной на ниточке ни трепыхайся, от тебя почти ничего не зависит. Почти! Не все поймут автора, не все разделят его позицию. Это вообще очень спорная книга – как и большинство умных книг. Более того, есть книги, про которые говорят: она не оставит вас равнодушным. Так вот про роман «Мы пришли с миром...» даже такого сказать нельзя. Он вполне может оставить вас равнодушным. Совершенно равнодушным. А может скорректировать ваши взгляды на мир – это уж как сложится.
Итог: Розовым «блондинго» читать не рекомендуется. Остальных – милости прошу. Умная толковая книга для мыслящих толковых людей. Правда, крутых перестрелок не ждите. За всю книгу не происходит ни одной насильственной смерти, невероятно, но факт.