Рецензия (с) Dellarion
Аннотация: Калека. Горбун. Мальчик-бродяга с прошлым, покрытым тайной, и загадочной судьбой, ищет свой путь в пространстве. Найдет ли? Не знаю. Но он научится летать.
Рецензия: Добрый день, дамы и господа.
Сегодня на повестке дня повесть о мальчике с непростой судьбой. Мальчике, упавшем с небес, но все еще мечтающем летать. Он калека, пария, горбун - блеклая страница повседневной жизни, мимо которой проходят люди, стараясь не обращать внимания. Отводят глаза, воротят нос, конечно - они же лучше. У них есть семья, друзья, дом, работа - будущее.
А у него- нет, потому лучше пройти мимо, авось, он исчезнет среди мгновений книги жизни, и перестанет мозолить глаза своей ущербностью.
Повесть о калеке по имени Кир.
Сюжетный спойлер: Изящная повесть о мальчике-калеке. Пареньке, в чьих силах изменить мир. Для этого нужно только попасть в Замок меж мирами, и научиться летать. Преодолеть множество проблем, опасностей и тяжелых утрат. История о дружбе, мечтах и чистом сердце.
По жанру эта повесть - сказка. Но сразу же после прочтения ( да и во время него ), возник вопрос: для кого эта сказка написана?
Дети Если сказка детская, то почему в ней присутствует мат, малолетняя проститутка и прочий налет "реализма". Судя по всему, повесть написана явно не для младшей докольно-школьной аудитории.
Взрослые Сказка для взрослых? Снова не то. В повести много мелких не состыковок, наивности...И главное - маловато реализма для больших теть и дядь.
Подростки Единственным логичным выводом, стало бы предположение, что повесть создана для тинэйджеров? Но...снова нет. Почему? На этот и другие возникшие у меня вопросы, я постараюсь дать в этом разборе исчерпывающий ответ.
Парень, калека, горбун. С пяти лет не может ходить сам. Приличный кусок жизни провел в больницах, потерял родителей, остался на улице, прибившись к "семье" беспризорников.
И вот именно тут возникает первый когнитивный диссонанс.
- Мальчик понимает значение слова "Квазимодо". Вопрос, откуда? Одно дело воспринимать это слово как ругательство, но ведь он понимает точное значение своего прозвища.
Цитата:
На "Квазимодо" я не обижаюсь. А чего тут обижаться, урод - да. Калека - да. Зато честно говорят, в лицо, а не как эти, которые на улицах мимо проходят.
Он читал "Собор"?
- Кир ненавидит взрослых, но в то же время, попав к ментам он тих, нем и абсолютно не конфликтен. Где объявленная ненависть? Нет ее.
- Кир слету оценил марку компьютера на столе в комнате, куда его привели милиционеры. Пентиум-4, и снова вопрос - откуда он это знает?
- Мальчик годами живет на улице, у него нет никаких заболеваний ( горб и парализованные ноги у него были ДО появления на улице). Нет вшей, нет коросты или грибка. Никакой грязи.
- Почему Кир ненавидит взрослых? Он может ненавидеть родителей, которые оставили его одного. Может не любить ментов или хулиганов. Однако он ненавидит ВСЕХ взрослых. За что? Обычно калеки не любят именно свою социальную ячейку. Кир - подросток, ненавидеть он должен именно подростков. Они унижают, бьют, не играют с ним. Именно в сравнении со сверстниками он выглядит еще большей развалиной.
- Кир - горбун. Удивительным дело - у него не болит спина. Горб давит на позвоночный столб. Мальчишка же не удивление шустр.
- И главное: в мальчике нет озлобленности. Я понимаю, автор сказал, что он ненавидит взрослых, но в тексте ничего подобного нет. Он не огрызается ментам, не хамит окружающим. Наоборот - молчит и проявляет завидную благородность. Нонсенс.
Тут можно пресечь поток моих придирок и сказать: -" Повесть СКАЗКА! Не должна сказка быть реалистичной".
И да и нет. Брутально-грязной, сказка быть не должна. Но и забывать, что калека с чистой кожей, без болезней с тихим и покладистым характером...проживший много лет на улице...Выглядит странно?
Почему я начал разговор именно с копания в Кире? Потому что на его внутреннем мире построена вся повесть. Выкинь мальчика-калеку и созданный автором маленький мир рассыплется, словно карточный домик. Значит Кир важен? Значит именно он является доминантой всей истории? Потому и начинать нужно именно с этого персонажа.
- В мыслях Кира нет да нет, а проскакивают вещи, которые он знать не может. ( Просмотрите текст, есть несколько таких эпизодов)
- Кир - ДОБРЫЙ! Не стал добрым после того как научился летать. Не стал добрым в конце истории ( ака мораль). Он им был. Калека? Всеми шпыняемый маленький мальчик? Побирушка? Малыш с измученной судьбой, оставшийся сам против всего мира? Замкнутый, нелюдимый, неразговорчивый - да. Добрый ( в нормальном понимании этого слова) - нет. Добрые на улице не выживают. Даже в сказке должна быть крупица правды.
Теперь мне придется немного отойти от Кира. В повести есть еще, как минимум две вещи, которые вызывают множество вопросов.
1) Смерть родителей Тимура и его реакция.
2) Необходимость "полетов" и уроки в Замке.
