Рецензия (с) Farlander
Название: "Клэймор" (Claymore)
Жанр: приключения, фэнтези, драма
Формат: телевизионный анимационный сериал, 1 сезон, 26 серий
Производство: Япония
Год: 2007
Режиссер: Танака Хироюки
Оригинал: манга Яги Норихиро
Многие годы я разрабатываю некую стройную концепцию конструирования авторских миров – не такое простое занятие, на самом деле. О теории условностей я говорить не буду – тем паче, там еще должны ребята с литведа пройтись своими боронами, а до тех пор – ни-ни! – скажу лишь, что выложить первые наброски на СИ меня побудил именно "Клэймор", и за это его создателю низкий поклон. Правда, больше кланяться не за что, но, да обо всем по порядку.
Предыстория моего знакомства с сим детищем японской анимации такова: я двое суток поднимал сеть на предприятии и один из менеджеров этой фирмы – заядлый анимешник, к слову – оставил мне болванку с фильмом. Поскольку в процессе установки дистрибутивов на все машины делать мне было попросту нечего, я тупо пялился в экран ноутбука, тихо хихикая в некоторых моментах. Досмотрел до конца – пощелкивая через кадр, но досмотрел. Памятник мне нерукотворный в студию, будьте добры!
На всем протяжении, меня терзала одна мысль: девиз "Клэймора" – "хочу быть "Берсеркером!", и никак не меньше. И не больше, что примечательно. Стандартная схема построения сюжета без зазрения совести скоцана у Сапковского сотоварищи: истребители нечисти вновь на тропе войны.
Итак, есть некий мир. Настолько условный мир, что если бы его не было – ничего существенно не поменялось. И живут в этом мире некие условные… ээээ… как там, у Даймара, в "Блюзе остывающих кукол?" Хороший эпитет, да жаль – не вспомню. Короче, некие необструганные буратины, которые людьми быть даже не пытаются. Этих буратин периодически хавают чудовища, известные под кодовым именем "йома", а этих самых "йома" без всяких разговоров рубают за звонкую монету охотницы (кодовое имя - "клэйморы"), объединенные под эгидой некой загадочной Организации. Которая древняя, как говно мамонта, и вообще, неизвестно, кем и когда изобретенная.
И вот в одну деревню приходит "девочка по вызову" и быстренько убивает тамошнюю людоедскую достопримечательность. Примечательность при этом загрызла всех до одного в семье "совести всего мира" и, заодно, главной "аднаногай сабачки" – Лаки. Который, естественно, тут же увязывается за клэйморшей, почитая ее отныне звездою ночей и солнцем дней. Короче, романтика, сопли, все дела.
Но, при всем при этом, главных героев у нас нет. Есть два шаблонных персонажа, картинно страдающих от начала и до конца. Причем настолько картинно, что хочется высморкаться, утереть слезы скорби и порекомендовать авторам курсы актерского мастерства. Или сразу лоботомию.
Клэр – та самая героиня-клэймор – тупо прет вперед, как паровоз, игнорируя законы логики и здравый смысл. От начала и до конца ее действия управляются неким априори бессмысленным императивом мести за покойную клэйморшу, убиенную супер-мощной йома, получившейся из другой клэйморши. Да-да, из клэйморов тоже получаются монстры, причем куда хуже обычных.
Но я отвлекся. Итак, одержимая праведным гневом девочка с серебряными глазами на протяжении двадцати шести серий сражается и страдает – на большее создателей сей поделки не хватило. И то, и другое уже через дюжину эпизодов начинает не на шутку доставать. Но это все фигня в сравнении с нашей "аднаногай сабачкай".
Лаки вышел настолько бестолковым, что хуже и представить нельзя. На протяжении всех серий, показываясь в кадре, он либо липнет к заднице своей ненаглядной клэймор, либо плачет. Нет, не так. Рыдает навзрыд, утомляя едва ли не больше, чем однообразные боевки и откровенная тупость героинь. Причем даже в финальном эпизоде, в миссии возвращения Клэр в человеческий облик после "fatality" главной злодейке, он оказывается бесполезен и торжественную миссию за него исполняет другой персонаж.
