Юлия Васильева – «Управлять дворцом непросто»Рецензия (c) Максим Автор: Юлия Васильева
Название: «Управлять дворцом непросто»
Скачать бесплатно: Юлия Васильева – «Управлять дворцом непросто»Аннотация: Королевские смотрины… Венценосный жених в растерянности, невесты соревнуются в сумасбродстве, а политическая выгода и тонкий расчет ставятся выше любви. Банально и скучно? А что, если взглянуть на картину изнутри? Например, из кабинета управляющего дворцом вид открывается не менее захватывающий, чем с королевского престола.
Эпиграфы:
«Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.»
(Антон Семёнович Макаренко)
«Наша советская педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если мы вычеркнем в логическом построении коллектив.»
(Он же)
Рецензия:Только ленивая в наше время не пишет юмористическое женское фэнтези. И только глупая в наше время не ощущает глубокий кризис этого жанра. Дело даже не в бесконечном клонировании обитателей Белории, не в переизбытке волшебных мечей, хищных коней и говорящих питомцев. Кажется, сам процесс уничтожения очередного злодея очередной бравой воительницей (воровкой, магичкой) больше не будоражит юные обывательские сердца. И даже желанный принц, появляющийся обыкновенно ближе к финалу, не способен исправить ситуацию. Тем юным леди, кто не обделен вкусом и интеллектом, давно прискучило развлекаться спасением мира, а писательницам, кто поумнее, прискучило их подобным образом развлекать. Все темные властелины давно перебиты, все дорожные хохмы-поскакушки сыграны, а принцы махнули рукой и ушли в трактир. Хочется возвращения к корням: чего-то простого, человеческого. Женского в хорошем смысле слова. Но в тоже время, чтобы это не выглядело скучно и старомодно. Новый роман Юлии Васильевой такую возможность предоставляет, и я рекомендую юным читательницам запомнить эту фамилию.
Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами – банально, но работает. И почему бы не помочь молодой перспективной авторше, учитывая, что талант у госпожи Васильевой действительно заметен – это я готов подтвердить, как человек, прочитавший книгу от корки до корки. В кои то веки перед нами не графоманка, брызжущая в читателей больным воображением, но и не плагиаторша, потихоньку ворующая идеи у других, а человек, реально ищущий что-то своё. Всё ли идеально? Конечно, не всё идеально. А всё и не могло быть идеально, учитывая, что это практически дебют. Я не говорю уже о том, что талант сам по себе – это вовсе не заслуга автора. Талант – это Божий дар. Развитие таланта – вот заслуга автора. Если человек неправильно развивает талант либо использует его не во благо, Бог свой дар отбирает. Поэтому как Юлия Васильева будет оттачивать свои способности, как будет совершенствоваться, это мы ещё поживем - увидим. А пока что, леди и джентльмены, добро пожаловать во дворец королевства Грелада, где в скорости будут происходить удивительные события.
Приближаются королевские смотрины. Несколько десятков иноземных принцесс и дамочек калибром поменьше (вроде дочек знатных лордов) прибудут во дворец, дабы по всей официальной форме быть представленными ко двору. А спустя несколько дней его величество король Грелады Ратмир II намерен выбрать себе супругу из весьма большого числа претенденток и официально объявить о предстоящей помолвке. И быть по сему!
Опять, - скажете вы. Опять очаровашка король, опять принцессы с личиком Барби, опять балы-красавицы-лакеи-юнкера, опять поцелуйчики в диафрагму и «жили они долго и счастливо» - сколько можно-то? Не спешите, милые дамы, с выводами. Достаточно прочесть парочку глав, чтобы окончательно убедиться -
таких королевских смотрин ещё не было. И дело тут не в каких-то пикантных особенностях прибывающих ко двору невест - хотя и без этого дело не обойдется. Просто никогда прежде взгляд на королевское торжество не преподносился нам с такой необычной точки зрения. С точки зрения человека, непосредственно отвечающего за этого торжества организацию, причем не в военном или политико-шпионском смысле, а в самом что ни на есть бытовом. За королевским сватовством мы наблюдаем не глазами какой-то хитренькой принцессы и даже не глазами короля, а глазами обыкновенного дворцового управляющего – человека, призванного обеспечить всей этой королевско-дворянской братии кров, стол, гигиену, развлечения и прочие ежедневные потребности, о которых в большинстве сказочек гламурненько умалчивается. Согласитесь, нечасто нам рассказывают волшебную сказку от имени зама по тыловому обеспечению, выражаясь армейским языком. К тому же в роли этого зама (управляющего то есть) выступает не умудренный опытом лорд с бакенбардами, а девятнадцатилетняя девушка Николетта.
