Code Geass: Lelouch of the Rebellion/Код Гиасс: Восстание Лелуша
Рецензия ©Farlander
Режиссёр: Горо Танигути
Сценарий: Горо Танигути, Итиро Окоути
Производство: Япония, студия Sunrise
Формат: анимационный телевизионный сериал, два сезона, 25+25 эпизодов
Жанр: меха и все на свете
Год: 2006, 2007
Признан лучшим аниме-сериалом сезона 2007 сразу несколькими тематическими изданиями.
Формат отсмотренного материала - лицензия, HDTV 720р, четыре диска+бонусы; любительский саб.
Знаете, чем попса отличается от поп-музыки?
Говорят, что музыка – даже поп-направления – это нечто самоцельное, ради искусства, а уже потом – ради всего остального. Мол, Элтон Джон, Тина Тернер, Майкл Джексон – это поп-музыка, а вот Бритни и прочий шлак – попса. Потому что попса – она ради денег, не ради искусства. И вроде бы как сам по себе термин "попса" подразумевает отсутствие всякого качества: кому какое дело, если "пипл хавает"? И вроде бы стало привычным, что именно с такой логикой создаются разные "проекты", будь то музыкальные "Ранетки", книжные "Сталкеры" или киношные МакСимы и летающие "Волги".
Но возможно ли предположить, чтобы чисто коммерческий проект, созданный для выбивания бабла, поддержания ажиотажа и прочих радостей жизни – попса, основанная на давно апробированных шаблонах – был смешан настолько качественно, что, даже отдавая ему законную дань, хочется сесть и слушать/смотреть/читать? Бывает ли так, что очень конъюнктурная вещь выходит не просто ширпотребом, а редкого качества – по меньшей мере, достаточного, чтобы простить ей саму конъюнктурность? "Нет", скажете вы. "Да", ответит студия Sunrise, причастная к созданию одной из легенд жанра меха – знаменитых Гандамов. А еще – "Код Гиасс".
Tемный Герой - гроза Британии, любимец публики
То, что "Восстание Лелуша" – попса, становится заметно в самом начале и очевидно – спустя всего несколько серий. Sunrise не изобрели велосипеда, решая порвать шаблон своим будущим и нынешним фанатам, они сыграли по нотам, выдумав зубодробительный коктейль из всего на свете. Риск был велик: вторичность "CG" относительно тех же Гандамов деть некуда, да ее и не пытаются скрыть. Напротив, ею бравируют и просто-таки выпячивают вперед: внимательный отаку легко проведет аналогии между двумя сеттингами. Да, риск был велик – и тем интереснее вышла победа.
Хлеба и зрелищ – почему бы и нет? Хлеб продается в ближайшем супермаркете, а зрелища – вот они. Все то, что любит и ценит любой анимешник в тройном размере. Всего с избытком – так, чтобы через край. Если меха – то в таком количестве и такого умопомрачительного дизайна, что вырви глаз и выкинь мозг. Если мальчики – то яойные чуть менее чем полностью, и такие няшки, что девочки в восторге. Если девочки – то гаремом и с фансервисом, плюс как минимум одна лесбиянка в довесок, что весьма по душе отаку и хикки. Если война – то со штабелями трупов и локальным применением ОМП как веского аргумента в споре – суровые любители кровавых бань довольно кивают бритыми головами. Для тех, кому по душе драма – будут слезы, любителям клубнички причитаются прелести главных героинь, а уставшим от стрельбы и интриг – пара глуповатых комедийных эпизодов.
Тот самый Гиасс
Из всего этого следует банальный вывод: Sunrise пытались снять сериал для всех потенциальных групп потребителей – этим, во многом, объясняется и похожесть сериала на все сразу, и наличие почти всех основных характеров, свойственных аниме-культуре, и некий тонкий троллинг реальной действительности, и обилие стилистических вывертов вроде минимум дюжины нарядов для каждого персонажа. И так далее, так далее – нет им числа.
Да, "Код Гиасс" – это попса, но попса качественная и правильно "сделанная", где каждому элементу находится место. И пусть по отдельности все это – бред, собранное вместе чудовищным монолитом, это собрание клише и штампов действительно превращается в одно из самых ярких событий аниме-культуры последних лет. Пример того, как надо делать коммерческие проекты.
Итак, в альтернативном мире Британская Империя захватывает половину мира и становится самым сильным государством на свете. Охотясь за редким ресурсом – сакурадайтом – Империя вторгается в Японию, превращая ее в свою провинцию, Сектор-11. Действия первого сезона разворачивается спустя десятилетие после захвата Японии – Сектор-11 представляет собою смесь футуристических кварталов для подданных Британской Империи с классическими (привет GITS и другим) гетто для коренного населения, которое британцы презрительно называют "одиннадцатые".
