Сергей Тармашев - Рассвет ТьмыРецензия (c) Letlin Автор: Тармашев Сергей
Название: Рассвет Тьмы
Серия: нет
Ссылка на скачивание: Скачать:Тармашев Сергей. Рассвет ТьмыАннотация: Богатые королевства людей — дом славных рыцарей, могучих магов и коварных царедворцев; иссушенные пески великой пустыни Ратхаш, населенные бессчетными ордами змееязыких к'зирдов, жадных и подлых; бескрайние зеленые степи Ругодара — родина гордых орков, бесстрашных гигантов, неудержимых в бою; даже острова детей океана, искусных мореплавателей вакри — весь мир застыл, в ожидании грядущего. Потому что в небесах уже слышатся отзвуки войны, какой еще не знал причудливый и прекрасный мир Парна, и готовятся схлестнуться в жарком бою многомиллионные армии. Потому что уже начали свой долгий путь великий шаман и великая целительница. Сын прославленного короля, воспитанный орками, и дочь подлого узурпатора, в одночасье лишившаяся всего, взамен познав себя и обретя Цель. Те, от кого будет зависеть будущее. Потому что распростерлась над миром гниющая длань беспощадного Некроса, и близится РАССВЕТ ТЬМЫ…
От рецензента: прочитав до конца книгу, я вышла на МОСК и увидела рецензию Бьорна на новую книжку Оленьки Мяхар. Честно, хотелось сделать то же самое. Ибо книга воистину УГ
Рецензия:Изначально хотелось превратить рецензию в сплошной, непрерывный поток негодования. Осилив первые страниц, наверно, пятьдесят или шестьдесят, я поняла, что передо мной - редкий нынче образец того самого фэнтези «сферического в вакууме», в котором есть все – супер-герой, супер-героиня, мир на грани катастрофы, благородный король, подлое предательство… Одним словом, новая книга Тармашева – это даже не коктейль, а мусорная куча, в которую свалили все самое затертое, заштампованное, протухшее еще много лет назад, что есть в жанре фэнтези. Причем душок, идущий от этого «нечта» даже не попытались замаскировать приправами – в книге нет ничего, за что может зацепиться глаз, привыкший к текстам Пратчетта, Достоевского, Стругацких… Ни удобоваримого юмора, ни глубоких образов, ни высоких идей. Вообще ничего.
По сути, книга не достойна какого-либо детального разбора, поскольку разбирать там, по сути, нечего. Из 341-ой страницы чистого текста ровно 300 – это интермедия, вступление, называйте, как хотите, но это так. Недоумение, с которым читаешь книгу, в самом конце удваивается, остается только немой вопрос – «А что это было?» Концовка, точнее, последние 40 страниц романа – это то, ради чего, собственно, написаны предыдущие три сотни.
При прочтении романа складывалось впечатление, что автор явно переиграл в РПГ – по сути, весь сюжет представляет собой не больше чем набор квестов, среди которых четко выделяются два основных и так называемые «побочные» - типа «вылечить того-то» или «убить того-то» - по сути, от них в основном сюжете (квесте) ничего не меняется, разве что на пару союзников станет больше.
Квеста в книге два – один за Главного Героя, другой – за Главную Героиню. Оба, к слову, великие маги и особы королевских кровей. Главный Герой, Трэрг(имя-то какое!) есть пропавший в результате переворота наследник, которого нашли и воспитали орки. Орки, сей непременный атрибут любой фэнтези-книжки в наши дни, у Тармашева являются не отвратительными творениями генной инженерии Мелькора или иного темного властелина, а благородными воинами, выражающими, по видимому, идеологическую позицию самого автора, ибо писатель своими орками явно восхищается, особенно сравнивая их с Людьми
Цитата:
«Любой орк есть существо благородное и гордое, будь то великий Вождь, шаман или простой воин. Орк никогда не позволит недостойному руководить собой. Орк никогда не допустит, чтобы некто пренебрег его мнением. Орк, не колеблясь, вызовет на бой любого, замеченного в подлости, стяжательстве, и неважно, сильнее противник или слабее, выше по положению или ниже. Орк скорее погибнет в неравном бою, чем падет на колени от страха перед влиятельными и могущественными врагами.»
Цитата:
«Люди думают только о себе. О своем брюхе, кошеле, положении. А мы в первую очередь думаем о своем клане. Каждый Орк одержим мыслью о том, что он должен сделать для того, чтобы клан его еще более возвеличился и процветал. Именно за такие деяния мы превозносим наших лидеров. Мой брат, Гронг Неотразимый Удар, готовится стать вождем нашего клана. Но не потому, что получает эту тяжелую ношу по наследству. Он доказал свою состоятельность множеством достойных дел, и при этом ему еще предстоит состязание с другими претендентами, ничуть не уступающими ему в благородстве помыслов и блистательности деяний. Для нас главное — это судьба нашего народа, его настоящее и будущее»
Не комильфо заставлять несчастного Марти Сью расти среди прогнивших насквозь людишек как-то не комильфо, вот и поместил автор героя в орочью среду, в которой крутость героя только усилилась.
Цитата:
«Не поднимаясь, он одним движением выхватил из-за спины меч и описал им дугу вдоль земли, перерубая чуть не пополам ногу Ргорда.»
Цитата:
«Человек мгновенно подпрыгнул, пропуская под собой хрардар, и, опустившись на землю, стремительно ударил мечом по руке Ргорда. Орк взревел от жуткой боли, роняя оружие. Теперь и рука его безвольно болталась, практически отделенная от тела.»
Etc. И всякий раз это описывается примерно одними и теми же заезженными, шаблонными фразами, набившими оскомину еще в «Конане».
Крутость главного героя настолько велика, что орки единодушно хотят видеть его своим лидером, хотя он и человек. Но Герой не был бы Героем, если бы не получил Великое Задание – пойти куда-то и найти что-то, что поможет стать ему еще более крутым и привести орков к победе. Не буду вдаваться в ненужные подробности, скажу только, что в квесте фигурируют названия типа «Великая Пустыня» и «Проклятый Храм». Аминь.
А в это время… А в это время Главная Героиня, принцесса Айлани, дочка плохого дяди, убившего родителей Трэрга занимается тем, что задаром лечит всех и вся, поскольку она – Белый Маг, Великий Целитель, который даже мертвого из могилы подымет, не превращая при этом его в зомби. Полезный юнит, короче. Линия Айлани – это бесконечная череда приключений и бед, которые девушка умудряется зарабатывать на свою сиреневоволосую головушку(да, у нее сиреневые волосы). Пересказывать нет смысла, поскольку суть всего ее длинного путешествия – найти мага не ниже Лазурного ранга(об этом позже), чтобы связаться с Эльфами, которые должны помочь ей в схватке с теми самыми некромосами и их лидером Кел-Жейсном(запомните это имя!). Вот, не много, не мало. Все очень серьезно, надо спасать мир. Но мы-то знаем, что мага она не найдет, зато найдет вместо него Трэрга…
При всей насыщенности событиями - хотя это больше похоже не насыщенность, а раздутость, как будто искусственно накачали силиконом уже после написания основного костяка – читать книгу неимоверно скучно. Действие тянется, тянется, тянется…и не видно ему конца и края. Тяжелее всего даются моменты, когда автор перестает показывать события, а скатывается к перечислению по типу «кто-куда-зачем-когда-пошел-и-что-сделал». При этом никакими художественными достоинствами текст и стиль автора не отличаются – все сухо, сжато, лаконично. Я не противник лаконичности, далеко нет, но не тогда, когда она перерастает в языковую бедность. Из раза в раз – одни и те же слова, фразы, обороты. Одно слово «прихлебатель» на первых тридцати страницах повторилось четыре раза, при том, что в русском языке есть много синонимов с тем же значением. Вообще стиль нельзя назвать ужасным или корявым – стилистика почти везде на месте, за исключением различных перлов, которые, все же, довольно редки в сравнении с другими гениями отечественной фантастики. Но бледность и блеклость языка удручают не хуже банальности сюжета.
Отдельной статьей в этом винегрете идет мир – Парн. Надо сказать, что книга открывается подозрительным списком соответствия мер и весов в Парне и в некоем Эльсириолле, который является страной Эльфов(вроде как, поначалу). При этом Эльфы, как ни странно, используют наши кг и см. В начале не придаешь этому особого значения, так же, как и описаниям мира и рас Парна. Набр стандартен, можно пролистывать. Мир производит двоякое впечатление – проработанный, но совершенно картонный. К концу перестаешь замечать лаже его заштампованность – Эльфы где-то отгородились, Гномы зарылись под горы, Орки живут в стрепях, в пустыне – кочевники… Некромосы живут тоже где-то, точнее, на темной стороне Парна – что имеется в виду, читателю знать не обязательно.
