Рецензия (с) Dellarion
Скачать бесплатно: Ирина Сыромятникова - Житие моеНазвание: Житие мое
Автор: Ирина Сыромятникова
Серия: нет
КНИГА НЕ ДОПИСАНА!!! ( Готова первая часть. На нее собственно и написана рецка)
Но...читать можно и нужно )
Аннотация: нет
Рецензия: Я давненько не писал рецензий. После Рудазовского "Совета двенадцати" у меня отбило желание читать что-либо на неделю. Вывела меня из пустоверти интеллектуального вакуума книга Ирины Сыромятниковой. Книга настолько оригинальна, что про нее хочется рассказать другим. Всем, кому еще не безразлична литература предлагаю присоединиться к разбору, благо материал говорит сам за себя.
Книга мне попала в руки абсолютно случайно - скачал ее на Флибусте. Сразу скажу, не знаю, соответствует ли файл авторской версии, но судя по тому, что без изменений он на Флибусте пролежал довольно долго - все хорошо. Начнем разбор?
Первое погружение: Мир.
Интересна концепция мироустройства. На планете, где разворачиваются события книги мало металлов, нет нефти, и само собой нет бензина. Машины ездят на спирте и рапсовом масле, напрочь нет электричества. Вместе техники - алхимия, вместо физики - магия. Должности профессоров и ученных, восседающих в пыльных кабинетах...заняли мастера-алхимики, в прожженных халатах. Мир стоит на магии, развивается с помощью магии, и ею же воюет. Но техники и алхимии в книге маловато, они упоминаются, незримо присутствуют рядом, проскальзывая в детализированном описании комнат или городов. Основа мира созданного Ириной - сами маги. Черные и белые, ипохондрики и меланхолики, скандалисты и пай-мальчики. Добрые и злые? А вот и нет, предлагаю поговорить о них серьезней.
Ирина не пошла ( или почти не пошла ) за известным поветрием хороших злых и аморальных белых. Коварные эльфы и благородные орки, Леголас - представитель нетрадиционный ориентации, и назгул семьянин. Начало положили фанфики по Толкиену. ( На Западе все было иначе, но разговор сейчас не о нем). Именно оттуда началась перестановка полюсов, в наше время подобный финт ушами не является раритетным. Ирина смогла удержать своих магов на кончике иглы.
Черные - склочные, болезненно самостоятельные, самолюбивые и асоциальные ребята. Их мало, их не очень-то и любят. А за повышенную вспыльчивость их при малейшем удобном случае отдают в армию - строить карьеру боевого мага. За них не вступятся на суде, не смягчат приговор. Случить какая беда - искать виновных в первую очередь будут среди черных.
Белые - добрые, нежные, милые создания. Болезненно воспринимают любое насилие. Склонны к проявлению эмпатии. Готовы спасать даже листик упавший в лужу. Необычайно ранимы. Однако честны, надежны и являются основной массой магического населения мира Ирины. ( По правде говоря белые, кроме сектантов - абсолютно не жизнеспособны ).
Именно на противостоянии Черных и Белых построен мир Ирины Сыромятниковой...эдакая монохромная сказка о житие )
Нельзя обойти стороной нежить - различные проявления потустороннего мира, опасные и очень опасные. Именно они помогают черным не утонуть во множестве белых собратьев - только черные эффективно могут ее упокоить.
( К слову сказать, Ирина использует в книге чрезвычайно странную, на мой взгляд, форму склонения слова нежить - нежити. ( Я спросил у нежити. Я говорю нежитю. Я иду к нежитю. Я дам нежитю.) Насколько мне известно, это слово склоняется иначе. Однако это так, мелкая придирка)
Погружение второе: Персонажи.
