Елена Малиновская - "Нечисть по найму"
Рецензия - (c) Королевна Автор: Елена Малиновская
Название: "Нечисть по найму"
Серия: Кошка по имени Тефна
Скачать бесплатно: Елена Малиновская - "Нечисть по найму"
Аннотация: Говорят, кошки – умные существа. Они тихо крадутся на мягких лапках и за милю обходят любую опасность. Говорят, кошки – хитрые существа. Они без проблем выберутся из трудной ситуации. Жаль, что я нечисть и кошкой являюсь всего наполовину. Только такая неправильная кошка могла попасть в руки заклятого врага и заключить с ним договор. Теперь мне предстоит рискованный поход в компании храмовника и его странного сына к спящему кругу мертвых. Но тревожить покой мертвых небезопасно. Остается надеяться, что у меня, как у любой нормальной кошки, девять жизней. Одной может не хватить…
Рецензия: В свое время Ольга Громыко задала некий эталон стиля и качества для ЖФ, добившись, к сожалению, прямо противоположного эффекта. Я думаю, летя через десять, выпускники Литинститута смогут смело защищать диссертацию на тему «Творчество Ольги Громыко и его влияние на становление русской мысли в жанре фентези в первой половине XXI века».
Что бы там не говорили, но ясно одно: Ольге удалось создать, воплотить и запечатлеть в памяти поколений следующие образы:
- «Ведьма рыжая, ехидная»;
- «Оборотень злой, циничный»;
Также ВБП (для незнающих поясняю – Великая Белорусская Писательница, неофициальный титул Ольги) наметила основные сюжетные вехи, со всеми вытекающими последствиями, как то:
- Ведьма и повелитель (вампиров, оборотней, зеленых чертей);
- Оборотень и страстно желающий его головы маг (храмовник, жрец, охотник за нежитью);
Если первый образ и сюжет – излюбленные образцы для подражания 75 % аффтаров «Армады», то второй – менее избитый и сложнее поддается прорисовке.
Елена Малиновская, однако же, решила рискнуть и предприняла попытку написать нечто, взяв образ немеркнущий образ Шелены как эталон.
Как же у нее получилось?
А получилось откровенно слабо. Пройдусь по основным пунктам оценки опуса, дабы не расплываться мыслью по древу.
Герои. Пожалуй, полезнее всего начать с главных героев «Нечисти…». Ключевое действующее лицо эпопеи – девушка Тефна, метаморф, умеющая обращаться кошкой. Как бы не хотелось Елене верить в собственную оригинальность, на деле же выходит, что она изобрела велосипед. Налицо непростительная непродуманность характера: и почему армадовцы так свято уверены, что, чем выше градус истеричности, стервозности и ехидности персонажа, тем лучше? При заявленном возрасте в 100 (сто) лет, Тефна ведет себя как девочка-подросток, густо обвешанная гирляндами комплексов. За вековой жизненный путь можно было бы и набить шишек на тернистом жизненном пути и поднабраться опыта и серьезности.
Все разговоры и попытки знакомства (да и просто случайные взгляды) Тефна расценивает с восторгом четырнадцатилетней девчушки, впервые нацепившей мини-юбку старшей сестры и намазавшей мордочку взрослым количеством косметики. Она, как и та девчушка, уверена в собственной неотразимости и расценивает все мало-мальски обращенное на нее внимание, как приглашение к более близким отношениям. Тема секса, упорно педалируемая на каждой странице, без сомнения, вызвала бы восторг западных психоаналитиков. Я же со страхом ожидала очередного абсолютно ненужного пассажа, вроде лапанья в углу, позирования обнаженной перед храмовником или попыток изнасилования сыном последнего. Со страхом – потому, что такое нарочитое козыряние собственной неотразимостью (притом, неумело и как-то топорно описанное) производит губительное впечатление на читательский интерес. То ли автор страшно боится, что мы не сможем по достоинству оценить природного очарования героини, то ли у автора с этим проблемы в реальной жизни.
Цитата:
– Да-да-да, – перебил трактирщик Шерьяна. Одним махом опустошил стакан, зажмурился, с блаженным выражением на лице прислушиваясь к происходящему у себя в животе, и продолжил: – Девка ты молодая, здоровая. Детишек много нарожаешь. Да и срок уже твой проходит. Вы, бабы, товар хоть и дорогой, но быстро портящийся. Через год-другой располнеешь, подурнеешь, кто ж тебя замуж возьмет? Да еще с твоим склочным характером. Так что не сумлевайся даже – иди за него замуж! Я бы и сам на тебе женился, будь помоложе. Но уж больно в тебе дурости много – выбивать замучаешься.
Я горестно возвела глаза к закоптелому потолку. Нет, сегодняшний день меня явно задумал погубить в самом расцвете сил. Вот зачем мне муж, скажите, пожалуйста? Чтобы мной командовал, деньги, заработанные непосильным трудом, отнимал да по ночам бегать в облике кошки запрещал? Зачем вообще мужчина в доме нужен? Совершенно бесполезный предмет – только место зря занимает и ночью храпит. Спасибо, мне и одной неплохо живется.
Шерьян поднял голову и с усмешкой взглянул на меня, словно услышав мои мысленные гневные рассуждения. Потом, пользуясь тем, что Кир как раз присосался к бутылке, допивая последние капли алкогольного пойла, с таинственным видом приложил к губам палец, призывая к спокойствию. Я раздраженно фыркнула. Да молчу, молчу, потому как знаю: если начну говорить, то уже вряд ли остановлюсь. Все накипевшее этим замшелым сторонникам домостроя выскажу, и далеко не факт, что цензурно.
Какой замечательный характер.
