Итак, "Шестой дозор" прочтен, но в связи с острым приступом лени, напишу вместо рецензии мини-обзор.
(Слов много, аргументов мало - книга только что дочитана, пишу "как есть")
"Пятнадцать лет — это большой срок".
Этими словами начинается "Шестой дозор", финальная книга цикла.
И действительно. В двухтысячном на моей полке появилось издание "Ночного дозора" (подарошное), и мир "Дозоров" захватил меня с головой. Был я молод, глуп и восхищен. А уж как обрадовался долгожданному продолжению!
Шли годы. По книге сняли фильм, выпустили игру. Цикл Дозоров развивался, пополняясь новыми персонажами и деталями.
И вот, наконец, Цикл о сумрачном мире Иных завершается.
Вот только я хоть и глуп, но уже не так молод, и восхищает меня далеко не все.
Сначала о хорошем: книга читается легко, непринужденно, не возникает желание сделать перерыв, или отложить книгу в сторону. Книга (и весь цикл) завершен, в общем-то, достойно.
Но!
Меня не покидало ощущение, что книгу начал писать не Лукьяненко, а некий другой автор. Будто бы этот автор Х составил грамотный костяк сюжета, основные направления развития, придумал пару занятных новых персонажей, прописал концовку (по меньшей мере, занятную).... и исчез.
Лукьяненко же, взяв за основу работу автора Х, "навесил" на него уже знакомую читателям вселенную дозоров.
Получилось неоднозначно.
Во-первых, огромная доля интереса к "Шестому" базируется на увлекательности предыдущих книг цикла. Инерция интереса сильна - знакомые персонажи\локации\события весьма способствуют.
Если же книгу перечитать с пристрастием, выявляется неутешительное: Городецкому некуда расти. В предыдущих книгах он достиг небывалых вершин могущества, смог защитить семью от всех угроз, но увы, "достиг потолка".
Поэтому Антону достается совсем уж богоподобный противник, а читателю - первое сомнение в достоверности происходящего. Помните "Троих из леса" Никитина? Герои получали во враги (лвлап, динь-динь!) сначала кочевников, потом магов, потом богов... в "Шестом" похожее ощущение.
Это, в принципе, не так критично, и при соблюдении духа "дозоров", мог бы получится хороший боевик.
Но увы, герой не просто не вырос - он деградировал.
Оценка героем окружающего мира путем внутренних монологов\рассуждений (увлекательная в первых книгах) превратилось в утомительное переливание пустого в порожнее. Антоновы мысли либо не развивают мир, либо развивают его в тупиковом направлении.
Например, Антон зачем-то решает выяснить "предысторию" домашней кастрюльки, угробив энергию, которую "он раньше тратил за неделю" (замечу, ему есть куда тратить силы - совершилось очередное вампирское нападение).
Действия Антона начали не увлекать, а утомлять, все время хотелось отреагировать в духе "Уйди, Городецкий, со своими бреднями, ты мне сюжет заслоняешь".
Повторюсь - книга читается быстро, и при первом прочтении не замечается вторичность первых 2\3 книги. Последняя же треть весьма занятна, и во многом за счет нее - от книги в целом остается
не самое плохое впечатление.
Но!
Пока читатель дотянет до конца, он окунется в странную смесь из "старых щей, что погуще влей" и неуместной буффонады. Словно Петросян в конце выступления, сюжет перестанет дурить и сообщит что-то серьезное, но до этого...
Гесер и Завулон устраивают перебранки, словно Панч и Джуди;
Тигр, растерявший свой лоск и загадочность, опустился до уровня "рояль очевидный, небольшой";
Ольга, Светлана отошли на задний план, получив пару реплик;
Ключевые роли остались у трех с половиной персонажей, остальные превратились в сюжетные подпорки...
Логичность сюжета... странная.
Позволю себе лирическое отступление.
Существует загадка: Мужчина попал в плен на острове, где обитали только амазонки. Они сообщили ему, что его собираются казнить, но сначала выполнят любое его желание. Какое желание он должен загадать, чтобы остаться в живых? (ответ вроде "Не убивайте меня" авторы исключают)
Подсказка: амазонки были известны высоким самомнением.
Ответ "Пусть меня убьет самая некрасивая из вас!"
Я вам таки скажу, что по здравой логике это далеко не единственный правильный ответ на загадку, но иного ответа не предполагается.
Так и в книге - герои поступают правильно, но
странно, не замечая в упор лучших вариантов. Явные провалы в логике, да еще в самом напряженном(и лучшем) моменте книги - концовке. Критического отторжения, впрочем, не вызывает.
Теперь о плохом. Я не буду делать подробных описаний - мне противно. Вместо этого я с карандашиком сделал нехитрый подсчет:
3 раза автор вкладывает герою в уста свое личное категоричное мнение, и тыкает читателя в него носом.
5 раз Антон откровенно тупит в стиле "я только вышел из запоя и три часа уже иду".
1 молодежный неологизм от автора - слово "курга" (это как "пурга", только хуже). А я придумал слово, смешное слово - плим!
1 (как минимум) отсылка на реальную личность (астролог Глыба). По традиции автора, такой персонаж - полный осел. Уверен, что нашел бы больше отсылок, что-то понимая в писательской тусовке.
3 раза упоминается неуместный "типа современный" жаргон.
1 большущий рояль (в куче мелких), безосновательно и беспощадно сокрушающий ошалевшего читателя.
Воскрешен один из персонажей, без логического обоснования.
В духе "Симпсонов":
- Ральф! Мы думали, что ты умер!
- Неа!
И все.
Какие еще вам объяснения?"
3 раза автор упоминает украинский конфликт (один раз - залезая в него аж по плечо).
2 раза автор пытается навязать читателю свою личную мораль.
Это не самое страшное.
Сюжет Лукьяненко - странная дама. Вот она спокойно ведет с вами беседу о сущности бытия, а в следующую секунду скидывает штаны и энергично тычет читателю промежностью в лицо. И так 17 раз.
Семнадцать, чтоб меня, раз автор влезает в сексуальную тематику самого мерзкого стиля. Дважды Антону приходят в голову похотливенькие мыслишки (1 раз в отношении девочки 15 лет); 8 раз из 17 читателю предлагается тематика подросткового секса. Большинство - по отношению к дочери Антона.
Господа, я не ханжа. Но почему взрослый автор тыкает меня носом в трусы своих 14-летних героинь, мне непонятно. Это низко и пошло, это омерзительно, в конце концов.
нецензурно Еще в книге имеется 1 (один) деревянный хуй.
Итог: если хочется закончить цикл дозоров, от книги можно получить удовольствие, главное - не перечитывать ее.
На этом все.