И тут мы медленно подходим к самому эпическому моменту - а именно,
концовке.
Еще начав читать, я поймала себя на мысли, что эта книга – странная вещь для Тармашева. Совершенно не его тематика: эльфы, орки, волшебники… Я тогда сделала скидку на то, что автор мог поэкспериментировать после «Наследия» и «Ареала» и написать фэнтези, а не фантастику, такую не претендующую ни на что сказочку с хорошим концом, верой в конечную победу добра и посрамление любого зла, без ядерных ракет и нехороших американцев. Но Тармашев не был бы Тармашевым, если бы отказался от возможности поговорить на свою любимую тему – третья мировая война, мутации, катаклизмы и американцы.
Конец, как я уже говорила, это то, ради чего произведение и было написано.
Цитата:
«Как и все ныне живущие граждане США, полковник Джейсон появился на свет уже после третьей мировой войны, в залегающем глубоко под землей бункере штата Колорадо. Но он был рожден одним из первых и хорошо помнил почти всех Великих Американцев. Он прекрасно знал и историю своей героической родины, множество грандиозных эпизодов которой рассказывал ему отец. Слушать о подвигах бесстрашных героев из первых уст было намного познавательнее, чем рыться в скупых хроникальных файлах. Доктор Джейсон возвращался в семейные апартаменты после долгой и тяжелой смены в госпитале штата, съедал двойную порцию своих любимых Биг Маков и, устроив тучное тело в жалобно скрипящем кресле, начинал повествование. О довоенной жизни и процветании великих Соединенных Штатов, опоре и основе всех мировых благ и всеобщего равенства, гаранте всемирной справедливости и оплоте правосудия, стране, жить в которой мечтал каждый человек, живший на планете. О противостоянии прогрессивных идеалов американской свободы и демократии с расползающейся по миру кровожадной и бесчестной псевдодемократией беспринципной России и ее жалких приспешников. О величайшей войне, навеки похоронившей врагов вечно живущей Америки, и о беспримерном подвиге нации, боровшейся за выживание под страшными ударами русских ракет. О героизме патриотов, сражавшихся не ради себя, но ради потомков, и потому победивших.»
Я могу простить сказку. Наивную, добру сказку, в которой есть сильные принцы и прекрасные принцессы, в которой добро побеждает зло. В которой магия – это магия, а не биопсионные поля. В которой Эльфы – это Эльфы, бессмертные дети богов, на не сирийцы. В которой Зло – это Зло, злое потому, что оно для этого создано, создано быть злым и уничтожать мир, а не американцы, спящие в криогенных камерах по шесть тысяч лет. Я могу простить сказку, потому что, несмотря на ее наивность, в ней есть добро, она говорит о добре и его победе. Но я не могу простить надругательства над сказкой, когда в нее вмешивается зашкаливающая ненависть и политика, ядерные ракеты и мутации.
Зачем автор написал эту книгу? Чтобы показать, что мир – не Сказка? Чушь. Мы все это и так знаем. Мир вообще тюрьма и юдоль скорби, в которой все умирают(с) Будда. Создается впечатление, что автор хотел сделать ставку на неожиданность концовки, но увы – здесь его ждет разочарование, ибо мало кто из читающих людей осилит больше половины этого опуса.
И в качестве эпилога к этому всему – цитата из коммента на Флибусте
«Книга довольно интересная. А баян про гниющих американцев/некромантов пьющих кровь маленьких детей полностью отражает существующий на настоящее время миропорядок.
Таким образом книга может считаться исторической прозой.
Те кто ругают книгу явно любят гамбургеры и великих американцев больше чем своих собственных детей. И обладают ярковыраженной пассивной бисексуальностью.»Sapienti sat
(Авторская пунктуация сохранена.)
Итог: ужасная книга, ужасная. Понравиться может РПГшникам, игрокам в ВОВку и воинствующим поцреотам, ненавидящим Америку.