Пока непонятно? Ладно, еще раз и сначала. В королевском замке внезапно заболевает старый управляющий - лорд Эдвард. То ли заболевает, то ли симулирует болезнь, исходя из каких-то своих стратегических соображений. И по настоянию врачей убывает в деревню поправлять здоровье. А вместо себя на должности управляющего оставляет родную дочь Николетту девятнадцати лет от роду, вызвав тем самым легкий шок и у молодого короля, и у собственно Николетты. На прощание он передает девушке медальон управляющего (нечто вроде служебного удостоверения) и произносит речь в стиле: «Барахтайся, дочурка, авось выплывешь». А ровно через две недели предстоят официальные королевские смотрины с соответствующим приемом высокопоставленных гостей. И юной леди Николетте, новоиспеченной дворцовой управляющей, предстоит их организовать по полной программе. Пятнадцатилетнему Дику Сенду, в своё время принявшему командование «Пилигримом», было проще, гораздо проще. У него под началом было лишь пятеро послушных негров, а у леди Николетты этих «негров» - хоть в бочке соли, причем далеко не таких послушных. Повара, садовники, прачки, лакеи, горничные и каждый себе на уме. О том, как леди Николетта будет справляться со своими новыми обязанностями, и рассказывает книга во всех красочных подробностях.
Цитата:
Я вышла из дома и в нерешительности замерла на крыльце. Что делать дальше? С чего вообще нужно начинать? Необходимо все расставить по полочкам, иначе точно запутаюсь.
Итак, у меня две недели на то, чтобы подготовить дворец к приему гостей, а также на организацию различных увеселительных мероприятий вроде балов. Звучит как-то обманчиво нестрашно. Что для этого надо сделать? Начнем с того, что гостям нужно где-то жить и что-то есть. Значит, первым делом к дворецкому и повару. Во-вторых, не хотелось бы ударить в грязь лицом… то есть… дворцом. Я грустно оглядела безнадежно запущенный сад: в таких дебрях мы можем потерять пару-тройку важных гостей, чем непременно вызовем дипломатический скандал.
Куда бежать бедной девушке? За что хвататься? И это только начало, друзья мои. Только начало.
Ну а теперь, когда я поведал вам завязку истории и, надеюсь, слегка заинтриговал, попробуем обстоятельно разобраться, что у Юлии Васильевой получилось хорошо, а что, напротив, не удалось. Начнём с позитива – о нем говорить всегда приятнее.
Первой приятной неожиданностью для меня оказалось полное отсутствие на горизонте гномов, орков, вампиров и, что уж совсем невероятно – сексапильных эльфов. Представляете, у нас тут женское фэнтези, а сексапильных эльфов нет. Ни единого. Прямо сенсация какая-то. Возможно, для какой-нибудь сопливой старшеклассницы это и плохо, но лично от меня за такое «самоуправство» авторше поклон и жирный читательский плюс.