Некий Лелуш Ламперуж, простой японский студент престижной академии Ашфорд, а по совместительству – сын не кого-нибудь, а самого Императора, случайно оказывается вовлечен в террористический акт. В итоге он встречает друга детства – коренного японца Куруруки Сузаку, сына бывшего премьер-министра, а по совместительству отцеубийцу – и спасает незнакомую девушку с зелеными волосами и странным именем С.С.. Которая дарует Лелушу Гиасс – уникальную магическую способность влиять на других людей, диктуя им свою волю. Быстро осознав все перспективы, отверженный императорский отпрыск приступает к реализации своей мечты – свержению отца с трона Британской Империи, чему и будут посвящены, преимущественно, оставшиеся сорок девять серий.
Демократия по-британски
Первым козырем Sunrise в битве за зрителя стали, конечно, герои. Лелюш – харизматичный подонок, кавайная сволочь с дьявольским интеллектом, амбициями размером с планету, отсутствием всяких комплексов и, конечно, глубокими внутренними проблемами – такие персонажи однозначно "секси" и безумно нравятся современным девочкам. В нем есть все – и аристократическая утонченность (принц, как-никак), и здоровая амбициозность (захват мира – чем не цель для настоящего героя?), и здравый цинизм, и почти нескрываемое презрение к своим же соратникам, и доля авантюрности, и изворотливость (тот еще глист), и широта души, и искренняя, болезненная любовь к С.С. и некоторым другим героиням. Короче – кул, секси и кавай. Толпы поклонниц рыдают. Спойлер: да-да, по Лелушу сохнут С.С., Карен и прочие обладательницы бюстов размером от третьего и выше, а аутсайдеру круглого стола достается плоская, как доска, Юфи, да и та мертвая. Что как бы намекает нам, кто главный парень на деревне…
Тот самый Лелуш. Умница, лапочка, завоеватель половины мира
Ему в противовес Куруруки Сузаку вышел таким шаблонно правильным, что не может не вызывать отторжения. По всем правилам и законам он – классический "паладин", рыцарь на белом коне, в чьем облике при желании можно заметить тонкий троллинг всех сил Добра и Справедливости вместе взятых. Не факт, что сама студия Sunrise планировала подать этого героя в таком свете, но вышло то, что вышло: на всем протяжении сериала Сузаку насаждает Добро и причиняет Справедливость в промышленных масштабах, не забывая рассказывать всем и каждому о великой и благородной цели мирного сосуществования. К середине второго сезона, лицемерие подобной позиции выходит на новый, просто-таки сакральный уровень, и начинает восприниматься само по себе, как метафора: наблюдая за тем, как Сузаку сам себе без конца доказывает, что он не предатель и убийца, невольно умиляешься и вспоминаешь вагоны западного кинопрома (и не только), в которых герои такие герои, что невозбранно учиняют геноцид и спят спокойно, так как за Добро и Справедливость. В итоге герой получился неожиданно живым и отталкивающим: создатели удачно нащупали жилку и выдавили из образа все, что смогли.
Носительница Кода С.С. – та еще стерва, каноническая расчетливая сучка с все теми же глубокими психологическими проблемами (вообще, надо сказать, эти самые проблемы наблюдаются почти у всех главных персонажей). Тоже архетип, по сути вещей. На протяжении фильма реально доставляет тонким троллингом главного героя. Так же, в отличие от всех прочих персонажей, воспринимает Лелуша не так, как сама хочет воспринять, а таким, какой он есть – без прикрас. За что им и уважаема (а то и любима – симпатии принца к ведьме есть предмет неутихающих споров). Во втором сезоне на время превращается в имбецильную лоли, позднее "берется за ум" и продолжает радовать почти до упора.
Она смотрит на тебя...
Пилот-асс Карен, наполовину японка, наполовину – британка, главный противник Сузаку на поле боя, а по совместительству - сокурсница Лелуша. Член сопротивления инкогнито. Жесткая, как напильник. Кстати, ее меха называется "Лотос Мк2" – "Гуррен Мк2", что как бы намекает. Нетерпима к врагам, во втором сезоне реально доставила форменным мордобоем по холеной мордочке японского британца. Во втором сезоне – одна из немногих, кому известно настоящее лицо Зеро – альтер-эго Лелуша. Так же не чурается глубоких психологических проблем, что уже никого не удивляет…
Карен. Все темы раскрыты
Герои, герои… Тысячи их! И действительно, по количеству действующих лиц "CG" если и не рекордсмен, то явно входит в лидеры. При этом примечательно, что большая часть героев хоть и шаблонна, четко соответствуя прописанным типажам, их вплетение в историю, расстановка и акцентирование, в целом, очень и очень удачны, что и требовалось расчетливым создателям.
Слева направо: Сузаку, Карен, С.С. и, собственно, Лелуш
Второй "ход конем" авторы сделали в сюжетном направлении и здесь, надо сказать, их нельзя не похвалить. Многие эпизоды предсказуемы, но это легко компенсируется великим множеством перевертышей: пожалуй, по количеству резких сюжетных поворотов "CG" и впрямь может считать эталоном. Причем местами эти самые сюжетные выверты действительно заставляют восторженно салютовать попкорном: скажите, ведь не один я ловил кайф от эпизода ВНЕЗАПНОГО экстерминатуса одиннадцатых всея Японии кавайной лоли Юфимией? Вторая составляющая – побочные сюжетные линии, в изобилии разбросанные по всем пятидесяти сериям. Здесь-то и начинают работать все эти многочисленные герои, раскрываясь перед нами, кто во что горазд. Ну и пусть половину из этого мы уже видели, а вторую половину предугадали с первых кадров – эти самые побочные сюжетные ответвления есть и с их присутствием сериал только выигрывает.
