Е. А. Кочешкова - Шут Рецензия © Тройка Название: Шут
Автор: Е. А. Кочешкова
Е.А. Кочешкова - Шут прочитать бесплатноАннотация: …Он умеет жонглировать, делать сальто и смеяться над собой. Умеет хранить верность тому, кого любит. И еще — видеть невидимое… Он — шут при дворе короля. Невзрослеющий чудак с душой ребенка, дерзкий, загадочный и одинокий. Его судьба никогда не была простой и она уже приготовила ему испытания, о которых он пока еще не догадывается…
Рецензия:
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж. Игорь Северянин голосом Псоя Короленко
В «Шуте» Кочешкова описала несложный мир. Все затронутые повествованием края и народности находят себя в Земной географии, магия зацикливается на психологической способности видеть сущность человека под социальными масками, да добрых извечных приметах вроде особого цвета волос или детской наивной души. Магия не столько влияет на события в произведении, сколько поддерживает их размеренную переменчивость, являясь позабытым в описанном мире ремеслом. Но важно не то, что нового автор смогла найти в фэнтези: важен способ подачи. К примеру, приятные слуху и глазу названия и имена всегда хочется отнести к плюсам писательского ремесла. Или вот возникло ощущение, что госпожа Кочешкова родом из портового городка. Иначе как бы ей удалось столь уютно описать подобные места? Стройность прибрежной архитектуры вызывала у меня сладкое ощущение «Алых парусов» Грина.
«Шут» похож на изящный рассказ, вытянутый внутренними переживаниями персонажей до портретной повести, описательной прозаической поэмы с различными привкусами терпких чувств, подобных выдержанным дорогим винам. Возникает особенное восприятие сюжета, когда волны эмоций захлёстывают читателя ровными приливными движениями. Несмотря на общую размеренность текста, выкинуть из него что-либо было бы невозможно без страха потери сути. Слог получился лёгким и пушистым, ненавязчивым и увлекающим. Автор нигде не повторяется, умудряясь следовать выбранному стилю на протяжении всего произведения. Взаимоотношения персонажей раскрываются в повседневной обыденности. Мелочи жизненных впечатлений автора как нельзя точнее подчёркивают неназванные черты различных многогранных людей. А уж личности независимо от собственного отношения автора не способны повториться ни внутри беседы, ни среди сословия или между различными народностями. Главной линией в сюжете проходят пересечения судеб королевы и шута. В условиях сложившегося общества или, если хотите, мира, они сплетаются единой струной невысказанных переживаний и многолетних размышлений.
«Кожа у Шута была немного смуглее, чем у большинства жителей королевства. А вот волосы — того небывало редкого оттенка, который в народе называли 'солнечное серебро'. Точно выгоревший к осени ковыль, подсвеченный утренними лучами, они были такие же светлые, непослушные и будто испускали едва уловимое сияние, неизменно привлекая внимание зевак».
Главный герой произведения – как легко понять из названия – шут. Сначала я какое-то время не могла разобраться, почему эта должность периодически пишется с заглавной буквы, пока не наткнулась на приведённую ниже цитату. Патрик является своеобразным чудом чистой наивной души. Желая закрыть собственный дар от повседневной жестокости, юноша примеривает маски холодных бесчувственных личностей, задевая ненароком подобным поведением молодую королеву. Пройдёт довольно много времени, прежде чем она сможет понять его истинную сущность: «А, на самом деле, Патрику не нужны были вовсе никакие магические уловки, он сам — чистое волшебство». А пока единственной родственной душой для Шута будет оставаться король. Именно из этого братского отношения к Руальду так тяжело переносится Патриком магическое безумие монарха, именно поэтому он так резко меняет степенный ход жизни и начинает ломать себя.
«Патриком его назвали, чтобы звать хоть как-нибудь. Настоящего своего имени Шут никому не сообщал, а прозвище его никто не воспринял всерьез, ибо в Солнечном Чертоге оно обернулось настоящей должностью».
Отдельно хочется выделить детские воспоминания Шута, в которых вдумчивый читатель непременно найдёт для себя развёрнутое построение необыкновенной личности. Примечательны в этих воспоминаниях наивные добрые попытки малыша развить в себе магию: они более всего походят на красочные сны, придавая повествованию сказочности. Очень жаль, что развитие магического дара было прервано приёмной матерью Патрика. Тем не менее, судить строго её не получается: простодушная женщина желала исключительно добра ребёнку. В словах наивной циркачки сложно отыскать глупость или холодный расчёт: «Играй для всех, — говорила она, — не бойся одевать маски. Но внутри оставайся собой». Данный принцип стал в итоге основой выживания магии в мире.
С раскрытием образа королевы Элеи не всё так просто и гладко. Девушка поначалу предстаёт нам надменным персонажем, занавешенным шторами сухих речей и эгоистичных поступков. И только надежда Патрика на широту души своей повелительницы заставляет поверить в тонкую натуру под непроницаемой маской. Автор не торопится с рассказом секрета Элеи, но когда приходит момент описания влюблённости девушки, развязка будоражит чувства скрупулёзными описаниями всех душевных метаний героини. Какая трогательная получилась у Кочешковой любовь! Чистая и светлая. С оттенками глубокой грусти. Любовь всей жизни не возникает ниоткуда, на пустом месте, она проходит испытания сквозь годы социальных запретов и перерастает в мощный бурный поток с трудом сдерживаемых эмоций. У меня возникло непередаваемое ощущение таинства при прочтении тематических эпизодов, ясного понятного откровения.
Личность автора прослеживается во всех абсолютно героях повествования через собственное воспитание, жизненный опыт, личное восприятие жизни.
«Она всегда считала, что с богами нужно говорить не заученными фразами, а сердцем».
«Она загадывала — если никто не войдет в зал, пока она проходит лабиринт от начала до конца, то, например, строгая гувернантка позволит ей вместо урока хороших манер погулять в саду и поиграть с сыном цветочницы…»
Но повествование невозможно ограничить двумя персонажами. Так же как нельзя выделить среди них совершенно хороших или плохих. Король Руальд чем-то напоминает заколдованного Артура, разрываемую в противоречиях личность. Его брат сожжён несправедливостью судьбы, вынужден вести нечестную игру. Ведьма диких племён Нар выступает катализатором разворота основных событий, помогая главному герою, что ошибочно принимается за слабость. Циркач Ларс жесток не от внутреннего несовершенства, а от определённого уровня воспитания. Все эти с первого взгляды «плохие» люди на самом деле – та необходимая часть жизненного пути героя, что закаляет его и делает настоящим человеком.
Напоследок хотелось бы заметить, что тексту требуется вычитка. Пунктуация местами ужасна: слишком с многоточиями, половина цитат оформлена неправильно, лишние и недостающие запятые. Присутствуют также смысловые ошибки. Думаю, после чистки произведение будет просто прекрасным.