Второй плюс – за героиню. Точнее не за саму героиню, а за те уникальные обстоятельства, в которые авторша её помещает. Чем они уникальны? Как ни парадоксально, своей житейской простотой. Уже осточертело читать про боевых дам, которые воюют за судьбы мира, швыряются фаерболами направо и налево, но в сущности ни к чему не причастны. Наконец-то нам предложили героиню, которая
действительно что-то делает. Героиню, которая
наделена какой-то реальной ответственностью, а не просто колдует и сражается с демонами в перерывах между примерками новых нарядов. В течение всей книги жизнь будет подбрасывать юной управляющей различные курьезные ситуации, а леди Николетта будет пытаться из них выбраться и навести на вверенной территории какое-то подобие порядка. Что крайне нелегко сделать, учитывая присутствие во дворце толпы взбалмошных принцесс. Да и собственные подчиненные скучать не дадут. Чего стоит один только новый королевский повар лорд Кит, который категорически не признает субординацию: постоянно шпыняет леди Николетту, пичкает её своими приторными десертами (хотя она презирает сладкое) и явно потихоньку к ней подкатывает.
Ирония заключается в том, что леди Николетта, брошенная поднимать дворец из запустения, не получает параллельно никаких магических штучек, столь любимых нашими писательницами. Зато получает нечто более ценное – руководящие полномочия. Пожалуй, самый могущественный артефакт из всех, известных миру. Главное уметь им правильно пользоваться. Этой темы (не стремления к власти, а именно умения с нею обращаться) авторши фэнтези обычно тоже осторожненько избегают. У Васильевой хватило смелости пойти против течения, и это ещё одно очко в её пользу.
Иронии и самоиронии в книге вообще достаточно, что опять-таки радует. Иронизирует Васильева над разными вещами, но в первую очередь – над устоявшимися штампами всё того же юмористического и романтического фэнтези. У большинства её коллег по цеху если уж бал Наташи Ростовой, то до полного экстаза. Если уж объятья под луной, то «он привлек меня сладострастным поцелуем, сжал мой трепещущий стан и всё заверте…» У Васильевой – сплошные образцово-показательные обломы, построенные на столкновении интересов и чувств, а порой на элементарной ревности. Вот очень характерная сцена:
Цитата:
— Сегодня одна из самых прекрасных летних ночей. — Он слегка склонился ко мне.
— Вы правы, — только и смогла пробормотать я, чувствуя себя героиней любовного романа.
— Но вы можете сделать ее незабываемой… — Он склонялся все ниже, голос становился все тише и ласковей.
Радостно запрыгали игривые мысли. Вот оно!
Каково же было мое разочарование, когда ярл внезапно остановился и посмотрел вверх, на лестницу.
— Нет, вы продолжайте-продолжайте, не стесняйтесь. — Облокотившись на перила, за нами наблюдал сэр Кит. На его лице играла какая-то дьявольская ухмылка — у меня аж мурашки поползли по коже. — Я тут тихо посижу, никого трогать не буду.
Вот чем заканчивается излишний гуманизм. Была же у меня мысль вовсе не пускать его на бал.
Кочевник отошел на шаг и поклонился:
— Мне очень жаль.
— Что вы… — Я хотела сказать, что на этого нахала можно не обращать внимания, а если спустить его с лестницы (что вполне заслуженно), то и проблем-то не будет. Хотела, но, естественно, не могла.
— Мой долг присмотреть за принцессой Сорой. — С этими словами он поднялся по лестнице и вошел в зал.
Я в раздражении повернула лицо к Киту.
— Ах, вы можете сделать эту ночь незабываемой, — передразнил насмешник. — Тебе не противно?
Возможно, это не так романтиш-шно, но в несколько раз более жизненно. Не шедевр, конечно, но уж точно и не графомания. Кстати, о любовной линии. Мне понравилась любовная линия. Да-да, ещё раз повторяю громко: мне, мужику, понравилась здешняя любовная линия. И ещё мне очень понравилась развязка любовной линии - оригинальная и в чём-то даже трогательная. И достаточно неожиданная – в той мере, в какой она вообще может быть неожиданной в рамках женского фэнтези. Подробности естественно сообщать не буду, но поверьте, к гламурному поцелуйчику там дело не сведется.