Шерьян и Гворий – ее спутники, которых наша с вами метаморф ведет к кругу мертвых. Честно говоря, из-за них книга и читается с большим недоумением. Шерьян, храмовник-противник Тефны, преподносится сначала как холодно-отстраненный, расчетливый человек с довеском в виде демона-сына а-ля Омен. Но чем дальше в лес, тем толще зайцы, и вот уже Елена описывает нам начальника городской стражи, полуэльф-полуорка Гвория, красивого и циничного. С кем только аффтарши не скрещивали эльфов, как Мендель – горох, добиваясь максимальной брутальности и постепенно превращаясь в пародии на самих себя…ну, да ладно. Вернемся к нашим героям.
С плавным течением сюжета Шерьян превращается в мужеподобную тряпку, с виноватым видом нашкодившего пса, а мы, след за автором и героиней, начинаем метаться меж двух стогов мужского пола, как буриданов осел.
К концу книги Тефна, правда, с грехом пополам определяется с объектом приложения любви. Спойлерить не буду – зачем? Опытный читатель и сам догадается при первых аккордах ее интереса, а неопытный прочитает до конца.
Сюжет. Собственно, сюжет прост, предсказуем и прозрачен, как кисейная сетка. Героиню нанимает храмовник-маг, дабы она помогла ему открыть круг мертвых (хорошо хоть, написано не с Заглавной Буквы). Другие храмовники, со своей стороны, этого категорически не хотят и активно вмешиваются в жизнь Тефны сотоварищи, дабы она, не дай Бог, не показалась им медом. Есть там и третья стороны – бог-отступник со своей шайкой-лейкой. Все. Ну, или почти все. Сюжет прост настолько, что малейшие попытки сунуть какой-нибудь подводный камень типа сына храмовника или невесты одного из героев разбиваются в пух и прах и вызывают сочувственную улыбку. Попытка внести детективную подоплеку тоже провалилась из-за явной непродуманности сюжетных ходов и неумения выплетать нить расследования так, чтобы она запутала читателя, а не преподнесла ему имя настоящего убийцы на блюдечке буквально сразу же.
Вообще, создается не очень приятное впечатление, что Елена крайне торопилась, когда писала «Нечисть…». События мелькают мимо читательского взгляда, как пейзажи за окном поезда, а внутренний мир героев, психологическая мотивация тех или иных поступков не раскрывается ни на секунду. Псевдотрагические вставки, повествующие о нелегкой жизни Тефны или Шерьяна, не убеждают и производят впечатление абсолютно лишних, засоряющих глаз и сюжетную канву кусков.
Язык. Я не знаю, дебютная ли это книга Елены или же одна из ряда. Если дебютная, то можно было бы сделать скидку на зеленую неопытность и необстрелянность (хотя я бы лично оторвала руки ленивому редактору. Вычитка здесь и не ночевала). Если же верно второе, то вынуждена с прискорбием констатировать: плохо. Язык никакой: кондовый, серый, как и сама книга, состоящий из обилия черствых, заскорузлых штампов. Никакими языковыми находками, свежими эпитетами или смелыми решениями опус не блещет.
Цитата:
Несмотря на раннее утро, в городе уже стояла удушающая жара. Небо угрожающе синело, предвещая еще один невыносимо долгий день. В узких каменных лабиринтах висело марево влажной, невыносимой духоты. Ни ветерка. Лишь мертво провисли на крышах полотна сохнущего белья.
Понятное дело, к тому моменту, когда мы добрались до места, где вчера прошло мое превращение, выглядела я хуже мокрой мыши. На рубашке расплывались неаккуратные пятна пота, челка прилипла ко лбу и настойчиво лезла в глаза. Однако Шерьян таких неудобств не испытывал. Он все так же щеголял свежим видом, словно только-только принял прохладную ванну, а не пробирался через изнывающий от солнечного зноя город.
Пример яркого описания природы и окружающей среды.
Цитата:
Костер яростно плевался веселыми оранжевыми искрами в далекое звездное небо.
От выражения "костер плевался" меня передернуло.
Все скучно, невыразительно и уныло. Единственное, что радует – отсутствие простецких выражений типа «блин», «чё», «офигела» и т.д.
Юмором и не пахнет, на протяжении всего чтения я не улыбнулась ни разу, а лишь боролась с непреодолимым желанием зевнуть.
Цитата:
– Что ты, Варий, – я широко улыбнулась, пытаясь дышать ртом и не смотреть лишний раз на ведро с густой бурой жидкостью, – вот, решила для женщин омолаживающие маски и ванны делать.
– Чего?!
Похоже, в этот раз мое искрометное чувство юмора даже невозмутимого Вария вывело из состояния равновесия. Потому как он поперхнулся, побагровел и с ужасом посмотрел на склизкие кишки, которые как раз сваливали во второе ведро.
– А что такого? – нарочито удивилась я. – Зря, что ли, с давних времен различные колдуньи в крови девственниц купались? Животная энергия, содержащаяся в жизненных соках тела, помогает повернуть время вспять, делает кожу мягкой и бархатистой, а волосы шелковистыми и блестящими.
– Ты меня, конечно, Тефна, извини, – с сомнением пробурчал Варий, несколько позеленев после моей патетичной речи, – но я зуб даю, что мои буренки девственницами не были.
Искрометный юмор? Хм...
Итог: 4 балла из 10. Уныло, серо, пресно и убого. «Нечисть по найму» очень напоминает печенье, изготовленное без сахара, соли, корицы и изюма. Компиляция шаблонов, как сюжетных, так и языковых, как она есть, с робкими попытками завязать любовный треугольник.
Абсолютно проходной роман, один из кучи ему подобных производства «Армады». Может приглянуться лишь истинным фанатам армадовского ЖЮФ, без разбору хватающих с полок все новинки этого издательства. Остальные могут смело проходить мимо и перечитывать «Верных Врагов».