Ну что же, начнем по пунктам.
1) Образ Тимура вызывает очень много вопросов. Местами паренек нелогичен, местами слишком "взрослый". И не забывайте, все происходит на фоне ужасной катастрофы - смерти родителей. Такие дела оставляют на психике ребенка не просто следы, они оставляют рваные раны. Залечить их получается далеко не у всех.
а) Тимур в ментовке: Он "взрослый". Пацану 14 лет. Он не плачет, речь гладкая, связная. Горе почти не пробивается сквозь ледяной панцирь. Мальчик уверенно хамит милиции, и напоминание о смерти родителей вызывает очень странное чувство - злость. Проблема в том, что дети, обычно, не персонифицируют источник обиды. Не может мальчик злиться. В таком возрасте даже о мести никто не думает. Дети плачут, уходят в себя, часто сходят с ума, прячась в личный мирок. Ведь там хорошо и уютно. Что же видим мы?
Цитата:
- Ладно, - говорю я, тоже не знаю зачем. И добавляю, - Ты держись.
Тимур на мгновенье застывает, глаза леденеют, но потом словно встряхивает с себя мирок.
- И ты держись, Кир.
Он взрослый. Абсолютно. Так может говорить сильный, видавший виды мужик 30-40 лет. А Тимур - мальчик.
б) Тимур попал в "Замок". И тут происходит дивное дело. Он забывает о родителях. ( Автор потом вспоминает про его горе, но дальше одного предложения дело не идет). Дети страдают ассоциативной памятью. Не могут они взять и забыть о ТАКОМ горе. ( Дело в том, что уже при разговоре на кухне Тимур был больше спокойный, чем убитый горем). Взрослые люди с устойчивой психикой годами переживают смерть близких, а тут раз - и он смеется. Можно сказать, что у детей гибкая психика, что там, где взрослый впадет в прострацию, ребенок будет смеяться. Вот тут можно сказать нет. Родители, это не разбитая машина, проигранная война или убитый соседом котенок. Родители для ребенка - весь мир. Тимур убегает из дома, так как не может выносить даже ПРИСУТСТВИЯ в квартире родителей, где ему все напоминает о этой утрате. А тут - БАЦ, и он веселый. Странно...
в) Есть еще несколько мелких неувязок. Например, абсолютный перепад речевой стилистики Тимура в середине повести. Он начинает безудержно материться. В начале - у ментов, на кухне, этого нет. Попадает в Замок, и стиль речи меняется кардинально. Возможно, автор увидел образ мальчика по-новому, а подправить диалоги в начале текста не успел? Или почему-то не стал этого делать?
Теперь о Замке и "полетах".
Очень красивая идея, вызывающая приятные ассоциации. Полет - мечтание, возвышение над серыми буднями. Свобода. Стремление вперед. Красиво? Конечно. Но есть ма-а-аленькое но. Автор очень поздно объясняет для чего, собственно, нужно летать. Да и то, объяснение занимает пару предложений и не выглядит убедительным. ( Додумай сам? Тоже вариант, но по мне конкретики маловато)) Полет не всегда свобода. Полет может быть и бегством. Бегством от реальности, от серости и нищеты. Бегством в новый мир. Только зачем нужно учить убегать? А если полет - свобода...Как можно научить быть свободным?
И вот теперь, я подошел к самой главное неувязке повести - урокам. Даже капсом выделю) КАК МОЖНО НАУЧИТЬ МАЛЫШЕЙ БЫТЬ ПОВОДЫРЯМИ ЦЕЛЫХ МИРОВ - РАССКАЗЫВАЯ ИМ О ИСТОРИИ ГРАНЕЙ КРИСТАЛЛА? Их не учит лингвистике, логике, математике. Их не учат быть ответственными, умными, ловкими. Даже быть добрыми и милосердными не учат. Только говорят о мирах, и учат летать. Мне это показалось странным. Честно.
- Не раскрыт фактор полета. Как именно, почему именно полет способствует облагораживанию сознания детей. ( А это по сюжету получается именно так).
- Не понятны намерения учителей ( Детей никто не учит ( в нормальном смысле слова) полет просто есть. Они летают с ними? Охраняют? Это да, есть. Но чему они учат?) Я не нашел в тексте поучений. Но не нашел и глупостей, которые бы говорили оба учителя .
И теперь контрольные вопросы:
1. Откуда у Кира взялось умение внушать людям свою волю. Как на это повлиял полет? Или это силы Замка? Не понятно до конца.
2. Тимур ненавидел убийцу своих родителей ( но в замке он был радостный и веселый ). Диссонирует.
3. Как ребята изменили мир ( или хоть что-то) за три года. Только Сашу и Шефа? Для Избранных мало. Хотя, возможно, у них все впереди.
Подводя итоги: Чистая, кристально прозрачная, добрая сказка.
Читать ее легко и приятно. Но изредка автор переигрывает с жалостью. Мальчик почти не страдает, а как вывод и не преодолевает что-то страшное. Горб не болит, ноги почти не болят ( сначала он их не чувствует, а потом быстро выздоравливает и боль уже совсем не та). Не очень понятно как именно Кир стал таким каким стал.
Несмотря на некоторые неточности и помарки эту повесть можно оценить как достаточно хороший текст.
Удачи автору)
С Уважением - Dellarion.