О юморе. Юмора, господа, в романе есть и юмора там с избытком. Увы, попадаются шутки сугубо американского разлива в стиле: ей чем-то засветили в глаз, у него смешно оторвалась пуговица, она поскользнулась на скользком полу и шлепнулась. Такой юмор можно любить или не любить, но одно бесспорно – по своей структуре он визуальный и гораздо лучше смотрится на экране кинотеатра, нежели на страницах книги. И это при условии, что подобный юмор вас в принципе не раздражает. По счастью его там сравнительно немного, и в основном преобладают остроты уровнем повыше, построенные на забавных диалогах, милых дворцовых интрижках, казусных ситуациях. Не буду врать, что смеялся до слез, но улыбался частенько, а два-три раза даже хохотал. «Эти идиоты умудрились потерять рояль!» - вроде и ничего особенного, а смешно. Да-да, тут действительно будет рояль и, представьте себе, будет именно в кустах. В смысле не тот рояль, который не рояль, а тот рояль, который… рояль. Ну вы поняли. Вообще, несмотря на внешнюю деловитость, атмосфера царит легкая и озорная. Даже злодеи здесь опереточные и разоблачают их в конце как-то по опереточному. Даже черная магия, проявившаяся во второй половине книги, на поверку оказывается никакой не черной, а так – сиреневой в розовую крапинку.
Еще об одном важном аспекте следует упомянуть. В романе имеется скрытый второй смысл – незамысловатая, но всё-таки идея, и касается она, как вы уже догадались, взаимоотношений в трудовом коллективе. Работа начальника, как говорит книга (и я в принципе с ней согласен), это на девяносто процентов умение организовать слаженную работу людей. Николетта оказывается на коне именно потому, что умеет воздействовать на своих подчиненных, раздаёт всем сестрам по серьгам: кого-то убеждает, кого-то воодушевляет, а кому-то приходится и пригрозить. Метод кнута и пряника в действии. По сути, перед нами теория управления в версии для блондинок. С одной стороны, бред, конечно, а с другой - блондинкам тоже надо как-то просвещаться. Я не случайно взял в качестве эпиграфов изречения Антона Семёновича Макаренко. Доживи отец советской педагогики до наших дней, он скорее всего одобрил бы данное произведение.
Как видите, положительных моментов довольно много. И я с огромным удовольствием выставил бы книге высокую оценку, если бы они (увы-увы) не уравновешивались моментами отрицательными. Первый серьезный недостаток скрывается в глубинах характера самой главной героини, которая при близком рассмотрении оказывается очередной стервой. Каких в женском фэнтези были сотни до неё и будет ещё столько же после неё (ещё раз увы-увы). Это качество слегка нивелируется на фоне добросовестности, смелости и порядочности, но полностью, к сожалению, не исчезает и мешает читателю по настоящему полюбить Николетту. Причем сильнее всего стервозность проявляется в разговорах с поваром сэром Китом – человеком, который явно питает к юной управляющей чувства. Сэр Кит говорит колкость, леди Николетта ерничает в ответ – так и живут. Вот типичный пример их милой беседы:
Цитата:
Делать нечего, придется это пробовать. Я положила книжку на колени, взяла у него из рук вазочку, зачерпнула маленькой серебряной ложечкой розовую массу и отправила в рот. Бэ-э-э, господи, неужели кому-то может нравиться что-то настолько приторное? Видимо, моя нелюбовь к сладкому живо отразилась на лице, потому что сэр Кит выглядел крайне озабоченно.
— Вам не понравилось?
— Конечно, не понравилось. Так можно и умереть от сахарного отравления. — Я скорее зажевала протестированное блюдо яблоком, которое на фоне десерта показалось кислющим до невозможности.
— Сахарного отравления не бывает, — жалостливым голосом сказал повар.
— У меня бывает. — Я сунула вазочку обратно ему в руки.
— Это значит, что вещи мне можно даже не распаковывать?
— Да нет, почему? Живите. Все эти титулованные бездельники обожают подобную приторную гадость.