Рад представить вам Томаса Тангора - главного персонажа романа. Тангор Черный, обладая всеми вышеуказанными недостатками и достоинствами своего цвета, он вырос в семье белых. Этот прискорбный факт в его биографии наградил Томаса белым отчимом, белыми братиком и сестричкой, а так же состраданием и навыком жалеть ближнего своего. Именно из-за этих похвальных, в общем то качеств, Тангор раз за разом попадает в переплет. К слову сказать, он алхимик, черный маг, некромант и неплохой боец-рукопашник. Но и тут Ирина выдержала меру, он не стал Марти Сью. Всего вдосталь, все аккуратно раскидано по сюжету и не смотрится подачкой автора. Не раз битый, не раз победивший, не раз проигравший, не раз оставивший всех в дураках Тангор - очень разносторонняя личность.
Жаль, но остальные персонажи не так проработаны. Мастер Тангора - сильнейший черный маг, дядя, родители, брат, начальник полиции и даже ближайший друг - Четвертушка. Все они декорация. Только Сатал - учитель Томаса не так прост как остальные. Все эти ребята злятся, спорят, делают что-то и зачем-то...но, все их телодвижения жестко загнаны в рамки сюжета и им же и обусловлены. Однако и Тангора хватает с головой. Рассказ ведется от первого лица в прошедшем времени. Этот прием позволяет Ирине писать историю не только от лица главного персонажа, но и его знакомых, добавляя интриги сюжету.
( Несколько слов о недостатках: У Тангора есть мотоцикл. Так вот, он его ни разу его не ремонтирует. А ведь для мужчины копаться в машине приятней, чем на ней ездить. Если, конечно, он купил машину за свои деньги, и не для галочки. И что сильнее всего выбивает из образа - отсутствие девушки. У Тангора ее не просто нет, он за всю книгу ни разу не подумал о прекрасном поле, а ведь ему 22 года. Не стыкуется это. И он рефлексует. Редко, но есть. Женская это черта, как ни крути )
Погружение третье: Язык.
Тут ситуация парадоксальна. Стиль изложения этой книги напоминает мороженное, в которое какой-то шутник набросал соли и не перемешал. Жуешь вкусняшку, раз и соль, потом снова вкусненько.
К чему я это написал? Сейчас поймете: книга написана разговорным языком. Пока он витает в диалогах и описаниях - все хорошо. Живенько, приятно, интересно.
Но Ирина понимает "разговорный" слишком буквально - в книге есть мат. Причем ,так, походя: - "Да мне пофиг на все и вся, и вообще все это хрень".
Ирина, я не противник мата в книгах, он должен быть, и иногда необходим. Но в "Житие" с ним перебор. То же самое с жаргонизмами. Я бы сказал что книга написана ОЧЕНЬ разговорным языком ). Однако в романе нет перловки, бредовых словосочетаний и откровенной глупости. Нет в нем и глубинных моральных устоев. Всего в меру.
Погружение четвертое: Концепция и форма.
Я очень редко вставляю этот пункт в рецензии. Но в данном случае он необходим: роман закончен не там где это подсказывает сделать логика. Я объясню свою мысль)
1. После разборки с Искуссниками и отката Тангор вернулся домой на отдых, он сдал экзамены и жизнь заполнилась рутиной. Вот тут и надо заканчивать роман. Или же, если так хочется оставить в этой части историю Сатала - после разговора Мастера Искуссников с главным ассасином. Это идеальное место для конца. Есть интрига, все ниточки романа подвязаны - ничего не провисает.
Погружение пятое: Сюжет.
Не могу сказать ничего плохого. Книга - роман одного героя. Весь сюжет, это история похождений Тангора. Скажу одно - сюжет есть, он качественно выстроен. Не провисает, не вызывает желания закрыть и отложить книгу. Тангору за несколько лет довелось стать некромантом, побывать на руинах древних цивилизаций, заглянуть в прошлое и сражаться с воинственной сектой белых магов. Ничего сверхоригинального, но плохого в сюжете этой книги тоже нет.
Всплываем: Итоги.
Легкая, вкусная, веселая книга о непростой судьбе парня-некроманта. Все перипетии жизни черного мага, учебы, поиска работы предстают перед читателем. В романе много экшена, к слову экшена в женском варианте, без крови, кишок и превозмогания. Я могу рекомендовать скоротать за эти романом вечер другой. Он того стоит.
С Уважением Dellarion.