Любителям пасхалок доставит обилие перекрестных цитат с другими аниме, прежде всего Гандамами. Однако главным вопросом остается похожесть "CG" на "Тетрадь Смерти" – вокруг этого вопроса сломано копий едва ли не больше, чем вокруг арбузов в "Евангелионе".
Схематичность, даже шаржевость визуального ряда удачно замаскирована обилием красок и мешаниной дизайна. Как уже было сказано, одних только мех в сериале три десятка разновидностей, да еще и по нескольку модификаций для ключевых моделей. Так же упоминалось изобилие нарядов и костюмов для героев: помимо привычной всем школьной униформы, дизайнеры не посчитали за труд добавить повседневные и парадные вариации, доведя гардероб героев до невидного разнообразия. Одна только С.С. может похвастаться гардеробом из дюжины разнообразных платьев и костюмов, впрочем, по большей части - достаточно откровенных.
Британский демократизатор в действии
Кстати, о фансервисе. Он есть и его не так мало, как кажется, просто вписан он уместно и, по большей части, со вкусом. О том, что девушек в сериале немало, уже упоминалось, о том, какие формы у них преобладают – говорилось. Так почему бы не демонстрировать все это в удобный момент? Этим и заняты аниматоры, впихивая пару-тройку специфических кадров едва ли не в каждый эпизод. Да ладно вам, не морщитесь, признайтесь – на что смотрели, когда С.С. вела грузовик, сбегая из Дворца Евнухов во втором сезоне? Не на руль же, правда?
Особняком стоит эпизод изнасилования юной создательницей ОПМ учительского стола – кажется, по этому поводу не проехался только ленивый.
И на фоне все этих прелестей творящийся в кадре апартеид, геноцид и прочий расстрельный ужас оказывается каким-то… игрушечным, как те самые фигурки, которые движет по шахматной доске самодовольный Лелуш. В какой-то момент становится очевидно, что почти всем героям высочайше плевать хоть на кого-то, кроме себя. Вопиющий эгоизм всех без исключения главных действующих лиц можно было бы воспринять удачным ходом создателей сериала, если бы не понимание, что эти самые создатели, по сути, просто заигрались. В какой-то момент, сама Sunrise уподобляется Лелушу и начинает клепать трупы без всякой меры и логики. Глобальная война перестает быть мотивом, высокие идеалы – целями. Все это превращается в фон для любования героями – шикарным в своей сволочной сущности Лелюшем, жалким в своей растерянности и бестолковости Сузаку, зацикленной в своей тяге к битве Карен. И весь пафос, которым сериал переполнен через край, оказывается фальшивым, как фальшивы сами герои и их мотивы.
Ведь всем плевать на Японию и Империю – даже Императору и Лелушу, не говоря уже о телезрителях. Всех интересует, как именно выкрутится из очередной западни Лелуш, кого выставит дураком и в какую яму угодит в следующий раз. Попытки аллюзий на действительность, попытки ставить сложные вопросы тают под цветастым конфетти перестрелок, позирований на мехе и фансервиса. Зрителю интересны посиделки Лелуша с друзьями в кафе и погоня за укравшим шлем Зеро котом, стоящие в одном ряду с военными операциями в японском гетто. Расстрелы – это скучно, социальные проблемы – это банально. Кот, укравший "лицо" японского Сопротивления и массовая погоня за хвостатым по всей академии с Лелушем во главе – это весело и забавно.
В этом месте должен звучать "Полет Валькирий"...
Похоже, к концу первого сезона сами создатели приходят к пониманию, что безмерный пафос, молодежная стилистика, куча цветастых роботов из картона и внутренние разборки трех дюжин главных героев – то самое, на чем держится сериал, и уже не пытаются вытаскивать остальное. Второй сезон все чаще и чаще заставляет задуматься о самоцитировании: сюжетные повороты становятся все более и более предсказуемыми, с увеличением масштаба действия условность конфликта становится вопиющей, людские потери превращаются в статистику и все сводится к "семейным разборкам" тех самых трех дюжин персонажей. Они грызутся, троллят друг друга, плетут интриги, подсиживают и так далее. И не имеет значения, сколько вторсырья разлетится кучей рисованных взрывов по ветру: здесь это все для галочки, для красоты. Чтобы не затмевать основное, на чем держится сериал.
Потому-то "CG" и остается попсой: дорогой, качественной, образцово-показательной, но плоской и шаблонной не смотря ни на что. И финал, увы, удивительно предсказуем: в последних словах С.С., обращенных, словно, не к мертвому, а живому Лелушу, кроется слишком толстых намек на продолжение, которого просто не может не быть. Таковы законы жанра: хорошей попсы должно быть много, много, очень много. Быстрее, выше и больше.