Ну почему некоторые авторши упорно пытаются убедить нас, что подобные диалоги между взрослыми людьми это нечто естественное? Если тебе понравился парень (девушка), ему (ей) надо изысканно нахамить, и тогда он (она) непременно в тебя влюбится. Типичная логика стерв. Лично меня она уже порядком достала.
Второй весомый недочет – собственно король Ратмир. Вдвойне обидно, что все иные персонажи от мала до велика получились вполне достойно, а некоторые – просто замечательно (садовник Митич – рулит!), все – кроме короля. Безвольная личность и тюфяк, только и делает, что шляется по коридорам и прячется от собственных министров. Зачем шляется? Почему прячется? Никто нам не объяснит. Боится самостоятельных решений, боится сам выбрать себе невесту. Видимо, так госпожа Васильева представляет себе либеральную форму правления. В какой-то момент выясняется, что большинство принцесс прибыли на смотрины вовсе не из-за короля, и этому охотно веришь. И ошибочно мнение, что подобные государи являются родоначальниками демократий. Как раз за такими вот тряпичными правителями приходят самые жестокие деспотии, вспомните Людовика XVI и нашего Николашку Второго. Как в королевстве Грелада до сих пор не пальнула «Аврора», для меня загадка.
Ну и конечно, бич современных молодых литераторов – язык. Я не могу назвать его отвратительным или вопиюще безграмотным – он не хуже, чем нынешнее большинство. Но если красота речи является для вас ключевым фактором, «Управлять дворцом непросто» лучше вообще не раскрывать. Избежав явных гадостей вроде коверкания слов и модного нынче школьного сленга, Васильева наступила на другие грабли – неуместные неологизмы и громоздкость предложений. Последнее особенно удручает, поскольку сильно утяжеляет текст, а для юмористической литературы это особенно опасно.
Цитата:
Почему же сейчас перед нами стояла эта миниатюрная девочка с длинными, слегка вьющимися, почти белыми волосами и странными, будто бы флуоресцентными глазами?
«Флуоресцентными». Хм… Почему сразу не «кибернетическими имплантантами»? Мне казалось, у нас тут веселое фэнтези. Сказка.
Цитата:
Во-первых, Кит тут же загородил лазейку, во-вторых, сработал защитный заговор, и меня не слабо приложило током.
Даже если допустить, что в этом мире уже известно понятие «электричество», едва ли в нём известно понятие «электрический ток». И потом «не слабо приложило» это как-то…
Цитата:
Я вылезла из-за дерева, а ради большей политкорректности пришлось даже приблизиться к верблюду на расстояние, которое превосходило мое чувство самосохранения.
Когда придёте в себя от необычайно «уместного» здесь термина «политкорректность», попробуйте просто произнести это предложение вслух. Великий и могучий зажигает, правда?
Но довольно шпилек и насмешек, в целом сегодняшняя соискательница их не заслужила. Если человек дебютировал в жанре юмористического фэнтези и с первой же попытки сумел создать нечто сносное (далеко не шедевр, но всё же), значит имеет смысл не останавливаться на достигнутом. Пробовать, искать, набираться опыта. И тогда кто знает, может быть со временем у Ольги Громыко наконец появится настоящий, а не фальшивый последователь – со своим стилем, со своим лицом. Но это дело будущего. А пока вернемся на грешную землю и подведем итог. Что мы имеем в совокупности? С одной стороны, типичное чтиво для блондинок. С другой стороны, это достаточно качественное чтиво для блондинок, чтобы понравиться и брюнетках с шатенками, и даже некоторым мужчинам. За всех носителей XY-хромосомы не поручусь, но я, например, прочел роман до конца и, доложу вам, не без удовольствия.
Итог: Достойная книжка для отдыха, вполне способная поднять настроение на вечерок. Если вы, милые дамы, желаете расслабиться на пляже или просто отдохнуть на диванчике после трудового дня - смело берите эту книгу в спутники, она вас не разочарует. Иное дело, что как любой «середняк», это роман-однодневка. Перевернув последнюю страницу, вы отложите книгу в сторону и вряд ли когда-либо захотите к ней вернуться.