В действительности, история, предложенная нам, не просто банальна и предсказуема до чесотки. Весь "Клэймор" концептуально – одна большая "hack & slash" компьютерная игра с нулевым эффектом присутствия. Действие прямолинейно, как паровозные пути: от простого к сложному, от рядовых монстров к боссам со все более и более продвинутыми характеристиками. Героиня начинает на нулевом уровне (она по легенде самая слабая из клэймор), убивая чудовищ крутеет на глазах, получает попутно всяческие ништяки и бонусы, в итоге превращаясь в ту самую единственную силу, что может совладать с любым уродом, даже если десяток сильнейших коллег с ним до этого управиться не сумели.
Действие приторно и однообразно, боевки растянуты и тягучи, занимают по два, три, четыре эпизода (т.е. до двух часов реального времени!), пересыпаются обильными и бессмысленными комментариями, как самих героинь, так и их противников, а так же повторяющимися кадрами, создающими эффект дежа-вю. Клэйморы прямолинейны, как лом, и столь же сообразительны: прут на рожон, машут железкой в собственный рост, совершают кучу бестолковых телодвижений и рефлектируют не по теме прямо на месте, не отходя, так сказать, от кассы. О какой либо командной тактике речи не идет: все распоряжения командиров не идут дальше стратегии лобовой атаки. Порою складывается впечатление, что на самом деле тактика есть – массово принести себя в жертву, дабы самая слабая из команды в конец озверела и порвала плохиша на британский фланг. Жесть, как она есть.
Мира нет: как уже было сказано, годится он лишь на роль задника для драк.
Героев нет – есть неважнецкие персонажи, списанные напрямую из атласа психических заболеваний. У клэймор нет личной жизни, им не хочется есть, пить, простите, трахаться, и увидеть полярное сияние (или позагорать на солнечном острове – тут как пойдет). Никому из них не приходит в голову "завязать" и уйти на пенсию. У героинь есть лишь одно: ярко выраженные мании и рефлексии, которые и наполняют собою совершеннейшую пустоту между драками. Помимо того, есть только набор характеристик, рейтинг крутизны, супер-удар и некий незначительный вариант прически и черт лица, что вовсе не помогает хоть как-то различать девять из десяти выпускниц инкубатора.
Логики нет. Ее нет, как класса, как явления. На всем протяжении, клэйморы заняты чисто женскими фишками: находят себе приемных детенышей, переживают собственные беды, тупо ожидают превращения в чудовище, а в паузах – грызутся и подсиживают друг друга. Бедную Терезу сразу же "палят", стоит ей лишь отправить на тот свет банду, при этом складывается впечатление, что даже в отхожее место клэйморы без присмотра не ходят. При этом маньячка-клэймор не только пытается укокошить Лаки, но и гоняется за Клэр, в итоге, сама становясь чудовищем – и никто в Организации ни сном, ни духом. Зачем Лаки тащится искать Клэр на севере – умом понять нельзя. В Москву через Владивосток? Чем руководствуется негодяй Пробудившийся, пытающийся разрушить одинокий городок, и как воюют его защитницы - это вообще без комментариев.
Так что же есть?
А ничего здесь нет. Вообще ничего, кроме девушки с веслом… простите, мечом. Беловолосой героини, бредущей на закат воевать с чудовищами. Фантик, обертка без какого-либо приемлемого содержимого. Красивая картинка безо всякого смысла.
"Клэймор" уплощен концептуально и упрощен фактологически до вызывающей степени. Занудное, на одной ноте действие, отсутствие внятных привязок, драки и опять драки, причем такие, фундаментальные – по три-четыре серии, с повторениями и добиваниями до победного конца. Напоминает стратегию тех самых компьютерных игр: прибежал, ударил босса пару раз, выбежал, подлечился, опять забежал. Повторяется до упокоения супостата. Увы, попытка давить на психику проваливается с треском, а льющее обильные слезы герои не вызывают ничего, кроме циничной ухмылки. Эх, вы, Станиславского на вас нет!
Пожалуй, от этого фильма есть одна польза: любой начинающий Автор чего угодно (хоть рукописей, хоть рисунков, хоть анимации) может на наглядном примере увидеть, КАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!
На большее он не годится.