Рецензия © Тройка
Название: Девочка, покорившая время
Альт. названия: The Little Girl Who Conquered Time
Toki wo Kakeru Shoujo
The Girl Who Leapt Through Time
The Girl Who Lept Through Time
The Girl Who Cut Time
Toki wo Kakeru Shojo
Toki o Kakeru Shojo
Жанр: приключения, фантастика, романтика, драма
Формат: полнометражный фильм, 100 мин.
Производство: Madhouse Studios
Год: 2006
Режиссер: Хосода Мамору
Оригинал: Ясутаки Цуцуя
Аннотация: У старшеклассницы Макото не задался день: контрольная написана скверно, на уроке домоводства сгорела темпура, на перемене ее сшибли с ног; после уроков она относила анкеты и растянулась в лаборатории. И, в качестве эффектного завершения дня, у Макото отказал тормоз на велосипеде, причем выяснилось это как раз на железнодорожном переезде, когда поезд уже подходил... Если бы этот день пошел как-то иначе! Если бы можно было хоть что-то переиграть!..
...а, как известно, девочки в этом возрасте часто прыгают во времени...
Рецензия: Фильм-рекурсия. Пришёл, увидел, перемотал
Если вы любите аналогии, то я могу предложить на ваш суд в похожесть рассматриваемому аниме «Паприку» и немецкий фильм «Беги, Лола, Беги». Первое по рисовке и атмосфере, второй – по устройству сюжета, иногда динамике.
Тринадцатый день седьмого месяца может одновременно быть как удачным, так и несчастливым. Времени в принципе всё равно, кому преподносить мелкие и не очень пакости, а вот озабоченные проблемами на уровне исчезнувшего пудинга школьники принимают эту тонкую грань близко к сердцу. Куда уж хуже: провалить контрольную, устроить пожар, быть обязанной зайти после занятий к тётушке, да ещё и обнаружить в итоге, что тормоза всегда верного велосипеда решили отказать в самый неподходящий момент. Провидение Макото в этот странный день было просто необходимо. Вот только остался открытым вопрос, смогла ли обычная девочка им распорядиться в должной степени. Правильно замечает её тётушка: достанься прибор времени кому-то более коварному – и не миновать беды. Но и ошибок хитрый персонаж смог бы сотворить в разы меньше. Хотя обо всём по порядку.
Обнаружив неожиданно, что может перемещаться во времени, Макото совершенно не задумывается о последствиях использования волшебного механизма. Чего только стоят её прыжки для разгона, после которых она неизменно врезается на полном ходу во всяческие предметы, причём чаще – головой. То, что может пострадать кто-то ещё, главная героиня начинает подозревать, когда половина «прыжков» уже использована. И тут же бросается спасать окружающих, совершеннейшим образом забывая о себе. Ведь в жизни так же, как и в её ситуации: что-то может статься добром тебе самому, но во вред кому-то ещё. А девочка отвечает неизменно: «Я что-нибудь придумаю». Только упустив собственную любовь, подставив нескольких персонажей и разрушив хрупкое положение пришельца из будущего, девочка наконец-то делает правильный выбор. И как же иначе в сказке, где обязан быть хорошим конец.
Школьница Макото – это своеобразная юная версия Харухары Харуко. Она так же бросается, не подумав, в случившуюся поблизости неприятность, аналогично героине «Фури-Кури» прожорлива, влюблена в бейсбол, общение с красивыми юношами и развлечения до потери голоса. Правда, стоит заметить, что героиня творчества Мамору Хосоды по-детски наивна и простодушна, не умеет искать себе выгоду в даже, казалось бы, беспроигрышных для неё ситуаций. Любимый мой эпизод в рассматриваемом аниме – поездка вдвоём на велосипеде. Все попытки девочки, покорившей время, отказаться от своего счастья подобно тому, как она отвергала всё плохое в жизни, умиляют, заставляя пересматривать сцену по несколько раз.
– Я ведь не умерла? Я странно выгляжу?
– У тебя с чёлкой что-то не так.
На мой скудный вкус остальные персонажи женского пола в произведении противопоставляются главной героине. «Старая дева» – на удивление умудрённая опытом, не обделённая интуицией и здравыми рассуждениями женщина. Лучшая подруга Макото – обыкновенный влюблённый подросток, точно знающий, что ему нужно и кто является соперником в достижении цели. Клуб помощи гиперболизировано героичен, театрален и иногда чрезмерно инициативен. Мужская составляющая «Toki wo Kakeru Shoujo» ограничена, по сути, двумя персонажами: серьёзным чутким Косукэ и экспрессивным справедливым Тиаки. Разномастные молодые люди сошлись вместе с Макото, чтобы разнообразить серые школьные будни, а получили в довесок много по-взрослому серьёзных вопросов, требующих разрешения, влияющих на становление личностей персонажей. Вообще, романтика и юмор преподнесены в произведении через бытовые ситуации, переданы очень хорошо. Так что поведением персонажей нужно наслаждаться, находя что-то знакомое, своё.
Рассуждения об аниме всегда приводят к оценке качества картинки. Не обойду данную тему и я. Все фоновые пейзажи в произведении, любое помещение, вид природы просто чудесны. Художники уделили особое внимание небесным зарисовкам и отображению летней японской флоры. Солнечные пятна на фигурах персонажей наводят мысли о работах Моне над светом. Велосипедам, а также часам в «Toki wo Kakeru Shoujo» спета отдельная ода во славу настоящего момента, красоты жизни прямо сейчас, рядом с нами. А вот люди здесь смазаны и упрощены. Думаю, это авторский приём, подчёркивающий динамичность развития сюжета. Во всяком случае, любые движения показаны художниками детально и довольно достоверно. К тому же роду заморочек я бы отнесла неспешную в классическом стиле музыкальную окантовку.
В итоге, я бы советовала данное аниме к просмотру при любом настроении. Повседневность в фантастике оказывается в тему каждому уровню зрителя. Все мы когда-то были школьниками. Так хочется иногда снова ощутить «глобальность» подростковых проблем.
Screen shots: